Консультация "Массаж для пальчиков"
материал (младшая группа) по теме

Цайтлер Нонна Владимировна

 

Из опыта работы  Цайтлер Нонны Владимировны воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №47 "Теремок" комбинированного вида.             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masazh_dlya_palchikov.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ Г. КИСЕЛЕВСКА

МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Консультация.

Из опыта работы

                                                        Цайтлер

Нонны Владимировны

воспитателя

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детский сад №47

комбинированного вида.              

   Мелкая моторика ручек ребенка и развитие речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Если малышом заниматься, то пальчики становятся гибкими, ловкими и способными. А если делать не просто массаж, а играть в пальчиковые игры, то можно развивать еще и творческие способности, и внимание, и скорость реакции. Если вы учите малыша упражнениям, где используется поглаживание, плескание, щипание, то у ребенка будут развиваться сенсорные способности.

   Название «пальчиковые игры» может показаться многим родителям незнакомым. Но если рассказать несколько таких игр, то вы их сразу узнаете. Помните, в детстве мама или бабушка рассказывала вам «Идет коза рогатая…»? А всеми любимая «Сорока-ворона кашу варила…»? все эти детские поговорки и являются настоящими пальчиковыми играми. В наши дни их выдумали очень много, есть даже целые сборники «Пальчиковые игры». Есть и другие варианты названия, например, «Пальчиковая гимнастика».

   Перечисленные стихотворные формы подходят для массажа каждого пальчика, привлекая внимание ребенка каждой строчкой. Некоторые из них проще, другие сложнее – малыш со временем сам выберет. От эмоций родителя зависит очень многое. Даже самое простое стихотворение может оказаться любимым на долгие годы, если оно произвело впечатление и не перестает удивлять новыми жестами, мимикой и тембром.

    Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребенка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребенком доброжелательные отношения. А еще для ребенка они – интересный мостик между ними и окружающим миром. Ведь в пальчиковой гимнастике, по обыкновению, отображается мир реальный – люди, животные, явления природы.

Основные приемы

Детская ручка очень нежная, делайте все движения очень легко. Массаж нужно делать от периферии к центру. Вначале растирайте всю кисть и расстояние от кисти до локтя. Потом перейдите к пальчикам. Своими пальцами растирайте пальчик от кончика к основанию, двумя согнутыми пальцами обхватите пальчик и круговыми движениями двигайтесь по боковой поверхности к основанию. Просто погладьте, повторите. Крепко обхватите пальчик, мягко потяните его. Аккуратно пальцами потрите кончик. Перейдите на тыльную сторону, погладьте круговыми движениями,  затем ладонь. Можно аккуратно сделать «крапивку» - щипки тыльной стороной ладони.

Советы массажиста

   Работайте с обеими ручками по очереди. С малышом грудного возраста нужно заниматься, полностью выполняя движения за него. Потом ребенок сам будет повторять движения, узнавая знакомые стихи. В пальчиковые игры можно играть до самой школы. Их используют учителя начальных классов, чтобы дать ребятишкам возможность размять руки на уроках письма.

♦ Тренируйтесь с малышом ежедневно, по возможности 2-3 раза вдень. Упражнение занимает 2-3 минуты.

♦ Хорошо использовать игрушки и погремушки. Пока разминаете одну ручку, в другую вложите игрушку.

♦ Всегда хвалите малыша, ведь он так старался, тянулся, хватался…

♦ Игрушки должны быть чистыми, ведь овладев приемом «захват», кроха постарается отправить добычу в рот.

♦ Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой, другие - удержать всеми пальцами, третьи – взять двумя-тремя пальчиками. Разные по форме игрушки позволят научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группировать пальцы.

       Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
  Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
  Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
 Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
  Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
        Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
   Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  7. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

                                                        Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

                                                        Ягодки.
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

 

                                                      Рыбки.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.


Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га, га, га.
Наши угленьки вверху:
Гу, гу, гу.
Наши курочки в окно:
Ко, ко, ко
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет: Ку-ка-ре-ку!

(пальцы сложить как раскрытый клюв)

(открываем, закрываем клюв)

(руки вверх, машем кистями)

(постучать указательным пальчиком)

(спину выпрямить, голову поднять, руки в стороны)

махать руками как крыльями и кукарекать

Мальчик-пальчик 

(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(
разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец) 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...