Работа с родителями
статья на тему

Федотова Тамара Николаевна

В этой статье я хочу поделиться опытом работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Проблемы и сложные взаимоотношения между детьми и родителями, когда ущемляются права и интересы ребёнка или, наоборот, когда ребёнок становится «деспотом», есть во многих семьях. У ребёнка в условиях сложных внутрисемейных отношений неизбежно возникают трудности адаптации в социальной среде, формируются негативные свойства личности.

Анализ работы педагогов ДОУ с родителями свидетельствует: между ними нет должного взаимопонимания и доверия, а в результате не возникает сотрудничество по вопросам воспитания и развития ребёнка. Часто родители, недостаточно внимания уделяя воспитанию ребёнка дома, всю ответственность возлагают на дошкольное учреждение.

Зная сложившуюся ситуацию и верно её оценивая, мы задумались: как поддерживать тесное взаимодействие с семьёй и социумом? Как способствовать развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и созданию необходимых условий для успешного развития ребёнка в окружающей среде?

В нашей коррекционной группе в разделе «Работа с семьёй» одной из главных задач является вовлечение родителей в жизнь группы. Мы стараемся сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Ведь воспитательно-образовательная, а тем более коррекционная работа даёт положительный результат только в том случае, если  педагоги и родители станут действовать согласованно.

Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, и в этом учебном году мы использовали совместные занятия. Родители являются их равноправным участниками. Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное – создаётся эмоциональный контакт между ними.

 Мы обучаем родителей, как закрепить с ребёнком дома состав числа, как пользоваться числовым рядом, решать задачи «по представлению» и многому другому, что входит в подготовку детей к школе и что поможет ребёнку безболезненно пройти процесс перехода «детский сад – школа». И что интересно: в самом начале учебного года родители просто внимательно слушают наши рекомендации, потом начинают интересоваться темами, которые мы проходим, а затем просто атакуют нас различными вопросами, среди которых очень часто звучит такой: «Я сам(а) понимаю это, но как объяснить это малышу не знаю…».

В группе проводятся конкурсы «Поделки из природного материала», посвящённее праздникам «День города», «День рождения детского сада» и многим другим, смене времён года «Лето», «Осень», «Зима», «Весна». Такие игрушки, сделанные родителями совместно с детьми из природного и бросового материала, помогают лучше узнать семьи наших воспитанников.

Практика показала, что если мы творчески готовимся к собранию, активно вовлекаем к участию в нём родителей, на собрании приводим примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. Перед общением с родителями мы обсуждаем не только то, что давать родителям, но и как давать, в какой форме, как строить беседу с ними, в какой форме задавать вопросы, как вызвать интерес к обсуждаемым актуальным проблемам.

Мы не составляем длинные речи-монологи, а ведём беседу, используем педагогические ситуации, вызывая родителей на разговор.

Интересно прошло, например, родительское собрание на тему «Подготовка детей к школе». Познакомив родителей с требованиями, которые предъявляет в данное время школа к ученикам, дали конкретные рекомендации по развитию речи, предложили игры и упражнения по развитию умственных способностей детей. На собрании присутствовали специалисты: учитель школы, учитель-логопед, психолог.

В индивидуальной работе с родителями используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Физическое воспитание» помещены рекомендации

  1. по организации занятий физкультурой с детьми дома;
  2. по устройству домашнего стадиона;
  3. по закаливанию детей в семье;
  4. примерные комплексы упражнений.

В папке «Словарь вежливого человека» содержатся высказывания педагогов и писателей о вежливости, общей культуре человека. Даются советы

  1. как надо воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста;
  2. что читать детям;
  3. как поступать в той или иной ситуации.

В папке «У вас родился малыш» даются советы, как справится с маленьким ревнивцем при появлении в семье второго ребёнка.

Родители могут взять папки-передвижки домой на несколько дней, после чего проводятся беседы о содержании помещённого в них материала.

В папке «Тема недели» мы информируем родителей не только о тематическом планировании на неделю, но и помещаем информационные листки-рекомендации по организации домашних заданий по данной теме, предлагаем листы и карандаши для записи рекомендуемых к заучиванию стихотворений, пословиц, скороговорок, считалок и т.п.. Небольшие (5-7 предложений) тексты для пересказывания, задания на развитие фонематического восприятия, звукового анализа (тут же помещая правильные, подробные ответы на все задания) и многое другое.

Не редко в своей работе, например, при подготовке занятий, особенно открытых, мы используем анкеты для родителей. Например, при подготовке к занятию о здоровом образе жизни родителям были предложены две анкеты: «Условия здорового образа жизни в семье» и «Состояние здоровья Вашего ребёнка», в которых они отвечали на вопросы о здоровье детей и здоровом образе жизни, который они ведут дома. По итогам анкет нами была составлена часть занятия и дидактическая игра, помогающая детям запомнить и в дальнейшем применять хорошие здоровые привычки, поддерживающие и укрепляющие здоровье.

В современных условиях дошкольным учреждениям трудно обойтись без поддержки родителей. Наша задача – так организовать работу с детьми, чтобы взрослые сами захотели помочь. Такое взаимодействие редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И  верить в светлое, разумное, вечное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...