Тренинг для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций"
методическая разработка на тему

Киселёва Наталья Валентиновна

Тренинг для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_uchastniku_konfliktnoy_situacii.docx12.01 КБ
Файл trening_s_pedagogami.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации участнику конфликтной ситуации

Что важно помнить, если вы оказались втянутыми в конфликт

1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. В результате это приводит к усилению взаимных нападок и, как следствие, обострению конфликта.

К типичным искажениям восприятия относятся:

"Поиск соринки в глазу другого". Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

"Двойная этика". Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

"Все ясно". Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

2. Основное условие конструктивного разрешения конфликтов – общение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.



Предварительный просмотр:

Технология коммуникации к технике обучения

      Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли  может быть своя реальность, так каждый из участников коммуникации, например педагог-родитель, будет прав, но по-своему.

    Родители – это, прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните как на детских площадках «вспыхивает» мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную ответную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «Мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

      Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

      Технологии коммуникации. Важно помнить, что любой родитель своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель может унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку. Кроме того, родители могут просто незнать, что им нахватает социальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителями является для последнего во многом обучающей обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сообщение и прочее).

     Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии. Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

Упражнений «Мимические реакции»

Цель: Тренировка и осознание педагогам собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.

  1. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («быстрей садись»), удивленно («неожидала»), спрашивая («что-нибудь случилось?»), радостно («наконец-то!»).
  2. Вы решили посетить внезапно заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
  3.  Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите свое удивление.

Упражнение «Окно»

Цель: Тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

    Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет «окно» с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании своей информации, передаете ее «через стекло». Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.

    Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке существует три «Я»: «Я» в роли «дитя» - подчеркивание особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности; «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя; «Я» в роли «взрослого» - подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно выполнять одну из трех названных ролей, что определяется особенностями характера.

    Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную ролевую позицию. В общении могут использоваться все три учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

   Предлагаем принять участие в игре которая способствует развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Упражнение «Умение интегрировать»

        Произнести фразы с оттенками иронии упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности.

  1. «Мне не безразличны успехи вашего ребенка»
  1. «Мне хотелось бы больше откровенности в нашем разговоре»

Упражнение «Изменение ролевой позиции в общении»

     Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, и обосновывает свое мнение. Фразы для упражнения:

  1. «Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»;
  2. «Если вас не затруднит…, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке»;
  3. Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании…»

       Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях по «заказу» одного из партнеров по упражнению.

Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания различных способов действий педагога

  1.     «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - обратилась, воспитатель к матери одного из воспитанников, увидев ее в дверях группы. Мать ответила, что очень торопиться, и поспешила уйти. Воспитатель удивлена безразличием матери к ребенку, о чем поделилась с коллегами по работе. Ваша реакция на сетование педагога.
  2.     Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?

  1.    Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника по поводу драчливости мальчика. Как вы начнете разговор с матерью?
  2.   Несколько дней воспитанника забирает из детского сада его двенадцатилетний брат, хотя с родителями не было ни устной, ни письменной договоренности об этом. Воспитатель уже говорила родителям, что не вправе отдавать ребенка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришел за младшим братишкой. Какими будут ваши действия?

  1.     Воспитатель (специалист) знакомит родителя с коллегиальным заключением и рекомендациями ПМП консилиума детского сада о направлении ребенка в специализированную школу 8 вида для детей с умственной отсталостью. Мама с рекомендациями педагогов не согласна и выражает протест. Ваши действия. Какая работа не была проведена ранее с данной семье? Какую работу необходимо провести в данной ситуации?
  2.     Петя пришел домой и пожаловался родителям, что в детском саду его бьют воспитатели. Родители Пети пришли утром в детский сад с намерениями разобраться с педагогами и возможно даже подать заявление в прокуратуру за рукоприкладство. Ваши действия.

  1.    Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями Сережи?
  2.     Саша вздрагивал от громких звуков и разговоров каждый раз, а если кто-то из взрослых пытался обнять ребенка, то он закрывался рукой, сгибался и дрожал. Воспитатели часто видят на теле мальчика синяки и следы побоев. Понятно, ведь мальчик из неблагополучной семьи. Ваши действия.

Упражнение «А что, если…»

Цель: Развитие у педагога умения гибко реагировать на неожиданности в ходе общения с аудиторией, развитие уверенности в себе.

  1.    Представьте, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсудить ее, но никто не хочет говорить, родители молчат и смотрят на вас. Как бы вы себя повели?
  2. Представьте, что один из родителей, излагая в ходе дискуссии свою точку зрения, разгорячился и совсем «ушел» от обсуждаемой темы. Он говорит уже несколько минут. Как вы будете реагировать на это?
  3. Допустим, что проводимая вами дискуссия продолжается уже целый час.  У вас есть еще 10-15 минут завершения ее. Один из родителей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Как вы повели себя в этом случае?

Кроссворд для воспитателей

По горизонтали: 4. Неодинаковый подход к общению с родителями, учитывающий разные условия семейного воспитания. 5. Совместное участие педагога и родителей в общем деле по воспитанию детей. 6. Одно из условий доверительного «открытого» общения с родителями.

По вертикали: 1. Компонент личностной подготовленности воспитателя к общению с родителями, проявляющийся в его умении владеть собой. 2. Способность родителей к самоанализу собственной воспитательской деятельности. 3. Показатель заинтересованного и деятельного отношения родителя к проблеме воспитания.

Ответы:

По горизонтали: 4 Дифференциация. 5. Сотрудничество. 6. Демократичность. 

По вертикали: 1. Психотехника. 2. Рефлексия. 3. Активность.

Подведение итогов (в баллах)

Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"

Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее....

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Тренинг «Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Тренинг«Способы выхода из конфликтных ситуаций»...