Проект "Главное - вместе!"
материал (младшая группа) по теме
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффетивного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_preys_n.v..doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Главное - вместе
Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка, поступившего в детский сад, и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Концептуальные идеи проекта
- Исследования по проблемами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (Ю.П.Азаров, Е.П.Арнаутова, Л.Г.Богославец, Н.Ф.Виноградова, Г.В.Глушкова, Г.Н.Година, И.В.Гребенников, Т.И.Гризик, О.И.Давыдова, Т.А.Данилина, Р.П.Дешеулина, Т.Н.Доронова, и др.)
- Педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (Е.П.Арнаутова, Т.И.Гризик, В.П.Дуброва, Е.С.Евдокимова, Л.В.Загик, П.Ф.Каптерев, Л.Ф.Островская, В.А.Петровский, К.Д.Ушинский и др.).
- Современная общепедагогическая концепция сотрудничества ДОУ и семьи (Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, Т.А.Куликова, Л.С.Даведьянова , О.Л.Зверева, Л.Г.Петряевская).
- Идея специальной подготовки родителей к воспитанию детей (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковский, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева и др.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Постановка проблемы.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.
Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Осознание этого помогло определить проблему:
При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
- Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
- Реализовать разработанный план в образовательной практике ДОУ.
- вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.
- обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
- Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
1-й этап: Организационный
Сроки: 26.10 – 01.11 2011 г.
1. Изучение контингента семей воспитанников младшего дошкольного возраста, поступивших в ДОУ, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
2. Создание материально-технических условий для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (приобретение техники: видеокамера, проигрыватель DVD для съёмки мероприятий с детьми и родителями, просмотра видеоматериалов по данной проблеме, фотоаппарат; подготовка анкеты для тиражирования по количеству семей и тиражирование карты индивидуального маршрута развития ребенка).
3. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят в короткие сроки установить доверительные взаимоотношения.
2-й этап: Основной
Сроки: 02.11.2011 – 27.12.2011
Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.
Календарный график реализации основного этапа проекта:
№ | Мероприятия | Срок, периодичность | Ответственные, исполнители |
1 | Родительское собрание в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся» | 08.11 | Воспитатели |
2 | Консультация для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду» - папка-передвижка | 2 неделя ноября | Воспитатели, педагог-психолог |
3 | Психологический тренинг «Азбука общения» | 3 неделя ноября | Педагог-психолог, воспитатели |
4 | Совместный досуг «День рождения группы» | 4 неделя ноября | Воспитатели, зам.зав. по ВМР |
5 | Организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья»: семейные работы различной тематики. | 1 – 2 недели декабря | Воспитатели |
6 | Работа ресурсного центра для родителей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотека источников (ссылка на информационные ресурсы). | Постоянно | Воспитатели зам.зав по ВМР, специалисты ДОУ |
7 | «Родительская почта» - размещение индивидуальных почтовых ящиков для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями. | постоянно | Воспитатели |
8 | Театрализованная постановка с участием педагогов и родителей | 2 неделя декабря | Муз.руководитель, воспитатели |
9 | «Копилка добрых дел» - стендовая информация (пополняется по мере накопления полезных дел родителей). | Постоянно | Воспитатели |
10 | Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов ДОУ – итоговое мероприятие проекта. | 27.12 | Руководитель проекта, зам.зав. по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели |
3 этап: Итоговый
Сроки: 28.12 – 31.12.2011
1. Обобщение и анализ результатов реализации проекта.
2. Организация фотовыставки с мероприятий проекта.
3. Определение перспектив дальнейшей работы по направлениям проекта в образовательной практике ДОУ.
Планирование ресурсного обеспечения проекта
Для выполнения проекта уже имеется некоторая материальная база ДОУ, в котором будет осуществляться работа по проекту. Есть оборудованная групповая, соответствующая современным требованиям к организации предметно – развивающей среды. Воспитатели понимают значимость сотрудничества с родителями, их роль в воспитании дошкольников для их дальнейшей социальной адаптации и самореализации, умеют и хотят сотрудничать с семьёй ребёнка в организованных детско-родительских мероприятиях.
Но считаем важным провести планирование ресурсного обеспечения
Ресурсы, условия | Организационные | Планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов. Контроль: промежуточный анализ и корректировка планов. |
Информационные | Электронный банк данных по направлению проекта; информация из Интернета. | |
Кадровые | Привлечение специалистов ДОУ, имеющих опыт и желание работать с семьями воспитанников. | |
Мотивационные | Подбор методов и приёмов, повышающих мотивацию родителей к совместной деятельности. | |
Научно – методические | Определение концептуальных идей проекта. Использование научно-теоретических основ психологии, конфликтологии, этики, статистики. | |
Материально – технические | Создание комплекса технических средств. Подготовка помещений для организации работы по проекту. | |
Нормативно – правовые и документационные | Нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера. Документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта: протоколы, методики отслеживания результатов и др. |
* В группе 22 ребёнка, значит 22 семьи. Это основная целевая группа проекта.
В ходе работы будет осуществляться видео и фото съемка, проводиться анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем. На каждого ребенка будет заведена индивидуальная карта развития (портфолио), родительское участие в жизни группы и детского сада будет отмечаться в «Копилке добрых дел». На основе этих данных можно сделать анализ взаимодействия с семьёй и скорректировать этот процесс.
План оценки эффективности проводимой по проекту деятельности.
Данный проект рассчитан на 2 месяца работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы будет идти через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта, то есть педагогов ДОУ.
Количественные показатели оценки эффективности проекта | Качественные показатели оценки эффективности проекта | Какими способами, формами, инструментами будут подтверждены результаты |
|
|
|
Риски проекта и пути преодоления.
Риски проекта | Пути преодоления |
Низкая активность родителей в мероприятиях, проводимых в рамках проекта. | Использование разнообразных методов и приёмов взаимодействия ДОУ с родителями, поощрение родителей |
Недостаток финансирования. | Поиск возможных спонсоров и партнёров. |
Ожидаемые результаты.
В результате выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:
- Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
- Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
- Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов. Им предоставлено право бесплатно пользоваться специальной литературой из библиотечного фонда ДОУ, дидактическими материалами для занятий с детьми.
- Установлены связи с другими дошкольными образовательными учреждениями, для данного опыта в образовательное пространство города и края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...