Развитие компонентов интеллектуальной сферы детей с ОНР, ФФНР.(аттестационная работа педагога-психолога)
материал (подготовительная группа) по теме

Шульпина Мария Александровна

Развитие компонентов интеллектуальной сферы детей с ОНР, ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_na_2_kv.kategoriyu.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57» комбинированного вида города Дзержинска Нижегородской области. Открылся 10 октября 1990 года, находился в ведении ОАО «Капролактам». А с 22 апреля 1998 года учредитель Администрация города в лице Управления детских дошкольных учреждений.

МДОУ «Д/с 57» комбинированного вида функционирует на основе Устава, зарегистрированного  13 ноября 2003 года и лицензии № 014279 от 30 декабря 2003 года.

Заведующая МДОУ «Д/с №57» Орлова Татьяна Николаевна занимает эту должность с момента открытия д/с и сыграла большую роль в становлении и развитии учреждения.

В д/с работают как  опытные педагоги, так и молодые специалисты,  14 человек имеют высшую и первую категории, и 11 – 2 категорию.

Д/с располагает хорошей материальной базой. Имеет: физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет психолога, медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, мини-зоопарк, зимний сад, комнату звездного неба, библиотеку, музей русского быта, комнату психологической разгрузки.  Учебные программы полностью соответствуют Госстандартом дошкольного образования.    

Здание рассчитано по проекту на 12 групп, 204 воспитанника. Фактическая наполняемость 218 воспитанников.

 Количество возрастных групп – 12, из них:

-4 группы детей раннего возраста:

-6 групп детского сада:

-2  логопедические группы (группа с диагнозом ОНР - 2 года обучения /6 лет/, группа с диагнозом ФФНР -1 год обучения /6 лет/

       Методическая работа в МДОУ

1.Методическая работа направлена  на методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями Государственного стандарта, создание методических услуг.

2. Методическая работа в МДОУ «Д/с № 57» осуществляется во всех возможных формах:

-    коллективной (мероприятия обще детсадовские),

  1. групповой (работа методических коллективов),
  2. индивидуальной (индивидуальное консультирование).

Цель работы психолога:

Создание условий для успешной адаптации детей в условиях д/с, подготовка детей к новой социальной среде – школе,  помощь педагогам, родителям в работе  и общении с детьми.

Основные задачи:

  1. создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечить эмоциональное благополучие детей ДОУ.
  2. способствовать повышению социально-психологической компетенции родителей и педагогов,
  3. проводить работу по подготовке детей к новой социальной ситуации развития – школе,
  4.  проводить психокоррекционную работу, направленную на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольника.

 Педагог-психолог (п-п)   в д/с работает по следующим направлениям:

Психологическое просвещение:

Задачи его определяются необходимостью формирования у родителей и педагогов потребности в психологических знаниях и желания использовать эти знания в работе с детьми или в интересах собственного развития. Наиболее действенными в данном образовательном учреждении являются семинары-практикумы для педагогов т.к дают наглядную возможность тут же продемонстрировать и попробовать приемы различных техник, и стендовая информация (информационные листы в группах, стенд «Психологическое просвещение», статьи в газете д/ с «Дружная семейка»)

Исследовательская работа:

Задачей её является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода посещения д/с. Изучение  индивидуальных особенностей  развития детей в единстве интеллектуальной и волевой сфер, а также особенности взаимодействия ребенка с окружающей средой (сверстниками, родителями, педагогами).

Для  выполнения этой работы:

-проводятся психологические обследования детей для выявления особенностей психического развития каждого ребенка, динамики развития детей группы риска, динамики и результатов работы за год.

- п-п. определяется ход психического развития ребенка, соответствие развития возрастным нормативам,

- п.п. определяется степень подготовленности детей к школе

-изучаются особенности адаптационного периода у вновь поступивших детей

-проводится анкетирование воспитателей по выявлению наличия конфликтности в общении ребенка со сверстниками, получения представления о сформированности навыков общения ребенка с взрослыми и сверстниками, общей картины атмосферы в группе;

- осуществляются обследований по запросам администрации, логопедов для решения о направлении детей в логопедические группы нашего д/с через выездные комиссии ЦДиК в д/с ( 2-3 раза в год)

- проводятся встречи с  родителями для получения информации об индивидуальных особенностях ребенка.

Коррекционно - развивающая работа:

Задачами её являются:

-способствовать развитию мышления и активизации словаря детей с ОНР, ФФНР.

-развивать произвольную сферу, внимание, саморегуляцию.

-развитие коммуникативных навыков

-гармонизация эмоциональной сферы

Консультационная работа:

Она сводиться к проведению индивидуальных  и групповых консультаций

 педагогов и родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Самообразование:

Осуществляется через:

-изучение литературы,

-изучение арт-терапий и пробное внедрение в работу отдельных упражнений, элементов (пескотерапия по разработкам Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Грабенко Т.М.,  анималотерапия для дошкольников по программе Кряжевой Н.Л., Орел В.Е.),

-посещение занятий и семинаров МОУ «Центр психолого-медико-социального  сопровождения»

-обмен опытом с коллегами из других д/с г. Дзержинска, г. Владимира.

Актуальность

Исследования многих специалистов (Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О.А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И.Ю., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др. [6], [12], [19] ) показывают что большие  затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами ОНР, ФФНР которые проявляется не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.

Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабо успевающими по родному языку, математике, чтению.

За период с 2004 г по2006 г дети посещавшие логопедические группы нашего д/с  (15 детей из 42 выпускников) в начальной школе являются слабо успевающими по основным предметам школьной программы (родному языку, математике, чтению и пр.)

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена задача: развивать компоненты интеллектуальной сферы детей с ОНР, ФФНР путем использования системы занятий направленных на развитие мыслительных операций, внимания, памяти, мелкой моторики и общей осведомленности.

Занятия проводились в комнате психологической разгрузки с детьми подготовительных логопедических групп (диагнозы-ОНР, ФФНР) по подгруппам ( 8 чел.) по 25 минут 1 раз в неделю с октября по февраль.

Ожидаемый результат:

-повышение уровня словесно-логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, операции анализа и синтеза),

- развитие памяти, внимания,

-развитие мелкой моторики,

          -обогащение общего словаря детей.

ГЛАВА 1  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО   МЕТОДА

  1. Характеристика группы

Нами обследовались дети подготовительных логопедических групп с диагнозом ОНР  1-2 уровень(12 чел), диагноз ФФНР – 13 человек. Возраст детей 6-7 лет первого (ФФНР), второго года обучения (ОНР). У детей звуки поставлены, идет работа по автоматизации. Дети из социально благополучных семей. Большинство родителей с детьми занимаются дома, помогают им с домашними заданиями, прислушиваются к рекомендациям воспитателей и специалистов, что позволяет добиваться положительной динамики в коррекционной работе. Для  развития базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности  были проведены коррекционно-развивающие занятия, цель которых:  развитие мыслительных операций, внимания, памяти детей.

 

1.2 Исследовательская работа

Для выявления особенностей развития интеллектуальной сферы был применен подход таких исследователей как В.В. Ковалева, Е.И. Кириченко и др. [13], считавших что у детей с ОНР, ФФНР  ведущую роль в недоразвитии речевых функций и других психических процессов напрямую зависит от недоразвития интеллектуальной сферы, имеющего как первичную органическую структуру так и социально-обусловленный характер. В связи с этим были использован комплекс методик, предложенных Левченко Л.Ю., Киселевой Н.А. [12] и включающий в себя: методики на изучение компонентов словесно-логического мышления (обобщение, классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, мелкой моторики, восприятия.

  1. Общая беседа на осведомленность
  2. «Найди отличия»
  3. «Запомни картинки»
  4. «Нелепицы»
  5. «Последовательные картинки(Составь рассказ)»
  6. «Срисуй узор»
  7. «Собери картинки»
  8. «Четвертый лишний»
  9. «Обобщение»
  10. «Десять слов»

 Обследование показало что, об ладая, в целом, полноценными предпосылками овладе ния мыслительными операциями, доступными их воз расту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом владеют анализами синтезом, сравнением и обобщением,  сни жены слуховая память и продуктивность запоминания, выделяются недостаточная устой чивость внимания, сложности при распределении вни мания, недостаточный уровень развития мелкой моторики и как следствие комплексного отставания – незрелость эмоционально-волевой сферы.

Психич.процессы

Память            

Мышление

Внимание

Осведомленность

Эмоц.-волевая сфера

уровень

В

C

В

C

В

C

В

C

C

Количество детей

-

15

9

-

16

8

-

9

15

-

14

10

11

13

Таблица 1.

Результаты первичного обследования

 Были посещены  занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающей средой, наблюдала за детьми в их свободной деятельности, проведены беседы с воспитателями и индивидуальные консультации для родителей по темам «Развитие мышления и речи у детей с ОНР» игры и упражнения, «Психологическая готовность к школьному обучению»

Проведены индивидуальные консультации для воспитателей по результатам диагностики, скоординирована совместная деятельность с логопедами данных групп.

Исходя из полученных результатов обследования были проведены коррекционно – развивающие занятия в соответствии с тематическим планом.(см. Приложение  )

       

ГЛАВА 2 ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОНР, ФФНР

2.1 Коррекционно – развивающая работа

Исходя из актуальности и полученных  данных,  мною была составлена система коррекционных занятий, направленных на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер дошкольников, имеющих логопедические диагнозы ФФНР, ОНР различной степени.(См. Приложение  - тематический план «Скоро в школу»)

Занятия проводились с детьми с ОНР по подгруппам (3реб.) по 25 минут 1 раз в неделю с  октября по февраль; с детьми с ФФНР –  подгруппа (8 чел.) по 25 минут 1 раз в неделю с октября по февраль.

Система коррекционно – развивающих занятий состоит из 17 занятий по 4-5 упражнения в каждом.

Цель: способствовать развитию психических процессов.

Задачи коррекционно – развивающей работы:

  1. Развитие произвольности и самоконтроля
  1. Развитие внимания и воображения
  1. Снятие психоэмоционального напряжения.
  1. Развитие речи
  1. Развитие мелкой моторики руки
  1. развитие словесно-логического мышления
  1. Развитие памяти и расширение ее объема

В  занятиях в игровой форме предлагались такие задания как:

  1. описание признаков предметов, слов;
  2. узнавание предметов по заданным признакам;
  3. выделение существенных признаков предметов;
  4. обобщение, классификация, развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
  5. пальчиковая гимнастика;
  6. развитие речи, находчивости и сообразительности посредством рассказов.

Почти в каждом занятии включены телесно-ориентированные игры, элементы психогимнастики, способствующие снятию эмоционального напряжения, общей гармонизации личностной сферы.

Приемы: художественное слово, упражнения на развитие пальцевой моторики, телесно-ориентированные упражнения, наглядный материал (карточки с картинками, со словами), методический материал д/с - настольные игры, развивающие пособия

При составлении системы занятий мною были использованы опыт таких авторов как: Арцишевская И.А., Кряжева О.Л., Стребелева Е.А., Соботович Е.Ф., и др.[3], [14], [16], [17]

  1. Результат проведенных занятий

Для проверки результативности подобранных и проведенных мною  коррекционных занятий был повторно использована тот же комплекс методик, предложенных Левченко Л.Ю., Киселевой Н.А.[12]

  1. Общая беседа на осведомленность
  2. «Найди отличия»
  3. «Запомни картинки»
  4. «Нелепицы»
  5. «Последовательные картинки(Составь рассказ)»
  6. «Срисуй узор»
  7. «Собери картинки»
  8. «Четвертый лишний»
  9. «Обобщение»
  10. «Десять слов»

Таблица 2.

Повторное обследование

Психич.процессы

Память            

Мышление

Внимание

Осведомленность

Эмоц.-волевая сфера

уровень

В

C

В

C

В

C

В

C

C

Количество детей

-

21

3

-

19

5

-

15

9

-

20

4

16

8

У всех детей стали отмечаться улучшения графомоторных навыков, повышение параметров внимания, в частности устойчивости, произвольности при выполнении заданий, требующих активизации мыслительной деятельности

Увеличились проч ность запоминания, качество воспроизведения и объём за поминаемого материала слуховой памяти.

Уровень сформированности вербально-логического мышления приблизился к норме, дети не допускают ошибки при выборе лишней картинки с изображением предмета, свой выбор многие объясняют правильно. Стараются использовать обобщающие слова, стараются использовать сравнительные прилагательные в своей речи.  Пользуются операцией сравнения дети, научились сравнивать два существительных. Допускают меньше ошибок в согласовании прилагательных и глаголов с существительными.

     Помимо диагностической работы были посещены занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающей средой,  за детьми проводились наблюдения в их свободной деятельности, проведены индивидуальные консультации для воспитателей и родителей по итогам проведения коррекционных занятий, даны рекомендации по дальнейшей работе с детьми.

Исходя из проведенной работы, задача по  развитию компонентов интеллектуальной сферы детей с ОНР, ФФНР путем использования системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие мыслительных операций, внимания, памяти, мелкой моторики и общей осведомленности, была выполнена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Развитие мышления и базовых параметров интеллекта невозможно без развития речи и наоборот словесно – логическое мышление возможно только в речевой форме. К старшему дошкольному возрасту ребенок подходит с определенным уровнем развития устной речи, который позволяет на следующем этапе освоить речь письменную. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется словесно – логическое мышление, что позволяет начать систематическое обучение в школе. У детей с ОНР, ФФНР выделяются некоторые нарушения лексики, грамматики и звукопроизношения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления, памяти, внимания, восприятия.

 Исходя из актуальности проблемы, проведенная нами работа, задача которой являлось  развитие компонентов интеллектуальной сферы детей с ОНР, ФФНР путем использования системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие мыслительных операций, внимания, памяти, мелкой моторики и общей осведомленности, была  изменить качественное значение словаря детей с ОНР путем использования системы занятий направленных на развитие мыслительных операций и обогащение словаря детей, была выполнена.

Для воспитателей логопедических групп и родителей подобраны игровые задания, направленные на развитие психических процессов детей с ОНР, ФФНР, проведены индивидуальные консультации для воспитателей и родителей по итогам  коррекционно-развивающих занятий, даны рекомендации по дальнейшей работе с детьми.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаева Е.А. Формирование элементов логического мышления // Дошкольное воспитание. – 1982 - №1.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М., 2004.
  3. Арцишевская И.А. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.,2004
  4. Блувштейн З. Дидактические игры в логопедической работе // Дошкольное воспитание. – 2002 - №4.
  5. Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. Владимир, 2008
  6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004
  7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. СПб, 2007
  8. Игры в логопедической работе с детьми. Редакционный составитель Селиверстов В.И. СПб., 2000
  9. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб., 2007
  10. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
  11. Лалаева Р.И., Серебрякова И.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
  12. Левченко Л.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М., 2005
  13. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольника средствами арттерапии. М., 2004
  14. Орел В.Е., Кряжева Н.Л.,Рыжкова З.Л. Программа анимало-терапии для дошкольников. Ярославль, 1999
  15. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001
  16. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути коррекции интеллекта. М., 2003
  17. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001
  18. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.  Ярославль, 1995.
  19. Филичева Т.Б. , Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение.  М., 1999.
  20. Чиркина, Филичева Т.Б. Подготовка к школе с ОНР, ФФНР в условиях детского сада. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ в системе работы педагога-психолога.

В статье предложены игры и упражнения, которые могут быть включены в психокоррекционную программу педагога-психолога с целью оптимизации образовательного процесса дошкольников с задержкой психического...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ

Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации....

Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога в условиях ДОУ»

Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога в условиях ДОУ»...

Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ

Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по ...

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.

Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга.  Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....