Реализация проекта "Земля - наш общий дом"
методическая разработка по теме

Хрюнова Елена Станиславовна

По реализации городского проекта «Земля – наш общий дом» в МДОУ комбинированного вида детском саду № 41 «Жаворонок» велась многоплановая работа.  Для погружения в проект были проведены разнообразные мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Этап (февраль 2011 года) – подготовительный, погружение в проект.

Консультации, семинары-практикумы для педагогов.

1. Работа творческой группы по разработке плана мероприятий по реализации в МДОУ комбинированного вида детском саду № 41 «Жаворонок» городского проекта «Земля - наш общий дом».

2. Семинар-практикум «Что такое экологический проект».

3. Консультация «Организация и проведение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении».

4. Семинар-практикум «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».

         

Мероприятия с воспитанниками.

1. Экологическая неделя «Мир глазами ребенка». Занятия по экологии во всех возрастных группах на тему: «Земля - наш общий дом».

2. Работа с детьми всех возрастных групп по направлению «Окружающий мир в дидактических играх».

3. Экологическая эстафета «Поможем тем, кто в нас нуждается» (Осуществление погружения в проект с объяснением цели, постановкой задач, конкретных действий).

Работа с родителями.

1. Мастер-класс «Значение проектной деятельности в воспитании дошкольников».

2. Консультация «Учите детей чувствовать природу».

  1. Этап (март-сентябрь 2011 года) – основной этап.
  1. Конкурс творческих работ воспитанников и их родителей «Люби и знай свой край родной» (март 2011 год).
  2. Конкурс «Огород на окошке» (март 2011 года).
  3. Цикл мероприятий, посвященных Дню Космонавтики (12 апреля 2011 года):

- конкурс на лучший уголок «Мы – жители планеты Земля»;

- выставка рисунков и поделок, изготовленных детьми и родителями из бросового материала;

- выпуск газет «Детям о космосе»;

- тематический день «Мы – дети Земли»;

- развлечение для детей «Если очень захотеть, можно в космос полететь»;

- открытое занятие для слушателей мастер-класса «Космические тайны».

  1. Цикл мероприятий, посвященных Дню Земли (апрель 2011 года):

- акция «Вырасти свой цветок»;

- тематические экскурсии старших и подготовительных к школе групп к реке Оке «Защитите водоемы от загрязнений»;

- конкурс рисунков «Дадим шар Земной детям!»;

- выпуск стенгазет «Азбука поведения в природе»;

- изготовление детьми и родителями поделок «Природа и фантазия» из природного и бросового материала для украшения зала к празднику День Земли;

- экологический праздник День Земли.

  1. Конкурс на лучший природный уголок «Оазис в группе» (май 2011 год).
  2. Конкурс экологических проектов (май 2011 года).
  3. Конкурс участков «Цвети Земля» (июнь 2011 года).
  4. Летний праздник «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (июнь 2011 года).
  5. Экологическая неделя «Среда обитания» (июль 2011 год).
  6. Интеллектуальная игра «Мои географические открытия» (август 2011 год).
  7. Фотовыставка «Здравствуй, мир!» (сентябрь 2011 год).
  8. Осенний марафон «Природа в опасности» (16 сентября 2011 года).
  9.  Акция «Посади дерево» (сентябрь 2011 года).

  1. Этап (октябрь 2011 года) – заключительный этап.
  1. Подведение итогов проекта «Земля – наш общий дом» творческой группой.
  2. Составление презентации по проекту.

Итоги проекта «Земля – наш общий дом»

По реализации городского проекта «Земля – наш общий дом» в МДОУ комбинированного вида детском саду № 41 «Жаворонок» велась многоплановая работа.  Для погружения в проект были проведены разнообразные мероприятия. На подготовительном этапе проекта была создана творческая группа, которая разработала план мероприятий по реализации проекта. Ее целью стала помощь педагогам в воспитании у детей экологической культуры. Ведь успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Поскольку семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы, способствующей совершенствованию профессионального мастерства педагогов, и предполагают активное участие каждого, были проведены: консультация «Организация и проведение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении», семинар-практикум «Что такое экологический проект», семинар-практикум «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения». Педагоги с увлечением включились в работу семинара-практикума, группа воспитателей выступила с рекомендациями по организации проектно-исследовательской деятельности. Были рассмотрены особенности работы с детьми на всех этапах экологического проекта: подготовительного, исследовательского и обобщающего. Отметили, что работа по проекту должна строиться на основе интегрированного и деятельного подходов.

Вовлекать воспитанников в проект педагоги начали на недели экологии, которая прошла под девизом «Мир глазами ребенка». Планируя образовательную деятельность, воспитатели учитывали что, выполняя задания, детям необходимо наблюдать, экспериментировать, играть, рисовать, слушать музыку, сочинять сказки и рассказы. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов являлась гибкой, т.е. воспитатель в группах ненавязчиво направлял работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, мы придумали, а также подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная развивающая игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяют развить у ребенка самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Учитывая экологическую направленность проектной деятельности, творческой группой было предложено во всех возрастных группах сделать подборку «Окружающий мир в дидактических играх». Все педагоги усердно трудились и проявили максимум творчества в изготовлении таких игр своими руками. Дети и родители не остались в стороне и старались помочь изо всех сил.

Необходимым условием для успешной реализации проекта является тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Поэтому педагоги работали над разъяснением и вовлечением в проектную деятельность не только детей, но и их родителей.

Роль родителей оказалась довольно значимой. Часто бывает так, что они вместе с детьми ищут материалы по теме, обобщают полученные данные, составляют выступления, готовят презентации. Зачастую такой вид деятельности для родителей нов и непонятен, поэтому работают они под руководством педагогов детского сада. Чтобы заинтересовать родителей проектной деятельностью, был организован мастер-класс, на котором в доступной форме рассказывалось обо всех этапах реализации детско-родительского проекта. Все участники мастер-класса получили ответы на интересующие их вопросы. Педагогический коллектив приобрел в лице родителей своих сторонников и потенциальных участников проектной деятельности. В этом году было реализовано четыре совместных детско-родительских проекта.

 Осуществлением погружения в проект с объяснением цели, постановкой задач, конкретных действий стало проведение экологической эстафеты «Поможем тем, кто в нас нуждается». К эстафете готовились все: и педагоги, и дети, и родители.  Родители с детьми дома мастерили кормушки для птиц, педагоги разрабатывали сценарий, придумывали интересные этапы эстафеты.   Сообща решали проблему, как можно помочь зимующим птицам. Дети с родителями проходили сложные этапы эстафеты, преодолевали различные препятствия, справлялись со сложными вопросами на экологическую тематику.  За каждое выполненное задание детям вручали мешочки с кормом для птиц. В конце эстафеты каждая группа получила красивую кормушку для птиц, которую дети вместе с родителями повесили на своем участке.

Реализовывая проект «Земля – наш общий дом» в детском саду проходило много конкурсов, в которых все принимали активное участие, каждый хотел помочь в их организации и проведении. На конкурс творческих работ «Люби и знай свой край родной» были представлены разнообразные работы, изготовленные из бросового материала. Это явилось своеобразной акцией против загрязнения окружающей среды. Дети рассказывали о том, как можно использовать ненужные бутылки, пакеты, которые очень часто встречаются на улицах города. Участники конкурса нашли им интересное применение.

Творчески подошли и к конкурсу «огород на окошке». В каждой группе было проявлено столько фантазии!

Готовиться к празднованию Дня космонавтики в нашем дошкольном учреждении все начали заранее. Покорение человеком космических просторов - это для каждого из нас шаг в неизведанное, манящее и притягательное. В рамках мероприятий, приуроченных к празднованию 50-летия полета в космос Юрия Гагарина, в МДОУ детском саду № 41 «Жаворонок» провели цикл мероприятий, направленных на привлечение внимания воспитанников и их родителей к важному историческому событию.

Во всех возрастных группах были оформлены уголки «Мы – жители планеты Земля». Совместно с родителями организовали выставку рисунков и поделок из бросового материала. Конкурсантам необходимо было проявить фантазию и воплотить самые смелые творческие замыслы в своих работах. 

Большая предварительная работа во всех возрастных группах позволила нам запланировать тематический день "Мы - дети Земли!" Весь день был посвящен этому празднику, начиная с утренней гимнастики, где дети готовились к полету на неизведанную планету.

Сценарий игры – путешествия по неизведанным планетам был разработан для детей старшей и подготовительной групп. Его  целью было углубить знания дошкольников в области покорения космоса, научить высказывать свои мысли, развивать творческие способности детей, внимание, память, воспитать патриотизм.

Для педагогов дошкольного учреждения проведен открытый показ занятия по ознакомлению с окружающим «Космические тайны». На занятии воспитанники поделились своими знаниями о названиях планет, выступили с докладами, которые подготовили вместе с родителями. Рассказали, какими качествами должен обладать космонавт, что такое комета, звезда, Млечный путь. 

Празднование Дня Земли стало хорошей традицией нашего дошкольного учреждения. При подготовке к проведению этого праздника воспитатели рассказали детям и родителям об истории этого международного праздника, который берет свое начало в 1969 году в американском городе Санта-Барбара. О необходимости напоминать людям, хотя бы раз в году, о важности отношений с окружающей средой.

В группах подготовились к этому празднику заблаговременно. В уголках природы посадили рассаду, которую высаживали все вместе на улице после праздника в нарядном зале. Готовили интересные поделки для того, чтобы украсить ими не только свою группу, но и участок.

Торжественным моментом проведения Дня Земли стал детский праздник. Родители оказывали посильную помощь в изготовлении костюмов, в оформлении зала. Главной задачей, которую мы ставили, организовывая проведение Дня Земли – побудить ребят задуматься о взаимоотношениях человека и природы, почувствовать, что и они могут что-то сделать для ее сохранения. 

На занятиях и в свободное время дети мастерили открытки, декорации для праздничного спектакля, который показали старшие дошкольники малышам. Дети подготовительной группы сконструировали макет Земного шара и украсили его цветами. Свой подарок на празднике воспитанники вручили малышам.

Праздник продолжился на улице, где дети водили хороводы, пели песни, играли. На участках высадили рассаду, навели порядок, украсили его, каждый на свой вкус.

Большой эмоциональный отклик вызвал проведенный осенний марафон «природа в опасности». Перед детьми была поставлена проблема, которую необходимо было решить незамедлительно. По пожарной тревоге все были эвакуированы на территорию детского сада, где детям рассказали об опасности, которая постигла лесных обитателей. В лесу пожар! Детям, участвуя в марафоне, необходимо было решать трудные задачи экологического содержания, показать знания поведения в природе, пройти сложные этапы марафона. На каждом этапе за правильно выполненное задание группе детей вручалась бутылочка с водой, которую ребята собирали для тушения лесного пожара. Набрав нужное количество воды, с катастрофой удалось справиться.

В сентябре 2011 года заканчивая работу по проекту «Земля – наш общий дом», была организована и проведена акция «Посади дерево!» Откликнулись на нее очень многие. Совместно с родителями мы посадили плодовые деревья, которые очень скоро, мы надеемся, начнут приносить свои плоды. Ведь хорошее дело никогда не проходит бесследно, и дети, видя хороший пример, который подают взрослые, будут стараться им подражать, а значит, посаженое зернышко добра в их души обязательно прорастет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация современных подходов для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования

Вопросам рационализации процесса образования детей старшего дошкольного возраста, формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах посвящена д...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...