Подготовка детей к школе
план-конспект по теме

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2303.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ

Детский сад  № 14 «Радуга»

Конспект для воспитателей

«Подготовка детей к школе»

Воспитатель:

Харламова В.Ю.

2011 г.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С этого момента начинается новый этап в развитии малыша: у него начинают складываться новые формы деятельности, новый стиль отношений со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к школьному труду.

Для того, чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка-дошкольника обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к умению считать до 100 или даже 1000, выполнять действия с числами вплоть до умножения и деления. Однако такая подготовка не решает проблему успешного обучения детей в школе и может принести больше вреда, чем пользы.

Исследования психологов, педагогов показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Большое внимание на занятиях мы уделяем развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумываю образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с младшей группы, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая лишнюю фигуру из фигур (см.приложение). Ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры-маленькие, или черный круг, потому что все остальные фигуры – белые.

В данном случае все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным – тогда в результате обсуждения выявляется, что именно неверно, и ошибка исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольника к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат детей понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, делать вывод и т.д.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует том, что занятия происходят в веселой, занимательной и доступной форме. Например, для закрепления счета в пределах 10, можно использовать дидактическую игру: «В лесной школе»:

- Сегодня в Лесной школе урок математики. Первым вызвали отвечать зайчонка, но цифры «потерялись», кто из детей поможет зайчонку расставить их по местам.

        Подготовительная работа по обучению детей сложению и вычитанию включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа.

        В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросим, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т.д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Например, задумываем число и просим детей назвать разные числа. А я говорю, больше названное число задуманного мною или меньше. Затем меняемся с детьми ролями.

        В подготовительной к школе группе роль словесных приемов обучения возрастает. Словесным указаниям, устным (без опоры на наглядный материал) упражнениям, словесным играм («Кто знает, тот дольше считает», «Назови соседей», «Наоборот», «Назови предмет» и т.д.) уделяется на занятиях все больше и больше внимания. Проводя их, воспитатель опирается на опыт детей.

        Дети при этом учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы.

        Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Просим выложить на стол две палочки. Спрашиваем, сколько палочек. Затем предлагаем разложить палочки по двум сторонам. Спрашиваем, сколько палочек слева, сколько справа. Затем просим взять три палочки и т.д. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

        Дети очень любят играть со счетными палочками. Такие игры развивают воображение, тренируют наблюдательность, учат быстрому пересчету. Например «Придумай и сложи». Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур, например, из палочек. Игра «Найди, что изменилось» уже с готовыми фигурами. Дети закрывают глаза, а воспитатель добавляет к солнышку один или два луча и т.д. Дети открывают глаза и определяют, какие фигуры изменились и как.

        Игра «Состязание художников». Воспитатель предлагает детям отсчитать шесть палочек, составить из них домик. Затем дает задание – переложить две палочки так, чтобы получился флажок, или переложить две палочки так чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону.

        Дети любят такие игры с палочками потому, что они дает простор фантазии, а ради ее воплощения можно и посчитать. Чтобы дети не заучивали, а поняли, как складывать и вычитать числа чаще объясняем им это на предметах, создавая интересные игровые ситуации. Для игры нам понадобится паровоз и десять вагонов, вырезанные из картона. Прицепив к паровозу один или два вагона (не больше!), «отправляемся в путь». Дети могут озвучивать движение поезда. «Остановка» - объявляет воспитатель, и паровоз дает несколько гудков.

- Сколько вагонов в поезде ?

- Два !

- Прицепить еще один вагон ! (приказывает воспитатель, изображая начальника станции. Ребенок, играющий роль машиниста, выполняет приказ.)

- Сколько теперь стало вагонов ? (спрашиваем)

- Три ! – посчитав, отвечает ребенок

- Так и должно быть – говорим

- Можно ехать дальше

Паровоз дает гудок, и поезд продолжает путешествие. На следующей остановке можно отцепить два вагона, потом прицепить три и т.д. На первых порах общее число вагонов в поезде не должно превышать пяти. Потом можно довести число вагонов до десяти, но ограничиваемся прибавлением или вычитанием одного или двух вагонов. Затем снимаем и это ограничение. Но надо помнить главное: игра должна быть игрой ! На этом этапе ребенок знакомится со сложением и вычитанием.

        Поначалу ребенок будет складывать и вычитать, пересчитывая все вагоны, не понимая еще, что удобнее производить отсчет от того числа вагонов, которое уже имеется в данный момент. Например, требуется к трем вагонам прибавить два. Говорим, что удобнее считать сразу от трех: прицепили еще вагон, стало четыре и т.д. переходим к более экономному сложению и вычитанию (счет «об числа»)  проводим постепенно, на примерах объясняя это детям.

        Дидактическая игра «Путешествие по линейке» познакомит детей с числовой осью, что значительно обогатит их представление о числе. Использование числовой оси окажет большую помощь в овладении сложением и вычитанием. Для игры вырезаем из белого картона полоску и человека. «Шагалкин» поможет расставить числа на линейке: ведь расстояние между соседними черточками как раз равно длине шага человека (обращаем на это внимание детей). «Начало пути» обозначаем цифрой «0» и ставим человечка так, чтобы его «передняя» нога находилась у нулевой отметки. Говорим: «Наш человечек отправился в путешествие». Перемещаем его на один шаг и спрашиваем: «Сколько шагов сделал «Шагалкин»? «Один» - говорят дети и т.д.

        В этой игре ребенок делает небольшое открытие: он замечает, что в движении от какого-либо числа вправо «прячется» сложение.

        «Я – плюс,

        И этим я горжусь !

        Я для сложения горжусь.

        Я – добрый знак соединения.

        И в том мое предназначенье»

А в движении – влево: вычитание.

        «Я – минус,

        Тоже добрый знак.

        Ведь не со зла я отнимаю,

        А свою роль лишь выполняю»

        Веселый человечек очень любит путешествовать по линейке. Но иногда ему бывает скучнь шагать от черточки к черточке, и он начинает прыгать сразу через несколько делений. Например, от «3» сразу прыгнуть на число «5», перепрыгнув сразу через две черточки. Таким образом, ребенок к «3» + «2» и получает «5» и ему не надо двигаясь от метки к метке отсчитывать 2 шага, двигаясь вдоль числовой оси и постоянно рискуя при этом сбиться. Таким образом, в игровой форме мы учим детей выполнять различные действия, развиваем память, мышление, творческие способности.

        В подготовительной к школе группе знакомят детей с арифметической задачей, со структурой задачи – учим выделять: условие, вопрос, решение, ответ.

        Знакомить детей с арифметической задачей можно с появление картинки или игрушки Незнайки.

- Незнайка сообщаем о том, что слышал, что на уроке дети будут решать какие то задачи.

- А что это такое – не знает. Давайте поможем Незнайке разобраться.

- Сто одежек и все без застежек. Что это ? (капуста).

- Это задача ? (нет!) что это ? (загадка)

- Можно ли сорвать ветку, не спугнув на ней птицы ? (нельзя)

- Это загадка ?  (нет, вопрос-шутка).

- Жили у бабуси веселые гуси: один – серый, другой – белый.

- Это задача ? (нет, слова из песни).

А если я продолжу: сколько гусей было у бабуси ?

- Что получилось ? (задача!)

Чем же отличается задача от загадки, от песни или от вопроса – шутки ? Воспитатель сообщает о том, что в задаче обязательно есть вопрос – это то, о чем спрашивается, что не известно и что надо узнать.

- Что еще есть в задаче ?

        Это условие – то, что известно, то, что мы уже знаем.

        - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи ? (решить: сложить или отнять).

        - Значит, у задачи есть что ? (решение !)

        - Когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли … (ответ !)

Решая задачи, ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, должен понять, какие числовые данные с какими должен вступать во взаимодействие, что можно сложить, а что нужно и можно вычесть. Именно эта, часто скрывая в задаче сторона должна стать явной для ребенка.

        При решении арифметических задач необходимо наглядно показать детям, что, соединяя две группы предметов, можно получить большее число и, наоборот, отделяя от группы какую то часть предметов, можно получить меньшее число, чем было вначале.

        Объясняем все это на конкретном материале. Для этого подойдут любой счетный материал, игрушки, природный материал или карточки.

        В процессе решения задачи дети должны применить то арифметическое действие (сложение или вычитание), которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы дети умели формулировать эти действия объяснять логику решения задачи.

        Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно. Это поможет детям лучше понять их различие, сознательно выбрать необходимое действие.

        При решении задач вторым слагаемым (или вычитаемым) сначала должна быть единица. Когда решение задач не будет вызывать у детей затруднений, то в качестве второго слагаемого могут быть и «2» и «3» и другие числа.

        Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить детей решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщению. Например,

        Логические игры математического содержания:

  1. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки ?
  2. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине ? (отдать яблоко вместе с корзиной).
  3. На березе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветки по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок ? (нисколько – на березе ялоки не растут).
  4. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер ? и т.д.

Если ребенок не справляется  с задачей то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае помогаем сделать определенные выводы уже из условия задачи.

Можно решить вслух такую задачу. Делаем определенные выводы после каждого предложения, а дети следят за ходом ваших мыслей. Тогда дети сами поймут, как решаются задачи подобного типа.

Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.

Использование задач – шуток поможет разнообразить и оживить занятия.

Они также развивают внимание и сообразительность. Кроме того, это еще одна тренировка в устном счете. Прежде чем читать стишок, предупреждаем детей, что нужно слушать очень внимательно и не торопиться с ответом. Читаем медленно, делая паузы и выделяя голосом числительные. Например:

Шел по лесу Бегемот

И зевал, разинув рот.

В рот к нему влететь успели

Два галчонка, три газели,

Два бельчонка, восемь шишек,

Три совы и семь мартышек.

«Сколько ж птиц влетело в рот ?»

Вдруг подумал Бегемот.

Если все же ребенок даст неправильный ответ, обсуждаем, кто из «проглоченных персонажей» - птицы , а кто – нет (например, детям может быть незнакомо слово «газели»). Объясняем детям, что они должны сосчитать птиц.

Как то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь не как не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел –

Он считать ведь не умел !

Помоги ему скорей –

Посчитай – ка всей зверей.

        Приучая детей внимательно слушать условие задачи, можно предложить задачу – шутку, в которой имеются числовые данные, но производить арифметические действия не надо. Например:

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре карася.

Но смотрите – у ведерка

Появился хитрый кот …

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет ?

        Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна детям, то у них складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность.

        Учеба в школе требует от ребенка умения работать в одном темпе со всем классом, выполнять задание в отведенное время, ориентироваться на листе бумаги, в тетради, в книге. Этому мы учим детей уже в детском саду. Ребенок должен знать, где у листа бумаги верх, низ, левая, правая сторона, хорошо знать направление движения: налево, направо, вверх, вниз, вперед, назад.

        С детьми проводится большая подготовительная работа, направленная на уяснение разлиновки тетради. Для этого берем тетрадь в клетку. Показываем клетку, ее стороны и углы. Спрашиваю детей:

  1. Вы любите путешествовать ?
  2. Вам когда – нибудь приходилось путешествовать по клеточкам ?
  3. Хотите попробовать ?
  4. Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось ! Будьте внимательны !

Далее воспитатель проводит графический диктант:

  1. Поставьте точку, поднимаясь на две клеточки вверх, две клеточки вправо и т.д.
  2. Что получилось ?
  3. Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня (воспитатель показывает детям карточку - ответ).

Цель подобных заданий – совершенствовать умение ориентироваться при движении в заданном направлении, развивать графические навыки, формировать умение находить заданную точку по ориентирам, соединять точки и т.д.

Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому не заставляем детей, пусть они рисуют на более двух узоров на одном занятии. Подобные упражнения не только знакомят  с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать детям при обучении написанию букв.

Научно – педагогическое исследования убедительно показывает, что для успешного обучения детей в школе  главное – сформулировать у детей психологическую и обще учебную готовность к школе, развить у них познавательный интерес, внимание, мышление, речь, инициативность, творческие и деятельные способности.

Большое внимание уделяем воспитанию нравственно – волевых качеств, необходимых будущим школьникам. Приучаем детей действовать точно в соответствии с указаниями педагога, исправлять ошибки, активно участвовать в работе. Учим детей правильно сидеть, поднимать руку, когда они знают, как выполнять задание, вести себя сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости придти им на помощь. На решение этих задач мы и ориентируемся при подготовке детей к школе по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...


 

Комментарии