Рекомендации для педагогов
материал по теме

Использование музыки в режиме дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funkcionalnaya_muzyka_v_rezhime_dnya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

             « Функциональная  музыка в режиме дня детского сада»

Применение музыкального сопровождения  в течении дня существенно повышает эффективность воздействия на настроение человека. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки.

Опыт показывает, что достаточно универсальное  эмоциональное воздействие  без эффектов « пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена и др.

Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является  ритм. Чередование долгих и кратких, « легких» и « тяжелых» звуков обычно вызывает выраженные  ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает  не только моторные ассоциации, но и  целую гамму эмоционально- психических переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе.

Для того, чтобы вывести ребенка из того или  иного эмоционального  состояния, ему необходимо сначала дать прослушать  мелодии, соответствующие его настроению, затем  постепенно  сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой.

Выбираются в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает

 мелодия с выраженным ритмом.

Для моделирования настроения можно порекомендовать  следующие музыкальные произведения: « Утро» Грига, «Полонез» Огинского ( при переутомлении и нервном истощении), « Аве Мария» Шуберта ( при угнетенном настроении), « Сентиментальный вальс» ( при выраженной  раздражимости).

« Времена года» П.Чайковского, « Грезы» Шумана ( при снижении сосредоточенности и внимания).

Расслабляющее воздействие оказывают  такие произведения как « Баркарола» Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса,  и др.

Программа тонизирущего воздействия  реализуется с помощью « Чардаша» Монти, « Кумпарситы» Родригеса, « Шербургских зонтиков» Леграна.

   При составлении комплексов музыкальных произведений в соответствии с целевым  назначением  желательно изучение привязанности  и вкуса детей к определенным музыкальным произведениям.

Существенное значение  в достижении положительного эффекта функциональной  музыки имеет  разнообразие и варьирование репертуара. Как правило, новый репертуар порождает  особый эмоциональный всплеск, вызывает ориентировочную реакцию, которая внешне  выражается   в переключении внимания и активизации восприятия. Однако , учитывая особенности психического развития  и восприятия детей дошкольного возраста, целесообразно сочетать новые элементы музыкального сопровождения с повтором знакомой музыки.

Музыкальное сопровождение при изучении нового материала, интенсивных физическими нагрузками желательно  подбирать из знакомых произведений, несложных по содержанию и музыкальной форме.

Включение  необычных произведений  с дополнительной вербальной информацией и песен нежелательно , так как отвлекает внимание и ведет к ошибкам. В тех случаях , когда необходимо целенаправленное переключение внимания  на новый вид деятельности, напротив. Подбирается музыка из  незнакомых ранее произведений.

Симфоническая музыка  плохо согласуется  с ритмом выполняемых на занятиях (особенно физическими упражнениями) видов деятельности и рабочими шумами.

Поэтому ее применение наиболее  целесообразно для снятия психофизического напряжения. А также при необходимости иллюстративного использования на занятиях познавательного  цикла.

Экспериментальный  режим использования функциональной  музыки в д/саду.

Режимные  моменты

Формы работы

Содержание деятельности

Вид функциональной музыки

 1.Прием детей

 2.Утренняя гимнастика

ОРУ  в сочетании с элемента-

ми психогимнастики, аэробикой, корригирующими упр. Настрой на хороший день.

Встречающая

Встречающая.

    Физкультурные занятия на воздухе и в зале.

ОРУ, ОВД, подвижные игры,

дыхательная гимнастика, релаксация;

Лидирующая, успокаивающая, провожающая, « музыка природы».

Танцевальная пауза между занятиями.

Современные танцы, бальные и т.д.

Фоновая в сочетании с танцем.

Занятия по развитию речи, познавательного цикла, по изо и др.

В соответствии  с видом деятельности

Фоновая музыка в соответствии  с темой занятия.

(народная, «музыка природы»,

фольклорная, воспроизводящая  музыкальными средствами природные явления идр.)

Прогулка

Подвижные игры, элементы  спортивных игр, лыжи, бадминтон, футбол и т .д.

Лидирующая, успокаивающая.

Дневной сон

Музыка для релаксации и засыпания.

Музыкальные побудки, упражнения , поднимающие тонус

Пробуждение под музыку, бег босиком, закаливающие процедуры.

Активирующая.

Лечебная гимнастика

Корригирующие  упражнения, релаксация.

Музыка для релаксации.

Спортивные досуги

В соответствии с программой

Лидирующая, и в зависимости от заданий.

День здоровья

Выезд детей на природу, подвижные игры, спортивные соревнования.

Лидирующая, « музыка природы», в зависимости от заданий.

Произведения рекомендуемые для включения функциональной музыки.

 

              Музыка успокаивающего характера: П.И. Чайковский «Сладкая греза»;

Х.Глюк. Мелодия из оперы « Орфей и Эвридика»; П. Понсе. «Эстраллита»;

Я. Сибелиус. « Грустный вальс»; Ф. Шопен. Фантазия экспромт», Вальс №3, Вальс №7, Вальс №9, Вальс № 10, Вальс № 12, Прелюдия №7; А. Моцарт.  «Адажио  из 12-й фортепьянной сонаты»; Д. Шостакович. Романс из кинофильма « Овод»; Ш.Гуно. « Прелюдия»; А. Дворжак.Славянский танец № 2; А. Глазунов. Антракт из балета «Раймонда»; К. Дебюсси. « Лунный свет»; Ф. Шуберт. « Аве Мария»; Р. Шуман. « Грезы», Г. Гендель. « Ария»;

Музыка стимулирующего  характера: П. И. Чайковский Вальс цветов из балета  «Щелкунчик»; А. Бородин. « Половецкие пляски» из оперы « Князь Игорь»;

Народные, русские, фольклорные казачьи песни, танцевальные мелодии разных народов;  М. Минков. Музыка к мультфильму « В порту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...