Особенности построения личностно-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельность, так как занятия по данному комплекту строятся на основе личностно-ориентированного подхода.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности построения личностно-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

 

«Основной задачей модернизации российского образования является – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего дошкольного, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны». (Д.А. Медведев «Наша Новая Школа»). Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования ещё одной ступени, а именно ступени дошкольного образования, рассчитанной на детей 5-7 лет. К 2014 году предшкольная подготовка должна стать всеобщей и массовой, а к 2016-му – обязательной. В связи с этим в текущем учебном году в нашем детском саду началась апробация учебно-методического комплекта «Предшкола нового поколения».

Комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельность, так как занятия по данному комплекту строятся на основе личностно-ориентированного подхода.

Мы выработали следующий алгоритм подготовки к занятию:

  1. Познакомиться с программными задачами занятия, обозначенными в учебнике, вписать их в технологическую карту.

  1. Прочитать параграф. В его содержании вычленить задачи, не обозначенные в учебнике (в том числе других направлений развития), вписать их в технологическую карту.

  1. Ответственно отнестись к подбору оборудования для опытов и его размещению, не забывать о технике безопасности, предусмотреть заранее все риски.

  1. Продумать организацию всех частей занятия (место в группе или  на участке; сидя на полу, стоя у столов и так далее; соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
  2. Продумать содержание частей:
  1. нужны ли дополнительные вопросы к тем, что даны в учебнике, (составить их опираясь на субъективный опыт детей группы, их интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности);
  2. данные в учебнике вопросы не изменять;
  3. раздаточный материал готовить на каждого ребёнка, чтобы каждый мог сам провести опыт или эксперимент, сравнить свой результат с результатом других детей;
  4. подбирать дидактический материал, позволяющий использовать задания разной степени трудности, или работая с одними тем же содержанием, предусмотренным программным требованиям, передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и так далее;
  5. разработать динамическую паузу по теме занятия, это позволит закрепить часть изучаемого материала с использованием общей моторики;
  6. тщательно продумать формулировки указаний и заданий (неправильная формулировка приводит к неправильным действиям детей);
  7. использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы, для развития коммуникативных навыков детей, формирования конструктивных способов взаимодействия со сверстниками;
  8. продумывать состав групп (дети должны быть с разным уровнем усвоения программы и различным темпераментом, чтобы деятельность групп была равномерной);
  9. продумывать продуктивную деятельность (она не должна быть слишком сложной, чтобы не затянуть время проведения занятия).

  1. Создать условия для формирования у каждого ребёнка адекватной самооценки, уверенности в своих силах. Для этого продумать возможности для самопроявления детей, возможности задавать вопросы, проявлять  активность и инициативу. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

  1. Не забывать поощрять высказывания детьми идей, организовывать обмен мыслями и мнениями. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
  2. Стимулировать детей к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  1. Продумать заключительную часть, чтобы подвести итог проделанной работе и нацелить на следующую деятельность (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

  1. Продумать все универсальные учебные действия, которые могут формироваться на занятии и способы управления их формированием (прямое указание, напоминание, вопрос к детям и т.д.). Например, для формирования умения пользоваться учебником вместе с детьми выработали ряд правил:

  1. Содержи учебник в чистоте (не рисуй в нём).
  2. Не загибай страницы.
  3. Запомни все условные обозначения.
  4. Запоминай страницу, на которой закончилось занятие, чтобы на следующем занятии правильно открыть учебник.

Работая по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения», пришли к выводу что личностно ориентированное занятие в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «воспитатель-ребёнок». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребёнка. Изменяется позиция детей – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности ребёнка. Что воспитатель, проводящий занятия должен быть эрудированным, эмоциональным, артистичным. Умеющим отличить деловой шум от беспорядка, выслушать все мнения детей и не дать им уйти в сторону от намеченной темы. Стать партнёром детям, старшим товарищем, а не авторитарным всезнайкой не допускающим инакомыслие и инакодумание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автореферат диссертации на соискание ученой степенимагистра педагогических наук...

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА         Автореферат диссертации на соискание учено...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы некоторым ребятам подготовительной группы  осталось немного времени . Все вы знаете, поступа...

Инновационные методы личностно-ориентированного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Тема инновационных методов личностно-ориентированного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста является актуальной и важной.Сегодня мир стремительно меняется, и с ним меняются и требов...