Цикл занимательных музыкальных бесед
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Данный цикл содержит подробный материал по ознакомлению детей с музыкальными терминами и понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detyam_besedy.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с понятием «форте» и «пиано». Как их называют по-другому с динамическими оттенками.

М.р: Сегодня мы с вами познакомимся с Синьором Форте и Синьором Пиано. В одном итальянском дворике, что рядом с садиком, на одной итальянской улице одного итальянского города встретились два итальянца.

-О, синьор Пиано! Рад вас видеть, маэстро! – синьор Форте громко выкрикивал приветствия и Добрый день, синьор Форте, - с улыбкой отвечал синьор Пиано.  – Я тоже очень рад вас видеть, маэстро, - сказал он, широко размахивая своей шляпой.

-  Как вы поживаете?  - тихо говорил он, приподнимая шляпу.

-Прелестно, хорошо, чудесно! – продолжал громко выкрикивать синьор Форте. Вы слышали новость? Оказывается у моего старшего брата Фортиссимо самый громкий голос в Италии – очень громко и радостно воскликнул он.

-Разумеется, слышал, синьор Форте, поздравляю! - чуть громче обычного отвечал синьор Пиано. Об этом мне поведала сестрица Меццо Пиано, она ведь очень дружит с вашей сестрой Меццо Форте.

Синьор Пиано немного замолчал и тихо вздохнул.

-Ах, маэстро, - продолжал он задумчиво, вы же тоже слышали, наверное, что самый тихий голос в Италии у нашего младшего брата Пианиссимо.

 - Конечно, слышал, маэстро. Мне все подробно рассказала сестрица Мецце Форте. Она дружит с вашей сестрицей Меццо Пиано – сказал синьор Форте чуть тише, чем обычно. И стал прощаться  как всегда громко и живо:

-До свидания синьор Пиано, рад был вас повидать, передавайте привет своим близким – синьоре Мецце Пиано и синьору Пианиссимо.

 - До встречи маэстро – тоже оживился синьор Пиано. Мои лучшие пожелания вашим близким – синьоре Мецце Форте и синьору Фортиссимо.  

Давайте повторим:

Пиано – тихо, Мецце Пиано – не слишком тихо,

Пианиссимо – очень тихо, форте – громко,

Мецце Форте – не слишком громко, Фортиссимо – очень громко.

Вы друзья запомните и за мною повторяйте,

Форте – это громко, Пиано – значит тихо,

Не ленитесь, заучите, три – четыре – повторите,

Форте – значит громко, Пиано - значит тихо.

Цель: Познакомить детей с основными жанрами музыки: песней, танцем, маршем.

Необходимый материал: рисунки трех китов, портрет композитора Д.Д.Кабалевского.

М.р: Сегодня я расскажу вам сказку о трех китах в музыке. В наше время в эту сказку уже никто не верит, все знают, что таких китов не было никогда. Но очень важные вещи люди и сейчас называют иногда «китами».

Жили – были в море музыки три кита. Одного кита звали – Танец, другого кита звали – Песня, третьего – Марш. Вот однажды стали они спорить, кто из них в Море музыки главный.

«Послушайте друзья, - говорит кит  по имени Танец, сначала, надо разобраться кто из нас самый старший. Самый старший – это Я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись. Со мною человеку весело, ни один праздник без меня не обойдется.

Тут кит Песня ему возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я – нам никак не определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно Песня. С песней человек никогда не расстается, с ней он трудится и отдыхает. Я и в горе и в радости помогу.

Кит по имени Марш выступает: «И со мною тоже человек всю жизнь не расстается. Я и в труде, бою, и на торжественном параде, и на балу первый. А в последний путь человека кто провожает? Вот и решайте, кто в мире музыки главный».

Спорили они спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, кто музыку сочиняет, то есть композитор. Смотрят: купается в море Музыки композитор Дмитрий Дмитриевич  Кабалевский. Обратились они к нему: « Рассуди нас, пожалуйста. Какой кит важнее. Кому быть главным в море Музыки?».

Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и наконец, объявил, во всеуслышание о своем открытии: «Песня, Танец, Марш – основные виды музыки. Все они одинаково важны, потому что музыка на этих «трех китах» держится.

Люди, услышав композитора, поддержали его.

«В самом деле, не о чем тут спорить, - сказали они – и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково. Нет смысла спорить о том, что в музыке важнее.

Цель: Познакомить детей с понятием МАЖОР и МИНОР. Учить на примере прослушивания различной музыки угадывать лады музыки.

Необходимый материал: Два колокольчика с рожицами - веселая и грустная.

Муз.рук: Сегодня я хочу вас познакомить с приятелями Колокольчиковыми. Вы узнаете, как они живут. Итак, начали.

Жили – были по соседству два приятеля колокольчиковых. Фамилия у них была такая. Один был веселый,  его звали во дворе – веселый Колокольчиков, а другого прозвище - грустный Колокольчиков, потому что он всегда был грустный. Веселого Колокольчикова рассмешить ничего не стоило, он всегда заливно смеялся, вот так (позвонить в колокольчик). А еще Веселый Колокольчиков любил рассказывать веселые истории, вот так (позвонить в колокольчик).

А Грустный Колокольчиков, наоборот, никогда не смеялся, часто обижался и хныкал. Он жаловался вот так (позвонить в другой  колокольчик).

Стали оба Колокольчиковых к праздничному  утреннику готовиться. Они выучили новые песенки. Веселый Колокольчиков выучил веселую песенку (позвонить в колокольчик), а у Грустного Колокольчикова как всегда была песенка грустная. (позвонить в колокольчик).

-послушай приятель Колокольчиков – говорит Веселый Грустному. – Какая у тебя песня получилась грустная.

 - Грустная – согласился Грустный Колокольчиков.

 - Совсем для нашего праздничного утренника не подходит.

 - Не подходит – повторил Грустный Колокольчиков.

 - Может ты другую песенку знаешь?

 - Не знаю – вздохнул Грустный Колокольчиков

 -А хочешь, мы поменяемся песенками? Я тебе свою песню подарю, а ты мне свою подаришь? – предложил веселый Колокольчиков.

 - Поменяемся – согласился Грустный Колокольчиков.

Сказано – сделано. Взяли Колокольчиковы и поменялись песенками.

А что из этого получилось вы скажите мне сами.

(ответы детей, после игры на колокольчиках. При игре на колокольчиках дети изменяют темп и настроение)

Запомните: У музыки есть два лада – МАЖОРНЫЙ и МИНОРНЫЙ.

Мажорный лад – это бодрая, жизнерадостная музыка.

Минорный лад – это печальная, грустная музыка.

Цель: Дать детям представление о музыкальных ключах  (скрипичный и басовый)

Необходимый материал: Рисунки  скрипичного и басового ключа.

Муз.рук: Сегодня мы поговорим с вами про музыкальные секреты, которые можно раскрыть только с помощью специальных музыкальных ключиков.

При слове КЛЮЧ у каждого возникает свое представление о ключе: о прохладном ключе, бьющем из – под земли, и о том, как приятно напиться из него в жаркий летний день. Другие думают о ключе от квартиры, а кто – то думает о красивом гаечном ключике. Но мы сейчас поговорим о ключе особом, музыкальном.

Познакомься с ними лично – ключ басовый, ключ  скрипичный,

Это чудо – капитаны ноты за собой ведут,

День и ночь на нотоносце службу верную несут.

Если в начале первой строчки любой нотной записи нарисован скрипичный ключ, то это значит, что музыка написана для высоких и средних голосов и музыкальных инструментов с таким – же звучанием. Его еще можно назвать и детским, потому что в нем написаны многие детские песенки.

Если нарисован ключ, который напоминает полумесяц в небе с двумя точками – звездочками с правой стороны – это ключ басовый. Он говорит нам о том, что музыка написана для низких звуков или инструментов с таки – же звучанием.

Музыкальные ключи помогают разбираться быстрее в нотных записях.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения первых музыкальных инструментов.

Муз.рук: В одной первобытной пещере жила первобытная семья. Первобытный папа был охотником, он добывал пищу для всех и одежду. Первобытная мама была домохозяйкой, она охраняла огонь, и убирала в пещере. Был в этой семье и первобытный сынишка. Он очень любил играть, поэтому часто находил себе разные интересные занятия.

Собирается отец на работу и мастерит себе лук. На деревянную дугу натянет тонкую жилу и поставит лук рядом с собой, чтобы сделать другую работу. Сынок тут как тут: схватит лук и давай за жилку дергать. То тянет, то отпустит – звенящий звук получается. Интересная игра.

А в это время мама «вымоет» посуду  после обеда. Принесет мама посуду в пещеру и поставит сушится вверх дном. Посуда сделана из половинок тыквы. Тыкву съели, а высушенные корочки остались. Вот и стали служить им тарелками и чашками. Подбежит сынишка к – тарелкам – и  - чашкам – и давай колотить по ним палочкой.  «Бам – бум – бом» - гулко звучат тыквенные  половинки, словно барабаны.

 А мама тем временем начинает ожерелье себе мастерить. Она дырочки в косточках проделывает и на кожаный шнурок их нанизывает. Малышу надоест по тыковкам барабанить, он подбежит к маме, хватит одну косточку с дырочкой и давай в нее дуть изо всех сил. Получается свист.

Маме тоже понравилась эта игра, и она решила тоже во что – ни будь подуть. Пошла мама к ручью,  и срезала там тростник. Стебель у тростника оказался полый, пустой значит, вот и стала в него мама дуть, как в дудочку.

Первобытному папе такая забава понравилась. Стал он думать, чем свою семью порадовать. Вышел он на берег моря и нашел там раковину. Сделал в ней дырочку и стал дуть в нее. Звук получился громкий.

Вечером после ужина вся семья собралась у огня играть. Сынишка свистел в косточку и стучал по тыковкам, мама дудела в тростниковые дудочки, а папа трубил в свою раковину.

Вот так у первобытных людей появились музыкальные инструменты.  

Цель: познакомить детей с историей возникновения скрипки, способах игры на ней, виртуозами – скрипачами.

Необходимый материал: Рисунки скрипки, фотографии виртуозов – скрипачей, записи звучания скрипки.

Муз.рук: Отгадайте загадку:

                  Движенья плавные смычка, приводят в трепет струны,

                  Мотив журчит издалека, поет про вечер лунный

                  Как  ясен звуков перелив ,в них радость и улыбка

                   Звучит мечтательный мотив, его названье        

Дети: СКРИПКА

Муз.рук: Сегодня мы с вами поговорим о маленькой скрипке. Я хочу вас познакомить с историей появления скрипки. Давным-давно на Руси с гуслями и трехструнной скрипкой – гудком ходили скоморохи. Они потешали народ песнями прибаутками, фокусами. Было время, когда слово «гудошник» и «скоморох» означали одно и тоже – бродячий музыкант. Эти музыканты не знали нот. Они сами сочиняли песни и наигрыши. На гудке играли, поставив его на колено, а со скрипкой на коленке много не поиграешь. Вот и решили музыканты переложить скрипку на плечо. (можно послушать в записи музыкальное произведение). Пальцы скрипача  быстро вибрируют на струне и звук слегка дрожит, волнуется.

 В наше время скрипачи все певучие мелодии исполняют только с вибрацией. (показать детям рисунок скрипки) Посмотрите, какая красивая скрипка. У нее прекрасная «фигура»- длинный корпус с изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками. Верхняя часть корпуса называется – декой, на ней прорези – эфы.  Маленькая полочка, соединяющая обе деки, называется душкой. Это и есть душа скрипки. У скрипки четыре струны. Если провести смычком по струнам, то сразу можно услышать необыкновенный звук.

 Лучше всех на скрипке играл Никола Паганини. Он жил очень давно. У него был необычайно развит музыкальный слух и были необычайно гибкие пальцы.

 В нашей стране есть тоже знаменитые скрипачи. Это Л.Коган, Д.Ойстрах. (можно показать портреты). Во всем мире известен ансамбль скрипачей «Виртуозы Москвы».

А теперь мы послушаем с вами отрывок из скрипичного концерта А.Вивальди «Времена года» (зима).  

        

Цель:  Познакомить детей с историей возникновения музыкальных звуков и нотных знаков.

Муз.рук: Можно сохранить дома и памятники, картины, книги, посуду и одежду. Но как сохранить музыку – то, что не возьмешь в руки и не увидишь глазами.

В древности,  как известно ни компьютеров, ни магнитофонов, даже бумаги у людей не было. Поэтому люди просто запоминали любимые мелодии, а потом пели  по памяти их своим детям и внукам. С годами мелодии и песни забывались, изменялись, а имена их сочинителей совсем потерялись во времени. Поэтому музыка стала называться НАРОДНОЙ. Она передавалась «из уст в уста», из  поколение в поколение и через много столетий дошла до наших дней. Сегодня мы с удовольствием  слушаем народные песни.

Но люди с давних времен искали способ, как записать музыку. Сначала они пытались рисовать человеческие фигурки в разных позах, но это было совсем не похоже на музыку. Потом стали рисовать волнистые линии над словами, но линией, даже волнистой не передашь красоту музыки. Позже музыканты придумали специальные знаки для записи мелодических звуков. Позже музыканты придумали специальные знаки для записи мелодических звуков.  Но все эти буквы, черточки, запятые, точки  и крючочки не могли передать самого главного – звуковой высоты.

Но однажды в 16 веке, было сделано величайшее открытие: один итальянский музыкант придумал, как обозначить высоту звука, он просто взял и провел линию. Теперь  все знаки, которые располагались выше этой линии, обозначали высокие звуки, а те которые были ниже линии – низкие. Другим музыкантам его идея с линией очень понравилась, поэтому они стали развивать ее дальше. Со временем появилась вторая линия звуковысотности, потом третья, четвертая и наконец, пятая. Пять линеек стали называться НОТНЫМ СТАНОМ, а сами знаки НОТАМИ.

 Теперь музыке на страшны ни года, ни расстояния, она надежно храниться в нотной записи. А все музыканты изучают специальную музыкальную грамоту, чтобы читать и играть по нотам.  

Цель: Познакомить детей с названиями нот. Учить отгадывать названия нот с помощью матрешек.

Необходимый материал: Матрешки, плоскостной домик.

Муз.рук:  Сегодня мы познакомимся с нотами. Я расскажу вам сказку.

В одном игрушечном домике жила была большая и дружная семья. Это были семь сестричек, семь ласковых матрешек. Все они были похожи друг на друга и различать их можно было только по росту и по голосу. (матрешек построить по росту перед домиком).

Самую старшую и большую матрешку называли сестрицей ДО. Она была главной в их домике, она была домоправительницей. Вторую матрешку звали сестрица РЕ. РЕ помогала ДО по домоводству, она любила все переставлять, перестраивать и всегда любила заниматься ремонтом дома. Третья сестрица МИ была очень мила, она всех кормила, мыла посуду и подметала в домике. Матрешка ФА была большая фантазерка. Это ФА украсила фасад домика фасолью. А еще ФА научилась играть на фаготе. Младшую сестричку СОЛЬ стали называть, потому что она по рассеяности вместо сахара всюду сыпала соль. Меньшую сестричку звали ЛЯ. ЛЯ любила гулять, помогала РЕ переставлять вещи в домике и без конца пела своим тоненьким голоском: «Ля – ля - ля». А самую маленькую матрёшечку звали малышка СИ. Малышка СИ любила собирать на лугу синие васильки. Она приносила их домой и ставила в красивые вазочки.

С утра все матрешки занимались своими делами, а вечерами они собирались в домике в домике все вместе и устраивали веселые семейные праздники. ФА и СОЛЬ пекли домашний пирог с ФАСОЛЬЮ и поМИДОрами. СИ и РЕ приносили из сада СИРЕни. ДО и МИ украшали ДОМИк, а затем садились играть в ДОМИно. Потом РЕ произносила торжественную Речь, ФА играла на Фаготе, ЛЯ пела свой СОЛЬный концерт, а малышка СИ угощала всех СИропом.

Прослушав концерт, матрешки выстраивались в ряд и принимались петь гаммы. Пели они вот так: «ДО  - РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ!». Или вот так: «СИ – ЛЯ – СОЛЬ – ФА – МИ - РЕ – ДО!».

Ну вот мы и познакомились с вами с нотами. Давайте повторим их названия еще раз.

(дети повторяют. Педагог проигрывает гамму вверх и вниз на инструменте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Беседа об осени"

Закреплять знания детей об осени как о времени года. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие осени, как "прекрасной поры". Совершенствовать монологическую речь детей и умение их пользоваться об...

Цикл занимательных бесед с детьми дошкольного возраста"Этикет и культура внешнего вида"

Цикл занимательных бесеб с детьми дошкольного возраста "Этикет и культура внешнего вида"...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Сказка в музыке)

Сказка в музыке.Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"Музыка :  http://natali1972kuznetco.wixsite.com/masonry-layout-ru/bla...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Природа и музыка)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"Музыка:  http://natali1972kuznetco.wixsite.com/masonry-layout-ru/blank-11...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Музыка о животных и птицах)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Жанры в музыке)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Музыкальные инструменты и игрушки)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...