Алгоритм проведения педагогического анализа образовательной работы ДОУ
статья на тему

 

Консультация.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совер­шенствование воспитательно-образовательного процесса. Заведую­щий, старший воспитатель, анализирующие деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные пробле­мы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Поэтому руководитель дол­жен не только выявить несоответствие между практикой и требова­ниями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательно-образова­тельного процесса.Необходимо ежегодно проводить анализ результатов работы ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм проведения педагогического анализа образовательной работы ДОУ

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совер шенствование воспитательно-образовательного процесса. Заведую щий, старший воспитатель, анализирующие деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные пробле мы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Поэтому руководитель дол жен не только выявить несоответствие между практикой и требова ниями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательно-образова тельного процесса.

Необходимо ежегодно проводить анализ результатов работы ДОУ.

Алгоритм проведения педагогического анализа по итогам учебного года может быть следу ющим.

  1. Состояние здоровья воспитанников;
  2. заболеваемость детей и сотрудников в течение года;
  3. суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы;
  4. результаты организации физкультурно-оздоровительной рабо ты, закаливания, рационального питания и др.;
  5. общие выводы по блоку (тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
  6. резервы планирования деятельности на новый учебный год.
  7. Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физиче ского развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.
  8. Уровень готовности к обучению в школе детей подготовитель  ной группы (результаты диагностики развития);
  9. анализ успеваемо сти учеников 1—3 классов, бывших воспитанников детского сада;
  10. общие выводы.
  11. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
  12. заявки педагогов на методическую помощь в следующем году (по карте педагогического мастерства);
  13. качество научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  14. общие вы воды, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.
  15. Система работы с родителями (по итогам анкетирования);
  16. вы полнение планов совместной работы ДОУ и школы;
  17. результаты ра боты с другими организациями;
  18. общие выводы.
  19. Итоги административно-хозяйственной работы и оценка мате риально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ;
  20.  можно использовать «Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ». (Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учрежде ний. М., 1997. С. 83).

В педагогической литературе анализ как одна из функций управ ления широко рассматривается многими авторами.

Ю.А. Конаржевский подчеркивает: «Научное управление может быть обеспечено при условии его высокого аналитического уровня. Целью функции педагогического анализа является обеспечение глу бины познавательного аспекта управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса». Он разграничивает поня тия контроля и педагогического анализа исходя из различных целей и назначений этих видов деятельности: «Если контроль обеспечива ет определенные условия для осуществления познания в процессе управления, то педагогический анализ и анализ вообще осуществ ляют самопознание. Целью педагогического анализа является обес печение глубины познавательного аспекта управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса».

В.А. Сухомлинский, говоря о деятельности директора школы, видел в педагогическом анализе «первую ступеньку педагогической мудрости, основу педагогического опыта руководителя». Он писал: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщения как ин струмент мастерства, подхода к конкретным явлениям — это самая сущность педагогического руководства». Им разработаны вопросы анализа урока, схемы. «При анализе урока не надо стремиться к категорическому делению на черное и белое, а надо стремиться увидеть в уроке неясное, непонятное, так как в нем источники научного поиска».

А.Н. Троян выделяет следующие понятия системы педагогиче ского анализа: наблюдения педагогического процесса, контроль воспитательно-образовательной работы и собственно педагогичес кий анализ. «Под наблюдением мы понимаем целенаправленное восприятие основных элементов педагогического процесса для по лучения информации о состоянии, ходе отдельных параметров воспитательной работы. Контроль — функция управления, кон статирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педа гогического процесса в соответствии с нормативными требова ниями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о состоянии воспитательно-образовательно и работы. Педагогический анализ — функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, вы деление причин, определяющих уровень воспитательно-образо вательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля».

Все эти этапы направлены на педагогический процесс и осуще ствляются в ходе посещения групп.

Старший воспитатель должен помнить, что педагогический ана лиз — это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнени ем воспитателя, не навязывать свою точку зрения.

Педагогический анализ не сводится только к выявлению недо статков, но помогает найти положительное в работе, значит, он способствует созданию передового педагогического опыта. Слож ность педагогического анализа заключается в том, что его объектом является человек, следовательно, руководитель должен обладать высокой управленческой культурой. Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу и учить педагога анализу своей деятельности, а не учету!

В ходе педагогического анализа информации о деятельности вос питателя руководитель изучает обоснованность способов, средств, выбранных для достижения целей, дает объективную оценку ре зультатов, предлагает систему мер, направленных на их улучшение.

Совершенствование системы педагогического анализа предусмат ривает внедрение системного подхода к анализу занятий и режим ных моментов. Системный анализ предполагает:

- выделение в изучаемом объекте характерных для него частей;

- оценку каждой части, ее роли и места;

- установление взаимосвязей и взаимозависимостей между час тями системы, соединение их в одно целое;

- оценку реального результата наблюдаемого объекта;

- выводы и предложения по совершенствованию работы педагога.
     Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления. Стиль бесе ды с воспитателем — доброжелательный, уважительный и тактич ный, с опорой на положительные моменты в работе. Важно учиты вать индивидуальные особенности педагога: характер, тип нервной деятельности, стаж, уровень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическую эрудицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ образовательной работы МБДОУ за 2014-2015 учебный год

Основной целью работы МБДОУ в 2014-2015 уч. г. стало создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного стандарта дошко...

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной работы с детьми...

Алгоритм календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Алгоритм поможет воспитателю спланироватьвоспитательно-образовательную деятельность с дошкольникамина неделю....

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной работы с детьми...

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной работы с детьми...

«Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте»

laquo;Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте»...