Творческие игры
материал на тему

 Барбарина Ольга Александровна

 картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridumay_skazku.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Придумай сказку.

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники – Снегурочкины слезы.

Придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение.

Загадка.

Цель: учить выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя. Образные слова и выражения.

Ход игры: У каждого игрока на столе картинка, перевернутая  изображением вниз (сосульки, подснежники, ручейки, проталины, первая травка…)

Задание: Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, красивые слова для своей загадки.

Придумай  сказку.

Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую –то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, тог медленнее. Придумайте сказку «Танцуют снежинки» Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная.

На что похоже?

Цель: учить детей подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета.

Ход игры: Воспитатель договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается со сходными и известными всем предметам по внешнему виду, функциям и т.д.) назначается отгадчик, который выходит из команды и не возвращается. Пока дети не договорятся о слове. Войдя, он должен отгадать, какое слово дети задумали.

Придумай сказку.

Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. Ведь в сказке все  может быть, и значит, деревья могут говорить и мечтать. Давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов. А теперь пришла весна. Деревья потихоньку просыпаются. Как вы думаете, какие мысли возникают у них в это время?

Угадай, кто это?

У ведущего в руках несколько рисунков, на которых изображены: волк, еж, муравей, дятел, лисица, медведь, ворона, божья коровка, синица, скворец. Представители команд берут по одному рисунку, не показывая соперникам. За несколько минут необходимо составить рассказ о животном, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь.

Герои сказок и рассказов.

Цель: закреплять знания о животных, развивать творческую активность, воображение.

Ход: дети делятся на группы, каждая из которых составляет «творческую биографию» Волк, Лисицы, Медведя, Зайца, Мышки, Лягушки, Собаки, Кошки. Дети изображают свое животное на листе бумаги, пытаются отобразить его в движении, голосом (имитируют). Затем дети  демонстрируют фрагмент какой-либо сказки. Все это делается для того, чтобы выбрать животное, которое бы получило звание Героя сказки. В следующий раз составляется целая галерея портретов других героев сказок (животных), чьи образы знакомы детям.

Расскажем сказку вместе.

Цель: развитие коллективного творчества детей; развитие речи; развитие умения придерживаться избранной сюжетной линии в творческом  рассказывании.

Материал: наборы карточек с сюжетными картинками, изображающими сценки из известных сказок «Колобок», «Репка»,» «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль»

Игровые правила: дети рассказывают сказку вместе. Каждый должен рассказать свою часть сказки, но с тем условием, чтобы сохранилась единая сюжетная линия, прослеживалась взаимосвязь частей.

Игровые действия: придумать краткий рассказ по своей картинке, согласовать его с рассказами других членов своей команды. Друг за другом, по очереди коллективно рассказать сказку.

Город, в котором хотел бы я жить.

Цель: развивать творческие способности детей на основе представлений о городе как о доме с экологически полноценной окружающей средой.

Оборудование: лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, строительные наборы.

Ход: Воспитатель предлагает детям заняться проектированием города, в котором было бы удобно и хорошо жить людям в согласии друг с другом и с природой. Прежде чем приступить к работе над проектом, все вместе обсуждают, что должно быть в таком городе.

Каждое предложение обсуждается и схематично отмечается в проекте.

Кто что умеет делать.

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

   Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных, а дети говорят, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка – мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти. Собака – лакает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Закончи предложение.

Оля проснулась и …(пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку).

Коля оделся и …(пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу).

Зайчик испугался и … (спрятался в кусты, задрожал, помчался  прочь)

Ира обиделась и … (заплакала, не стала разговаривать с детьми.

       Игра – инсценировка  с игрушками.

Прочитать сказку, затем идет совместный  пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлята и волк», в избушку приходит не волк, а … заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями.

В гости к кукле Тане.

Цель: учить составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу.

    Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если будете правильно называть слова. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной.

Слон большой, а собачка … (маленькая)

Летом тепло, а зимой … (холодно).

Кресло мягкое, а стул … (жесткий).

Я высокая, а Маша … (низкая).

Дорога широкая, а тропинка …(узкая).

Мама молодая, а дедушка … (старый).

Поезд длинный получился. Поехали!

   

Кто назовет больше действий.

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

    - Что можно делать с цветами? (рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу)

   - Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком)

   - Что делает самолет? ( летит, гудит, поднимается, взлетает, садится)

  - Что можно делать с куклой7 (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать)

   - Что можно делать в лесу? (гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать)

  - Что можно делать на реке? (купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу)

Как сказать по-другому?

Часы идут (ходят…)

Мальчик идет (шагает, …)

Снег идет (падает,…)

Поезд идет (едет, мчится,…)

Весна идет (наступает,…)

Пароход идет (плывет,…)

Нога художника

Инвентарь: карандаш, бумага

  1. Разложите на полу бумагу. Предложите ребенку взять карандаш пальцами ног и попробовать что – нибудь нарисовать. Это очень забавно.

Рисунок из крупы

Инвентарь: крупы (пшено, рис, гречка, геркулес), клей, рисовальные принадлежности.

    Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку. Ваш ребенок может составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги.

  1. Вы можете нанести контур или фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получается прекрасный мех животного, черепичная крыша дома, рыбья чешуя и др.
  2. Для этой игры прекрасно подойдут залежалые крупы.

Волшебные кляксы

Инвентарь:бумага, краски или тушь.

   Предложите ребенку сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.

  1. Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.
  2. Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.

Копируй мимику

  Сядьте всей семьей в круг.

  1. Выберите с кого начнете игру.
  2. Он изображает на лице какую – то гримасу и поворачивается к рядом сидящему. Следующий делает такоеже лицо и, поворачивается  к третьему.
  3. Продолжайте до тех пор, пока все не сделают себе такое же лицо и не «передадут» его соседу.
  4. Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое – нибудь животное или выразить какую – либо конкретную эмоцию

Бумажные тарелочки

Инвентарь: бумажные тарелочки (или бумажные круги), рисовальные принадлежности.

* Дайте ребенку побольше бумажных тарелок или стаканчиков. Пусть они разрисовывают их, а если ему сложно придумывать орнаменты – копируйте те, которые видит на обоях или других любых предметах.

* Можно использовать бумажные круги, если нет тарелок.

* обязательно повесьте несколько таких тарелочек на своей кухне, чтобы показать, как вы гордитесь творчеством вашего малыша.

Двойник

Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.

  1. Предложите ребенку изготовить своего двойника. Для этого постелите большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.
  2. Обведите его контур карандашом.
  3. Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например к картону.
  4.  Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника, так, как захочет. Конечно вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда положить настоящий носовой платок и т.д.

Любимый альбом

Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно карандаши и краски.

  1. У каждого ребенка есть свои предпочтения – кто то любит кукол, кто – то машинки или мягкие игрушки.
  2. Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов и газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затам наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скрепить листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.
  3. Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать «Мои любимые животные», «Альбом мод» и т.д.
  4. Напишите дату начала создания альбома

                           Зоопарк

Количество играющих 2 – 6 человек

  1. Дети выбирают себе роль животного.
  2. Каждый «зверь» садится в свою клетку – в обруч, на стул, в нарисованный круг.
  3. Дети, не получившие ролей, встают за взрослыми, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».
  4. Прогуливаясь по «зоопарку», взрослый подходит к «клетке» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» «Звери» должны показать движеиями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие – отгадать зверей.

          Шелковые змейки

        Инвентарь: разноцветные ленты,

палочки или карандаши.

  1. возьмите две разноцветные ленты длиной около 1,5 м и прикрепите их одним концом к карандашу или палочке.
  2. Распустите ленты и покажите ребенку, как делать самые простые движения, чтобы ленты извивались змейкой. Можно устроить танец с лентами под музыку.

Танцоры

Количество играющих 2 – 6 человек

Инвентарь: мячи, метла, стулья,швабры и т.д.

  1. Под различные мелодии можно попросить детей танцевать разными способами:
  2. зажав мяч между лбами,
  3. верхом на метлах;
  4. со стульями;
  5. со швабрами и т.д.

Смена  - пепемена

Количество играющих 2,4 или 6 человек

  1. Детей разбивают на пары. Ведущий называет какую – нибудь часть тела. Дети в каждой из пар должны соприкоснуться этими частями тела.
  2. Например, если названы пятки, каждый из партнеров распологается так, чтобы его пятки соприкоснулись с пятками другого ребенка.
  3. После того, как будут перечислины несколько частей тела, можно сказать: «Смена - перемена», после чего все должны быстро сменить партнера.

        Море волнуется

Количество играющих 2 – 6 человек

Вариант 1

  1. Выбирается водящий. Остальные дети встают в круг, на растоянии одного шага друг от друга. Водящий идет вокруг играющих змейкой, при этом те дети, кому он скажет «Море волнуется», - встают за ним, образуя цепочку.
  2. Так они ходят, взявшись за руки, до тех пор, пока все играющие не будут собраны со своих мест. Еще некоторое время они продолжают ходить или бегать цепочкой.
  3. Неожиданно водящий говорит «Море спокойно!» - все опускают руки и бегут занимать свои места.

Баба – Яга

Количество играющих 2 – 6 человек

  1. Выбирается Баба – Яга. Она выходит из комнаты, а остальные дети в это время играют и танцуют.
  2. Когда Баба – Яга возвращается, она говорит: «Баба – Яга идет, всех, кто скачет, заберет».
  3. Дети должы замереть и не двигаться. Перврго, кто пошевелится, Баба – Яга наказывает – щекотит или заставляет выполнить какую – нибудь домашнюю работу. Например, подмести пол.
  4. Ребенок изображает жестами, как он подметает пол.

                Море волнуется

Количество играющих 2 – 6 человек

Вариант 2

  1. Дети становятся в круг, берутся за руки, и раскачиваясь руками, говорят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри».
  2. Ведущий должен догодаться, что изобразил каждый ребенок.

Замри

Количество играющих 1 – 6 человек

Инвентарь: магнитофон

  1. Включите музыку. Пусть дети танцуют под эту музыку так, как им хочется.
  2. Как только вы остановите музыку, дети должны замереть в той позе, в которой они находились в момент, когда музыка прекратилась.
  3. Когда музыка заиграет вновь, они могут продолжать танец.

Танец на газете

Количество играющих 2 – 8 человек

Инвентарь: магнитофон, газета на каждую пару.

  1. Пары танцуют на развороте газеты. Музыка останавливается, газета складывается пополам, и так несколько раз.
  2. Побеждает пара, которая смогла станцевать на самом маленьком листе газеты и не разу не коснулась пола.

Танец c яблоком

Количество играющих 2, 4 или 6 человек

Инвентарь: несколько яблок

  1. Дети становятся друг против друга, зажав между лбами яблоко. Под веселую музыку шумового оркестра пары стараются исполнить любые танцевальные движения.
  2. Если яблоко упадет, пара выходит из круга.

Шагом марш!

  1. Построить детей в колонну по одному.
  2. Двигаясь в разном темпе и в разных направлениях, например, как солдаты – строевым шагом по периметру комнаты или детской площадки или же как цапли – по диагонали, высоко поднимая ноги, и т.д.

"Придумай фигуру". Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить например образ животного, или человека.

"Придумай историю". Ребенку предлагается придумать историю, глядя на картинки с изображением одних и тех же персонажей, взаимодействующих между собой. Грубо говоря, по комиксам сделать рассказ.

"Раскрась шаблон ". Дайте ребенку шаблон (контур) животного, или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

"Заверши картинку ". Задача ребенка домыслить начатый образ. Т.е. ему дается картинка с изображением отдельных деталей, нужно довести образ до логического завершения.

"Что там спрятано ". Ведущий берет картину и закрывает основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.

1. Игра «Хорошо и плохо»

Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.

Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.

1. Осень, весна, лето, осень;

2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;

3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать;

4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства;

5. Стекло, утюг, тарелка, нож.

Например. Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.

Когда ребенок найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.

"Изобрази животное". Покажите ребенку игрушки животных. Имитируйте звуки, которые они издают, движения, которые для них характерны. Затем попросите ребенка, чтобы он вам показывал каждое животное и изображал его особенности.

"Угадай действие ". Повторите с ребенком, действия человека, поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр). Затем вы показываете действие, а ребенок должен угадать, кто его делает. Поменяйтесь местами: пусть ребенок изображает повадки животных или действия людей. А вы будете угадывать.

2. Игра «Противоположности»

Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а ребенок должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.

Например:

1. Острый − тупой (нож).

2. Злая − добрая (собака).

3. Холодный − горячий (холодильник, утюг).

4. Мелкое − глубокое (озеро, море).

5. Грустный − веселый (человек).

6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).

7. Медленный − быстрый (поезд, автомобиль).

8. Стоять − идти (человек, часы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

Информация для родителей: "Театрализованная игра, как вид творческой игры"

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка....

Театрализованная игра как вид творческой игры.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры – явление неоднородное. Существуют различные игр...

Раздел «Творческие игры». Тема. «Обучение детей театрализованным играм»

Методическая разработка раздела комплексной  образовательной программы "Детство" В.И.Логиновой, Т.И Бабаевой, Н. А. Ноткиной....

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Творческие игры: режиссерская игра.

Старший дошкольный возраст - период расцвета игры - фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде пре...

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...