Патриотическое воспитание. Консультации для воспитателей.
методическая разработка по теме

Бердник Елена Владимировна

Народная кукла в детском саду.

Воспитание уважения к старшему поколению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Народная кукла в игре современных детей

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сло жились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Как объ единить их усилия в одном направлении и дать потребителю возмож ность приобретать красивые и полезные игрушки? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в усло виях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей ее решения является изучение опыта игровой де ятельности детей в народной педагогике.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была ру котворная, или народная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребен ка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности.

Куклы были самого разного размера, возраста и характе ра, что собственно и определяло суть игры, ее приемы и роль самой куклы в игре. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь об разом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит ее словами и чувствами, знает эту действитель ность настолько, насколько знает ее ребенок. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окру жающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются на выки общения. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации.Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребен ку давали такую куклу, как "Пеленашка". Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любихмых девочками. С ней можно было играть в дочки-матери, заво рачивать ее, пеленать, укачивать, кормить. Ее можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятель но, поскольку она была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяль цем и перехватывали узкой полоской ткани, тесемкой.Когда игровая деятельность ребенка в силу его физического раз вития связана с движением, моторной деятельностью, ему нужны устойчивые, прочные игрушки. Поэтому ребенку дава ли деревянных кукол-болванчиков. Эти куклы просты в изготовлении и устойчивы, их можно двигать, ронять, при этом они не бьются. Делали их в виде круглого, хорошо обтесанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки.С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу — "Стригушку". Ее делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косы. Эта кукла легкая, подвижная, она может крутиться, падать и в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Ее образ, подвижность позволяли ребенку углублять свои познания бытовой жизни. Поле игровой деятельности с этой куклой было очень широкое — она и в доме, и в поле, и на посиделках со своими подруга ми.Ребенку давали играть в куклы, сделанные из тря пок. "Простоватые", на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приемов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали сшивными из кусочков ткани. Считалось, что режущие инструменты могут нанести ребенку вред, поэтому при изготовлении куклы ткань никогда не резали ножницами, ее рвали. Куклу делали в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и запле тали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая ей тот или иной образ — девушки, женщины, кормилицы, работницы. Делали кукол еще и свернутыми, без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевя зывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручка ми. Свернутые куклы делали еще и путем закрутки. Ткань закручива ли вокруг своей оси и скрепляли все это ниткой. Лицо тщательно об тягивали льняной тряпочкой. Руки изготавливали таким же способом, что и туловище. Делали кудельную либо волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как правило, с куклы не снимали. Одной из любимых кукол- закруток была уже упомянутая кукла-младенец "Пеле нашка".

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо "по образу и подобию человеческому", в нее может вселиться злой дух и причинить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, и недоступная для вселения в нее злых сил.

Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины. В летнее время делали кукол из растительных материалов — плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал и использо вать его.

Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовле ние куклы девочку приобщали к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у нее формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэ тому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматри вали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей.

Для маленьких девочек из богатых семей в XVII, XVIII и начале XIX вв. задача стать хорошей матерью практически не стояла. Их воспитание доверялось няням и гувернанткам. Девочку не учили быть матерью. Она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. Это была главная задача воспитания. Ее учили не сохранять семью, а обзаводиться семьей. Она была обязана уметь хорошо оде ваться, хорошо выглядеть, обладать сдержанными манерами, быть галантной. Эти задачи невозможно было выполнить при помощи куклы-младенца, с которой играли крестьянские девочки. В своих играх с куклой как ролевой моделью девочка не подражала своей няне. Она куклу не нянчила. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе. Кукла наряжалась, ходила на балы, в гости, у нее были хорошие манеры. Кукла была госпожой.

Важно отметить, что сама кукла, ее образ меняются в зависимос ти от целей воспитания ребенка. Это положение о связи целей воспи тания и образа игрушки подтверждает вывод, что игрушки, в которые играют дети, формируют их будущие личностные характеристики.

Образ игрушки зависит не только от целей воспитания, но и от культурного и экономического уровня развития общества. Поэтому мир игрушек динамичен. Они меняются во времени. Р> игре ребенок подражает взрослым, ему важен окружающий его мир. Играя, он вос производит реалии современности. Сегодняшний же день диктует совсем иные тенденции, которые не несет в себе народная игрушка. Но играет ли современный ребенок с народной, рукотворной куклой, какое место она занимает в его жизни?

Анализ рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно увидеть народные игрушки. Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, но его удов летворяют художественные салоны, магазины, продающие сувени ры, магазины народного творчества и другие торговые учреждения, но только не детские магазины. И в руках современного ребенка увидеть народную игрушку сложно. Хотя иногда и можно встре тить ребенка, играющего с игрушкой на балансе (клюющие куры на кругу), свистящего в птичку-свистульку или с интересом дергающего медведя-дергунчика. Пожа луй, это все.

 

Выбор кукол был предопределен простотой их изготовления и большой популярностью в игровой среде крестьянских детей XIX и первой половины XX в. Это куклы-закрутки. Делать их очень просто и быстро.

Бессонницу сворачивают из двух лоскутов или двух носовых платочков. В середину одного платочка закладывают обрывки нитей и перекручивают этот участок, затягивая его одним из концов платка, тем самым обозначая голову. Вторым платком оборачивают тело кук лы через шею и образовавшиеся из концов первого платка руки, за вязывая концы на талии куклы, создавая ее платье.

Для изготовления "Кувадки" скручивают лоскут, в середине его перегибают. Отступив несколько сантиметров от перегиба, перетяги вают его нитками, обозначая голову куклы. Вторую скрутку вставляют под перетяжку. Это руки куклы. Затем нитками делается вторая пере тяжка.

С народной кук лой ребенок может познакомиться, узнать, как ее делали, что в них играли в детстве их бабушки. Но, удовлетворив свой познавательный интерес, дети не испытывают желания поиграть самостоятельно. Не появляется у детей и стремления поиграть с матрешкой. Интерес к ней, как и к народной кукле, также носит познавательный характер. Ее можно разобрать, выстроить всех матрешек, рассмотреть расписной наряд, но не играть.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современ ный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы дейс твия с народной куклой, а подготовительно-ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребенок сам может изготовить куклу, повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс "рождения" куклы. При этом кукла обязательно должна быть "правильной", т. е. иметь свое лицо, пусть даже нарисованное фломастером. Конечно, народная кук ла не может и не должна заменять ребенку фабричную, но игра с ней и участие ребенка в ее создании позволяют развивать у него творчес кие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о тради циях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать ее в игровой деятель ности ребенка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о ее истории.

 Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла, почему ее так называют и когда в нее играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами, но и заинте ресоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начи нает привлекать дошкольников к их изготовлению, превра щению кусочков ткани в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.

Народная кукла в игре современных детей


Консультация для воспитателей

МБДОУ № 17

2011 -2012 уч.год



Предварительный просмотр:

Формирование уважения   к старшему поколению.

Принято считать, что снижение авторитета семьи связано с институтом кризиса семьи. Число нуклеарных семей (без детей или с одним ребёнком) неуклонно растёт, неустойчи вость супружеских отношений влияет на ко личество разводов, искажаются родовые и семейные связи, происходит нарушение преемственности поколений, усугубляется идивидуализм молодых и обостряется чув ство ненужности людей старшего возраста.

Однако следует учитывать и тот факт, что не все прародители готовы к новой роли бабушек и дедушек. Многие активные, успеш ные, вовлечённые в профессиональную дея тельность люди рассматривают предложе ние со стороны взрослых детей участвовать а воспитании внуков как посягательство на их личное время, как угрозу карьерному росту. Некоторые настаивают, чтобы внуки называли их по имени и не напоминали о новом семейном статусе.

Непринятие роли бабушки (дедушки) мо жет быть вызвано другой мотивацией - опе рированием к собственному опыту: «Мы сами воспитали детей, и никто нам не помогал».

Вместе с тем у большинства прародите лей остаётся потребность в реализации но вых семейных функций.

Роль современных российских бабушек и дедушек различна в зависимости от возрас та, степени востребованности их опыта, со циального статуса, отношений со взрослыми детьми, условий проживания - совместного али раздельного.

В психолого-педагогической литературе воспитательный потенциал старшего поколе ния связывают больше с деятельностью бабушек, чем дедушек. Печальная статистика последних лет свидетельствует о росте не полных семей, о женском воспитании детей. В связи с этим роль дедушки становится осо бо значимой. Безусловно, он не заменит отца ребёнку, но его участие позволит компенси ровать утрату мужской модели поведения, что особенно важно для мальчиков.

По данным опроса бабушек и дедушек, проведённого американской исследова тельницей П. Робертсон, сформулировано четыре функции прародителей в семье.

  1. Присутствие - символ стабильности,
    интегрирующий центр, сдерживающий фак тор при угрозе распада семьи.
  2. Семейная «национальная гвардия» -
    поддержка молодой семьи в кризисной си туации.
  3. Арбитры - опора на семейные ценно сти при разрешении внутрисемейных кон фликтов.
  4. Сохранение семейной истории - ощу щение преемственности и единства семьи.

Наиболее распространённая помощь пра родителей, которую сегодня они оказывают своим детям, - забота о внуках, пока мама и папа на работе.

Большинство родителей приветствуют участие бабушек и дедушек в воспитании внуков, но каждая семья определяет раз личную меру такого участия. Возможны вза имные претензии: бабушки (дедушки) кри тикуют родителей за чрезмерную строгость, стремление к форсированному интеллекту альному развитию внуков; родители же не всегда доверяют опыту старшего поколения, не без основания считая, что в некоторых случаях этот опыт уже устарел.

Исследователи отмечают, что у ребёнка оценочное отношение к дедушкам и бабуш кам формируется опосредованно - через высказывания родителей. Если родители подвергают сомнению педагогическую ком петентность старшего поколения и не под держивают их авторитет, то складываются напряжённые, эмоционально отчуждённые отношения. В результате дети тоже начина ют критически относиться к бабушкам (де душкам): «Бабушка вечно всё забывает, пу-

тает!»; «Дедушка плохо слышит, он так громко включает радио, что надо уши заты кать!»; «Бабушка ходит еле-еле, как черепа ха»; «У нашего деда из рук всё валится! Вче ра чашку разбил».

В то же время согласно выводам О.В. Крас новой и А.С. Спиваковской уровень кон фликтности между прародителями и внука ми наименьший среди других групп отноше ний (супружеских, детско-родительских).

У детей из нуклеарных семей может сло житься искажённое представление о стар шем поколении в связи с отдалённостью их проживания, поскольку общение при этом становится минимальным. Содействие роди телей общению детей с бабушками и дедуш ками (например, посредством телефона, пе реписки, поздравлений и т.д.) обеспечивает крепость родственных связей.

В многопоколенной семье при условии взаимного уважения, сохранения доброже лательности между всеми её членами форми руются положительные взаимоотношения.

Повседневное общение разных по возра сту и опыту членов семьи обогащает нравст венно-эмоциональное, психическое разви тие ребёнка, создаёт для него возможность проявлять постоянную заботу, чуткость и от зывчивость по отношению к старшим.

Из рассказов дедушек и бабушек дети уз нают, кто их предки, кем они были, какой об раз жизни вели, и начинают понимать, что являются восприемниками истории рода, которую будут передавать впоследствии своим детям.

В современном обществе воспитательный потенциал прародителей недооценивается, и эту тенденцию необходимо изменить. Такими возможностями обладает до школьное учреждение. В этой работе можно опираться на методические приёмы, направ ленные на систематизацию и обобщение представлений ребёнка о своей семье, смене поколений, их преемственности.

Для формирования у детей представлений о прародителях, наделённых мудростью и опытом, появившимся в результате  прожитой жизни, целесообразно провести  беседу, основываясь на известном рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» После чтения текста следует задать  вопросы.

Назовите членов семьи, которые жили  вместе со старым дедушкой.

Как описывает писатель старого деда?

Почему дед стал обедать  за печкой, а не за общим столом?

Как вы оцените поступок сына и его жены?

Почему родители мальчика стали уделять уважение к деду, заботиться о нём?

Почему бабушки и дедушки заслуживают уважения?

Эти вопросы подводят детей к того, что в силу своего возраста люди уже не такие ловкие и сильные, как были раньше, они прошли трудный жизненный путь.

Выслушав ответы детей, педагог  может рассказать об известных им фактах биографии своих бабушек и дедушек, показать  фотографии, которые они принесли из дома, а также подумать, как они сами могут проявлять заботу и внимание к людям старшего  поколения.

В свободное время педагог вместе с детьми  может  оформить  в группе стенд «Наш бабушки и дедушки» (с семейными фотографиями и детскими рассказами).

Для того чтобы научить дошкольников  вежливо и корректно оказывать noмощь жилым людям, следует использовать личные проблемные ситуации.

  1. Бабушка пришла за Колей в детский сад. Мальчик и другие дети былина
    физкультурном занятии, в группе оставались Таня и Катя. Бабушка пожаловалась на
    усталость и боль в ногах. Что сделают девочки, что они скажут бабушке?
  2. Толя собирает пазлы. Рядом сидит бабушка и вяжет носок. Вдруг звонит телефон
    и бабушка уходит. Мальчик видит, что кот Мурзик стал играть с клубком ниток. Как поступит Толя?
  3. Дедушка вёл внука в детский сад. По дороге дедушка споткнулся и уронил в лужу пакет с конфетами. Мальчик давно обещал отнести угощение для ребят в группу. Что он скажет дедушке?
  4. Лена смотрит по телевизору интересный мультфильм. Дедушка хочет почитать , но не может найти очки. Он просит девочку помочь ему. Что сделает девочка?

При обсуждении каждой ситуации педагог уточняет, почему ребёнок именно так подошёл  к её решению. Побуждает детей к размышлению с целью принять наиболее оптимальный вариант ответа. дальнейшем следует не только обсуждать проблемные ситуации, но и некоторые  из них по возможности моделировать (например, первая ситуация возникает достаточно часто).

В индивидуальной работе педагог должен анализировать   и корректировать действия, поступки, высказывания детей по отношению к родным дедушкам и бабушкам. В этом большую помощь могут оказать родители: рассказать ребёнку об интересных и значительных фактах из жизни своих мам и пап, показать фотографии, на которых запечатлены значительные и важные семейные события. 

      Дальнейшее рассматривание семейных альбомов в группе укрепляет интерес ребёнка к близким людям, усиливает чувство привязанности к бабушкам и дедушкам. Словесные упражнения («Какая моя бабушка...», «Мой дедушка...») акцентируют

внимание на положительных нравственных качествах людей старшего поколения.

   Однако представления детей будут лишены  эмоциональной окраски без сотрудничества с  бабушками и дедушками. Можно организовать выставку «Золотые руки», на которой дети по очереди становятся экскурсоводами, рассказывая об экспонатах, изготовленных членами своей семьи. Бабушки также могут поделиться кулинарными рецептами, а дети вместе с воспитателями изготовят книгу «Бабушкины секреты» и оформят её своими рисунками. Аналогично оформляется книга «Бабушкины советы по рукоделию».) Можно организовать развлечение «Игры нашего двора». Дедушки и бабушки покажут подвижные игры их детства, а затем поигра ют вместе с детьми. Они также могут участ вовать в показе общеразвивающих упраж нений, читать свои любимые народные и ав торские сказки и рассказы. Многие дедушки с удовольствием проведут в группе турнир по шашкам.

Формирование уважения   к старшему поколению.

Консультация для воспитателей

МБДОУ № 17

2011 – 2012 уч.год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по патриотическому воспитанию". Консультация для воспитателей.

Косультация для воспитателей о том, как организовать работу с семьёй по воспитанию патриотических чувст у детей и взрослых....

Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания (консультация для воспитателей)

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» (Консультация для родителей)

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания...

Викторина в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне» воспитатели Кирсанова А.В. Додонова Н.А.

Викторина погражданско- патриотическому воспитанию с подготовительной группе на тему " Мы-Россияне!"...

Патриотическое воспитание дошкольников - статья. Воспитатель группы № 16 Г.А.Биннатова

Патриотическое воспитание дошкольниковВоспитатель группы № 16Г.А.Биннатова«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста представляет собой целенаправленный процесс оказания педагогичес...