Проект "Главное - вместе!"
материал (младшая группа) по теме

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффетивного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_preys_n.v..doc100 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                      Проект:  Главное - вместе

Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия  с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка, поступившего в детский сад, и вовлечения родителей в образовательный процесс  ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

                                  Концептуальные идеи проекта

  1. Исследования по проблемами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (Ю.П.Азаров, Е.П.Арнаутова, Л.Г.Богославец, Н.Ф.Виноградова, Г.В.Глушкова, Г.Н.Година, И.В.Гребенников, Т.И.Гризик, О.И.Давыдова, Т.А.Данилина, Р.П.Дешеулина, Т.Н.Доронова, и др.)
  2. Педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (Е.П.Арнаутова, Т.И.Гризик,  В.П.Дуброва, Е.С.Евдокимова, Л.В.Загик,  П.Ф.Каптерев,  Л.Ф.Островская, В.А.Петровский, К.Д.Ушинский и др.).
  3. Современная общепедагогическая концепция сотрудничества ДОУ и семьи (Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, Т.А.Куликова, Л.С.Даведьянова , О.Л.Зверева, Л.Г.Петряевская).
  4. Идея специальной подготовки родителей к воспитанию детей (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковский, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева и др.).

                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 Постановка проблемы.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они   закладывают  первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план.   Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад,  заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Осознание этого помогло определить проблему:

При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей.  

   

                                  Цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Подбор и апробация активных форм взаимодействия  с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечения родителей в образовательный процесс  ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта:

  1. Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
  2. Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
  3. Реализовать разработанный план в образовательной практике ДОУ.

-  вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.

- обеспечить родителей специальной литературой  и дидактическими материалами для занятий с детьми.

  1. Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.   

1-й этап:  Организационный

Сроки: 26.10 – 01.11 2011 г.

1. Изучение контингента семей воспитанников младшего дошкольного возраста,  поступивших в ДОУ, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования;  материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.

2. Создание материально-технических условий для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (приобретение техники: видеокамера, проигрыватель DVD для съёмки  мероприятий с детьми и родителями, просмотра видеоматериалов по данной проблеме, фотоаппарат; подготовка анкеты для тиражирования по количеству семей и тиражирование карты индивидуального маршрута развития ребенка).

3. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят в короткие сроки установить доверительные взаимоотношения.

2-й этап:  Основной

Сроки: 02.11.2011 – 27.12.2011

Период, когда будут проходить ключевые  мероприятия проекта.

 

Календарный график реализации основного этапа проекта:

Мероприятия

Срок, периодичность

Ответственные, исполнители

1

Родительское собрание в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся»

08.11

 Воспитатели

2

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду» - папка-передвижка

2 неделя ноября

 Воспитатели, педагог-психолог

3

Психологический тренинг «Азбука общения»

3 неделя ноября

Педагог-психолог,  воспитатели

4

Совместный досуг «День рождения группы»

4 неделя ноября

Воспитатели, зам.зав. по ВМР

5

Организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья»: семейные работы различной тематики.

1 – 2 недели декабря

 Воспитатели

6

Работа ресурсного центра для родителей: предоставление литературы, видеоматериалов,   мультимедийных презентаций, картотека источников (ссылка на информационные ресурсы).

Постоянно

  Воспитатели

зам.зав по ВМР, специалисты ДОУ

7

«Родительская почта» - размещение индивидуальных почтовых ящиков для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями.

постоянно

 Воспитатели

8

Театрализованная постановка с участием педагогов и родителей

2 неделя декабря

Муз.руководитель, воспитатели

9

«Копилка добрых дел» - стендовая информация (пополняется по мере накопления полезных дел родителей).

Постоянно

 Воспитатели

10

Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов ДОУ – итоговое мероприятие проекта.

27.12

Руководитель проекта, зам.зав. по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели

3 этап: Итоговый

Сроки: 28.12 – 31.12.2011

1.   Обобщение и анализ результатов реализации проекта.

2.   Организация фотовыставки с мероприятий проекта.

3. Определение перспектив дальнейшей работы по  направлениям  проекта в образовательной практике ДОУ.

 Планирование ресурсного обеспечения проекта

Для выполнения проекта уже имеется некоторая материальная база ДОУ, в котором будет осуществляться работа по проекту. Есть оборудованная               групповая,  соответствующая современным требованиям к организации предметно – развивающей среды. Воспитатели понимают значимость сотрудничества с родителями, их роль в воспитании дошкольников для их дальнейшей социальной адаптации и самореализации, умеют и хотят сотрудничать с семьёй ребёнка в организованных детско-родительских мероприятиях.

Но считаем важным провести планирование ресурсного обеспечения

Ресурсы, условия

Организационные

Планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов.

Контроль: промежуточный анализ и корректировка планов.

Информационные

Электронный банк данных по направлению проекта; информация из Интернета.

Кадровые

Привлечение специалистов ДОУ, имеющих опыт и желание работать  с семьями воспитанников.

Мотивационные

Подбор методов и приёмов, повышающих мотивацию родителей к совместной деятельности.

Научно – методические

Определение концептуальных идей проекта.

Использование научно-теоретических основ психологии, конфликтологии, этики, статистики.

Материально – технические

Создание комплекса технических средств.

Подготовка помещений для организации работы по проекту.

Нормативно – правовые и документационные

Нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера.

Документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта: протоколы, методики отслеживания результатов и др.

* В группе 22 ребёнка, значит 22 семьи. Это основная целевая группа проекта.

В ходе работы будет осуществляться видео и фото съемка, проводиться анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем. На каждого ребенка будет заведена индивидуальная карта развития (портфолио), родительское участие в жизни группы и детского сада будет отмечаться в «Копилке добрых дел».  На основе этих данных можно сделать анализ взаимодействия с семьёй и скорректировать этот процесс.

 План оценки эффективности проводимой по проекту деятельности.

     Данный проект рассчитан на 2 месяца работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы будет идти через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта, то есть педагогов ДОУ.

Количественные показатели оценки эффективности проекта

Качественные показатели оценки эффективности проекта

Какими способами, формами, инструментами будут подтверждены результаты

  1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей;
  2. Количество проведённых совместных детско – родительских мероприятий;
  3. Число родителей, принявших участие в мероприятиях проекта.
  1. Повышение интереса детей к деятельности ДОУ, к его образовательной практике.
  2. Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых ДОУ.
  3. Позитивные отзывы о работе ДОУ в данном направлении.
  1. Протоколы мероприятий с родителями.
  2. Видео и фото фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.
  3. Книга отзывов и пожеланий родителей.

Риски проекта и пути преодоления.

Риски проекта

Пути преодоления

  Низкая активность родителей в мероприятиях, проводимых в рамках проекта.

  Использование разнообразных методов и приёмов взаимодействия ДОУ с родителями, поощрение родителей

  Недостаток финансирования.

  Поиск возможных спонсоров и партнёров.

Ожидаемые результаты.

В результате выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:

  1. Собрана полная и достоверная  информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
  2. Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
  3. Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов. Им предоставлено  право  бесплатно пользоваться специальной литературой из библиотечного фонда ДОУ, дидактическими материалами для занятий с детьми.  
  4. Установлены связи с другими дошкольными образовательными учреждениями,   для данного опыта в образовательное пространство города и края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...