Педагогические технологии
статья по теме

Акишина Валентина Алексеевна

В данном материале дана классификация педагогических технологий с позиции ребёнка и по ориентации на личностные структуры , которую систематизировал Г.К.Селевко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_tehnologiya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология –

 это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических  и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (по определению ЮНЕСКО).

        Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

а) авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом» учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жёсткой организацией жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;

б)высокой степенью невнимания к личности ребёнка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствует субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми  главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличии от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений;

в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный ; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют ещё антропоцентрическими.

        Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и

-2-

психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

        В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;

        г) гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его силы, отвергая принуждение;

        д) технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

        е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;

        ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребёнок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

        По ориентации на личностные структуры выделяются: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений и навыков по предметам - ЗУН);

операционные (формирование способов умственных действий - СУД);

эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН);

 

-3-

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ);

эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

Все известные в педагогической науке и практике педагогические технологии ( В.Г.Гульчевской, В.П.Беспалько, В.Т.Фоменко и др.) систематизировал Г.К.Селевко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...