Памятки для воспитателей групп раннего возраста
материал по теме

  Памятки пригодятся  для воспитателей групп раннего возрастав работе по адаптации детей к условиям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_vospitateley.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПО АДАПТАЦИИ:

  1. Узнать у заведующей данные о детях.
  2. Посетить   на дому ребенка.   Познакомиться     с  домашней обстановкой, попытаться расположить к себе ребенка.
  3. Узнать об особенностях поведения ребенка, о его привычках. Учитывать это, когда ребенок поступит в детское учреждение.
  4. Если у ребенка есть вредные привычки, то в период адаптации от них отучать ребенка не надо (не отрывать от соски, покачивать)
  5. Искать индивидуальный подход к каждому ребенку.
  6. Правильно осуществлять  прием  детей, нельзя   помногу принимать в группу новых детей (1 -2 ребенка в неделю).
  7. Искать контакт в работе с родителями. Это поможет облегчить период адаптации малышей.
  8. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно!
  9. В период адаптации всякие медицинские прививки, процедуры отменяются.
  10. Ласково и приветливо встречать каждого ребенка. Создать оптимальные условия для пребывания ребенка в группе, продумать подбор игрового материала.
  11. Тщательно продумать советы и рекомендации по уходу и воспитанию ребенка дома, с целью единства требований по воспитанию.
  12. Такт и внимание - основа взаимного доверия.

Заповеди для воспитателя

на период адаптации ребенка к условиям д\у.

  1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!
  2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных моментов, перестраивая их так, чтобы ребенок успевал на него настроиться!
  3. Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни».
  4. Исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития!

  1. Проявлять свои чувства искренне.
  2. Быть добрым и отзывчивым к каждому ребенку!

  1. Быть веселым и уметь создать хорошее настроение у других!
  2. Обладать хорошей фантазией и воображением, уметь увлеченно играть с детьми на равных, придумывать праздники и развлечения!

  1. Быть красивой и нарядной.
  2. Общаться с детьми ласково, говорить негромко, четко произносить слова, уметь модулировать голосом!
  3. Двигаться мягко, легко.
  4. Уметь придумывать веселью сказки, истории и выразительно в лицах их рассказывать!


Педагогические правила введения

ребенка в условия д\у.

Памятка для воспитателей

  1. Знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для удовлетворения органических потребностей в еде, сне, бодрствовании и т. д.
  2. Приучать ребенка ко всему новому постепенно, без принуждения, на основе уговоров и с учетом сложившихся стереотипов.
  3. Знать привычки ребенка в семье и постараться сохранить их в первые дни пребывания его в д\у и только после привыкания малыша к новым условиям, осторожно гасить негативные привычки.
  4. Соблюдать единство и постоянство требований со стороны сотрудников и родителей к ребенку.
  5. Слово «нельзя» употреблять как можно реже и обязательно с разъяснением почему «нельзя», «можно» должно быть больше, чем нельзя!
  6. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть пошльны и выполнимыми.
  7. Для выработки стереотипа на все процессы, обязательно сопровождать все режимные процессы словесным общением.
  8. Способствовать проведению процессов на положительно-эмоциональном фоне, без суеты, спешки и торопливости.
  9. Не допускать, чтобы ребенок стоял в «очереди», длительно ожидая чего-либо.
  10. С первых дней необходимо осторожно приучать ребенка к участию во всех режимных моментах.
  11. Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам!
  12. При формировании навыков, необходимо учитывать степень их развития, и,

исходя из этого, дифференцировать методы и приемы педагогического воздействия!

  1. Помнить и соблюдать основные принципы дидактики: постепенность, последовательность, преемственность, усложнение от простого к сложному. Только после освоения навыка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Любить каждого ребенка, понимать и принимать его со всеми его положительными и негативными привычками, уметь привлечь и организовать его внимание.
  3. Владеть элементарной диагностикой, прогнозировать развитие будущей личности и искать эффективные средства воспитания и обучения!
  4. Создавать и поддерживать в период адаптации положительный, эмоционально психопатический фон.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

РОДИТЕЛИ НАДЕЮТСЯ НА ТО, ЧТО:

-        вы будете внимательно прислушиваться к просьбам и

пожеланиям относительно детей,

  1. с вами можно будет посоветоваться о ребенке,
  2. вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается,
  3. вы будете ласковы с детьми.
  4. дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми

и жизнерадостными.

в общении с родителями и родственниками нужно придерживаться следующих правил:

  1. в любое время они могут придти в группу и находиться там столько, сколько нужно, но без ущерба режима и не вред другим детям!
  2. они могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время, но при этом не выходя за рамки режима дня!
  3. воспитатель должен выполнять их просьбы относительно питания, сна, одежды детей, если эти просьбы разумны и оправданы!

ПОМНИТЕ! Чтобы обрести в лице родителей ребенка союзника, надо всегда настраиваться на диалог, а не на получение!

Закономерности общения по советам Дейла Карнеги:

  1. критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду!
  2. улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но много дает! Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти останется порой навсегда! Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче!

Памятка для воспитателей по работе с вновь поступившим ребенком.

1.        Установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал
дли него близким человеком.

Показатели успеха:

ребенок охотно идет от матери к воспитателю, улыбается и радуется, когда видит воспитателя,

-  успокаивается от общения с воспитателем:
-  обращается за помощью к воспитателю.

2.        Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатели успеха:

- ребенок знает расположение и назначение комнат;

- знает, где находятся предметы его личного пользования - кровать, полотенце, верхняя одежда;

3.        Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой
для него организации жизни.

Показатели успеха:

   - ребенок легко сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.

4.        Помочь  ребенку  установить   правильные   взаимоотношения   со
сверстниками.

Показатели успеха:

  1. ребенок охотно играет с детьми;
  2. спокойно относится к тому, что во время режимных моментов его обслуживают не первым;
  3. ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не
    только он, но и другие дети.


Создание микросоциальной среды

пребывания детей в детском учреждении

в период адаптации.

  1. Учет индивидуальных особенностей характера и поведения ребенка.
  2. Создание доброжелательного комфортного микроклимата.
  3. Создание зон психологической разгрузки.
  4. Исключение психотравмирующих процедур (прививки, уколы), отрицательных мер воздействия.
  5. Наличие постоянных кадров на группе и четкое распределение обязанностей.
  6. Четкое соблюдение правил приема вновь поступающих детей в группу: не более двух детей в неделю.
  7. Гибкий режим дня.
  8. Присутствие родителей в группе в первые дни вместе с ребенком.
  9. Изучение основ психолого -  педагогических приемов воздействия на ребенка со стороны взрослых.

10.        Связь с поликлиникой через участкового врача

Работа с детьми в период адаптации

1.        Психолого - педагогические методы взаимодействия:

  1. установление эмоциональных контактов сотрудников с детьми при уходе, обслуживании в режимных процессах
  2. игровая мотивация в практической деятельности
  3. обогащение социальных контактов детей
  4. оптимизация двигательного режима (двигательной активности),  музыкотерапия
  5. организация деятельности ребенка с учетом биоритмов
  6. гуманизация процессов воспитания и обеспечение всестороннего
    развития личности при активном участии самого ребенка

2.        Медико - биологические методы работы с детьми:

  1. оценка уровня здоровья и факторов риска в биологическом и социальном анамнезе,
  2. углубленный осмотр педиатра /по возможности/,
  3. учет негативных привычек, работа по их изменению без ущерба для психики ребенка,
  4. рациональное питание с учетом индивидуальных особенностей
  5. предотвращение эмоционального напряжения,
  6. медикаментозная профилактика.


ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ С РЕБЕНКОМ        

Методические рекомендации для воспитателя.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ - вы выходите на встречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите на руки, если он захочет. Если же ребенок прижимается к маме - не настаивайте! Пусть мама держит его на руках столько, сколько он захочет. Постарайтесь ребенка чем либо заинтересовать. Форма общения с ребенком может быть разной в зависимости от обстановки и характера ребенка

ПОМНИТЕ! Первые контакты с ребенком - контакты помощи и заботы. Ребенок должен понять, что на вас можно положиться, как на маму что вы готовы помогать ему, защищать его в этом новом для него месте!

ВТОРОЯ НЕДЕЛЯ - в течение второй недели воспитатель постепенно начинает принимать все большее участие в действиях ребенка: в режимных процессах, в играх. Малыш остается в группе в течение длительного времени без мамы. От воспитателя требуется внимание, терпение, постепенный ввод его в жизнь группы, в ее отдельные моменты: игра, сон, еда

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ - порой взрослому до конца трудно понять, насколько значим и труден для ребенка переход к новым условиям кормления, к новому вкусу того, что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы не травмировать малыша дополнительно, утром желательно покормить его дома, но в д/у постепенно приучать его есть вместе с детьми. НИКОГДА И НИЧЕМ НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ РЕБЕНКА НАСИЛЬНО! Докармливать ребенка можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным. Отношения воспитателя с ребенком должны быть ровными, ласковыми и в то же время он используют разнообразные методические приемы для активизации ребенка, для обеспечения ему комфортных условий жизнедеятельности среди сверстников. В этот период при условии положительного отношения ребенка к взрослым сотрудникам группы необходимо тесное речевое общение с ним, использование песенок, потешек, внесение ярких образных игрушек.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ - если процесс привыкания идет без тяжелых срывов и нарушений, то ребенка надо подводить к тому, что он вместе со всеми ребятками будет участвовать во всех режимных процессах при активной помощи со стороны взрослых. Главными методическими приемами остаются похвала, ласка, помощь, учет настроения и желания малыша, использование художественного слова, пение, игровые приемы. Все это должно проходить на положительно эмоциональном фоне и при активном речевом сопровождении. Нужно потакать некоторым желаниям ребенка: сон с любимой игрушкой, еда вне общего стола, и иногда не в режиме, исполнение индивидуальных просьб (погладить спинку, ручку, спеть песенку и т. д).

 ВАЖНО ПОМНИТЬ: ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама.

Организация работы с детьми в первые дни пребывания в д/у.

(памятка для сотрудников группы)

1.        Всем сотрудникам группы изучить вместе анкеты на детей, продумать методы
и приемы воспитания и самообслуживания с учетом просьб родителей
относительно сна, питания, одежды ребенка.

2.        Учитывать рекомендации ст. медсестры, врача, методиста в работе с каждым ребенком.

  1. Тщательно и добросовестно вести адаптационный лист наблюдения поведением ребенка.
  2. Обязательно познакомить родителей с условиями группы, игровым оборудованием, оснащением мебелью и пособиями, условиями для сна туалета, особенно отметить индивидуальность использования.
  3. В первые же дни обсадить с мамой данные анкеты и свои наблюдения выбрать наиболее оптимальные пути облегчения течения адаптации.
  4. На стыке смен воспитатели и пом. воспитателя должны обмениваться информацией ежедневно о самочувствии и поведении каждого ребенка с целью выработки единых подходов к нему.
  5. Ежедневно в личной беседе оповещать родителей о самочувствии, поведении ребенка в группе, стараясь найти в родителях единомышленников и вызвать у них доверие и желание обратиться за помощью и советом.
  6. Тщательно продумывать советы и рекомендации родителям по вопросу воспитания и развития детей дома. Адресовать советы целенаправленно, с тактом и уважением.

  1. Исключить травмирующие процедуры в первые дни пребывания ребенка  (прививки, уколы, обливания ног и тд.).
  2. Встречать каждого ребенка ласково и приветливо, применяя окрыляющие методы и приемы. Создать в группе фон эмоционального и психологического благополучия.
  3. Помните! Первые контакты с ребенком, это контакты помощи и заботы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВНОВЬ ПОСТУПИВШИМИ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители очень взволнованы - скоро их первенец пойдет на работу, этот вопрос очень беспокоит молодых родителей. И вот, чтобы переход малышей из дома в ясли прошел как можно спокойнее для него и его родителей воспитатели должны провести

большую работу, тогда легче будет тот первый "трудный" день, мать принесла путевку в детские ясли, заведующая или медсестра познакомила родителей с воспитателем. Воспитатель должен побеседовать с родителями, что когда ребенок живет в сравнительно постоянных условиях, при правильно организованном воспитании у него образуется различные по характеру сложности, привычки. Ребенок привыкает к определенному подходу взрослых. Всякое, даже небольшое изменение в окружающей среде требует перестройки этих привычек, замены старых новыми. Особенно трудна эта перестройка первые три года. Надо предупредить родителей, что иногда дети теряют аппетит, нарушается сон, изменяется эмоциональное состояние, они много плачут или очень вялые, теряют приобретенные ими навыки, они перестают проситься на горшок, дети иногда даже перестают говорить, может меняться температура, часто бывают больными. Надо объяснить родителям, что все эти нарушения являются не плохой работой детского учреждения, а резким изменением условий жизни. Особенно трудно приспосабливаются дети в возрасте от 5- 6 месяцев до 1,7 года, лучше дети приспосабливаются в 1,8 мес. и 1,9 мес., поэтому до поступления ребенка в ясли надо провести беседу с родителями, побывать у них дома, проверить режим и посоветовать им приблизить его к режиму яслей, побеседовать о пище, которой кормят дома и посоветовать наши блюда. Работники детского учреждения должны знать о возможностях нарушения поведения в первые дни его пребывания в новом учреждении. Осторожным любовным уходом к детям и правильной организации приема может облегчить переход из семьи в ясли.

Если ребенок очень капризничает, надо попросить родителей первое время брать ребенка раньше. Если ребенок отказывается от занятий не неволить его. Нельзя в первые дни укладывать его на веранде. Воспитатель должен быть всегда наготове. Игрушки - забавы для отвлечения ребенка от семьи. Все вновь поступающие дети должны быть окружены особым вниманием и лаской со стороны воспитателей, педагога, врача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей группы раннего возраста

Памятка полезна для воспитателей групп раннего возраста, особенно в адаптационный период....

Памятка для воспитателей групп раннего возраста

Памятка для воспитателей групп раннего возраста 1. Постарайтесь дать ребёнку возможность привыкнуть к новой обстановке в группе постепенно. Увеличивайте время его пребывания в группе от 1 часа до...

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста).

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, психолога, старших воспитателей, но постепенно все дети переводятся на общий ...

Памятка для воспитателей групп раннего возраста

Обязательной документацией воспитателя группы раннего возраста являются:· план воспитательно-образовательной работы;· общие сведения о детях и родителях (законных представителях); план взаим...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

Данный материал разработан для педагогов, работающих с детьми, которые пришли впервые в детский сад или по рекомендации ПМПК перешли из одного детского сада в другой....


 

Комментарии

Смолянская Екатерина Николаевна

доброго времени суток.спасибо за нужный материал по теме адаптации ребенка к детскому саду.