Готовим детей к школе
статья (подготовительная группа) по теме

Алькинская Анфиса Габтелахатовна

 

На протяжении всего дошкольного детства педагоги ДОУ (воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели родного языка) прикладывают массу усилий, профмастерство для того, чтобы качественно подготовить ребенка к школьному обучению, используя современные технологии для решения поставленных задач.

Ведь от того, как ребенок подготовлен к школе все предшествующим дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovim_detey_k_shkole.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим детей к школе

                                                               Старший воспитатель МАДОУ №77 «Теремок»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Алькинская Анфиса Габтелахатовна

На протяжении всего дошкольного детства педагоги ДОУ (воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели родного языка) прикладывают массу усилий, профмастерство для того, чтобы качественно подготовить ребенка к школьному обучению, используя современные технологии для решения поставленных задач.

Ведь от того, как ребенок подготовлен к школе все предшествующим дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

И выделить что-то как наиболее важное невозможно.

На общее развитие ребенка в равной степени влияет:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- сохранение и поддержка индивидуальности, физическое и психическое развитие детей;

- воспитание нравственных качеств человека;

- патриотическое воспитание, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

- воспитание экологической культуры.

Если ребенок физически ослаблен, ему будет трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

Кроме того, у ребенка должны быть развиты крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Все это очень важно и для взаимодействия с детьми, уверенности ребенка в себе, осознания, что он не менее, чем другие, ловок, силен, быстр. Эти показатели для становления личности ребенка не менее (а может быть, и более) важны, чем умение читать, считать, писать.

Известно, что развивающийся организм нуждается в постоянном движении.

Такая статистическая нагрузка, как неподвижное сидение за партой, - самый трудный вид физической нагрузки. Вот почему на занятиях в детском саду необходимо особенно учитывать, что все системы и органы шести- семилетнего ребенка находятся в стадии формирования, позвоночник подвержен деформации, а неправильная поза во время занятий может привести к его искривлению. Мышцы спины еще слабы, поэтому ребенку трудно быть неподвижным более 25 минут. И конечно, нельзя забывать о правильном положении тела: ребенок не должен сутулится, занять удобную позу во время рисования (а в школе – во время чтения, письма или другой работы).

Дети очень любят рисовать, лепить, а в старшем возрасте – читать, писать, играть с конструктором. Однотипные занятия мы прерываем каждые 10-15 минут для отдыха глаз, предоставляем детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль, переводя взгляд с ближних предметов на дальние и обратно. Постепенно эти упражнения превращаются в полезную привычку. Улучшению зрения ребенка способствуют и соответствующие игрушки и игры, (здесь помогает любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится). Полезны и игры с использованием мяча.

К моменту поступления в школу дети не только научатся, но и приобретут навык самостоятельно:

- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалет, перед едой;

- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

- ежедневно делать утреннюю зарядку;

- причесываться (своей расческой);

- мыть ноги перед сном теплой (но не горячей) водой;

- утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

- полоскать рот водой после каждого приема пищи;

- при приеме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять вилкой в зубах;

- пользоваться носовым платком;

- вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;

- быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;

- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);

- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь (менять и стирать носки, пришивать пуговицы, пользоваться одежной и обувной щетками);

- при входе в помещение вытирать обувь;

- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).

Кроме физической готовности, мы заботимся об общей психологической готовности к школе, составляющими компонентами которой являются личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.

Как правило, все дети к 6,5-7 годам хотят идти в школу.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, занимающего в обществе новое положение, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Бытует мнение, что придет время (ребенку исполнится 7 лет) и он захочет стать учеником. Это ошибочное мнение: само по себе такое отношение не появляется. Необходимы серьезные целенаправленные усилия воспитателей детского сада,  родителей и школы по воспитанию у детей уважения к школе, учителям, интереса к школьной жизни.

Немаловажно чтобы дети встречались с учителями заранее – это позволяет детям преодолеть страх перед школьным учителем, потому что они видят, что учитель – это добрый, много знающий взрослый, который так же, как воспитатели в детском саду, будет помогать ему расти сильным, здоровым и умным.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Необходимую систему знаний об окружающем мире дети получают на занятиях, прогулках, в играх.

На занятиях у детей формируются определенные умения (например, умение выделять учебную задачу), способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

В большинстве программ недостаточно внимания уделяется развитию логического мышления, на котором построено обучение математике. Для того чтобы научить детей успешно справляться с заданиями, связанными с поиском различных вариантов решения одной и той же задачи, математически точного выражения своих мыслей, педагоги дополняют раздел «Математика» логическими задачами, изготавливают своими руками развивающие пособия.

В дошкольный период у ребенка системно развивается звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Обучение грамоте  в нашем детском саду так же, как и в других детских садах, проводится по программе, которая рассчитана на два года.

Дети учатся различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость  и звонкость согласных, количество звуков в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью и т.д. Проводится большая работа по звуковому анализу слова.

Разучивание и чтение стихов, театрализация сказок, сюжетные и ролевые игры с проговариванием специально подобранных текстов – все это направлено на развитие выразительной речи, интонирование, что впоследствии будет способствовать формированию пунктуационной грамотности.

У ребенка должна быть развита и разговорная речь. В старшем дошкольном возрасте он учится выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. А в рассказах учится выделять главное, пересказывать по определенному плану.

Все воспитатели знают, что дети любят рассказывать о том, что случилось с  ними самими, их родителями, друзьями. Каждый из них стремится высказаться первым, дети не слушают друг друга, перебивают, спешат говорить, «проглатывая» целые слоги, а то и слова. Перед воспитателем стоит трудная задача: научить детей говорить правильно, выделять из всего заинтересовавшего их то, что может быть интересно другим. При этом следует помнить, что нельзя резко обрывать ребенка, желающего говорить, обижать его невниманием.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудится, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия, которые еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности по его выполнению, достижение цели определяется воспитанностью мотивов. Исходя из этого педагоги стремятся:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и понял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появляется желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

На родительских собраниях, в беседах, через стенды, папки-передвижки даются советы родителям, как подготовить будущего первоклассника к школе, как скорректировать некоторые умения и навыки для успешного начала обучения.

Преемственность должна строится:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения;

- на единстве требовании взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;

- на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. Многие годы она обсуждается на самых разных уровнях (среди ученых, специалистов органов управления образованием, педагогов, родителей), но положительно решается только на уровне отдельных талантливых воспитателей и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Родительское собрание в подготовительной группе, проведенного в форме "Круглый стол"...

готовим детей к школе

Задания на развитие внимания, мышления, воображения....

Деловая игра для детей и родителей "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Деловая игра для родителей совместно с детьми, проводимая в рамках реализации педагогического проекта для детей подготовтельной к школе группы и их родителей "Готовим будущего школьника"...

«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....

Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»

Статья будет интересна молодым педагогам, работающим с подготовишками и родителям будущих первоклассников. Данный материал хорошо изучен, но остается достаточно злободневным. Прочтение данной статьи п...

Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»

       Как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни? Какими знаниями и умениями должен обладать завтрашний школьник?...