Программа «Волшебная палитра»
рабочая программа на тему

Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детей

старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v.p..doc103 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка».

Программа

«Волшебная палитра»

(программа рецензирована)

Срок обучения: 2 года

Возраст воспитанников: 5 – 7 лет

Составитель: Хорольская

Светлана Владимировна

педагог дополнительного

образования

г. Моршанск

2009 год

Краткая информационная справка

Сведения об авторе: Хорольская Светлана Владимировна – педагог дополнительного образования, стаж педагогической работы - 14 лет

Информация о программе -  Программа «Волшебная палитра» реализуется с 01.09.09  

Тип программы –  дополнительная образовательная программа художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Направление деятельности –  развивающая

Уровень освоения –  долгосрочный

Возрастной диапазон – 5 - 7 лет

Пояснительная записка. 

                                                                       

                                                                     

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Неотъемлемой частью развития личности ребенка является художественная деятельность. Художественная деятельность- ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

        Без воспитания эстетически грамотных людей, приобщения с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без формирования творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В своем эстетическом развитии ребенок дошкольного возраста проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами.

        Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества в эстетической деятельности.

        В основе развития художественно- творческих способностей  детей 5-7 лет лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, на основе которых ребенок впоследствии сможет самостоятельно изображать различные предметы и явления. Развитие и обогащение этого опыта формирует представления об уже знакомых предметах.      

Создание изображений в рисовании, аппликации, лепке основываются на одних и тех же психологических процессах (мышлении, воображении, внимании, памяти, образных представлениях, восприятии). По этому во всех видах изобразительной деятельности важна взаимосвязь.  

        Дополнительная образовательная программа художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра» направлена на практическое воплощение новых идей и подходов в художественной деятельности и носит развивающий и обучающий характер, ориентированна на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие

          Реализация данной программы предполагает создание целостной системы  художественно-творческого развития  детей старшего дошкольного возраста. Программа «Волшебная палитра» создана с учетом  социально-экономических, климатических, культурных особенностей нашего региона и является подпрограммой  комплексно-целевой программы «Росток».

          Реализация дополнительной образовательной программы «Волшебная палитра» предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественно-творческому развитию детей старших и подготовительных к школе групп на  общепедагогических и специфических принципах Соблюдение данных принципов при реализации программы  обеспечивает сохранение и поддержку  здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей  в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса в нашем образовательном учреждении.

Общепедагогические и специфические принципы построения и реализации программы «Волшебная палитра»:

  1. принцип развивающего характера художественного образования;

  1. принцип культуросообразности: с учетом культуры и традиций;

     данного региона;

  1. принцип сезонности: содержание программы с учетом сезонных и

     климатических особенностей;

  1. принцип цикличности: построение программы с постепенным

усложнением;

  1. принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

  1. принцип интеграции: видов искусства и художественной деятельности;

Цель программы: «Волшебная палитра»

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

 

                                              Задачи программы

Образовательные:

  1. ознакомление с жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, книжной графикой, видами декоративно-прикладного искусства;

  1. формирование умения изображать предметы и явления окружающего мира различными  средствами изображения;

  1. ознакомление с цветовой гаммой, смешивание красок, знание холодных и   теплых оттенков;

  1. овладение приемами работы  акварельными, гуашевыми красками, и другими средствами   изобразительной деятельности;

Развивающие:

  1. развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах       творческой деятельности

  1. развитие аналитико-синтетических способностей детей через использование приема сравнения при обследовании предметов и рассматривании картин;
  2. формирование стремления к самовыражению;

       

Воспитательные:

  1. воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; 

  1. воспитание духовно богатой личности; 

Для эффективного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в     программе соблюдаются следующие                                                      педагогические условия:

  1. Формирование эстетического отношения и художественных способностей детей в творческой деятельности.
  2. Создание развивающей среды для занятий по изо-деятельности.
  3. Ознакомление детей с основами изобразительного творчества в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.                                                          

       Основой содержания программы является  обогащение и систематизация знаний об особенностях изобразительного искусства и его выразительных средствах, овладение детьми изобразительно-выразительными умениями, техникой исполнения, формирование представлений о средствах достижения выразительности. На каждом этапе  первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Программа структурирована. Она охватывает две возрастные группы, и на каждом возрастном этапе поставленные задачи усложняются, что требует от детей владения способами обследования предметов и явлений, специфических для изобразительной деятельности, а также контрольно корректировочных действий.   Программа рассчитана на 2 года обучения и имеет 5 разделов. Названия разделов дублируются на втором году обучения, имея более широкое и углубленное содержание.

Методика занятий по изобразительной деятельности направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие образного мышления, воображения, а также овладения детьми произвольностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств выполнения,  способов решения). Занятия подразделяются на теоретические и практические.  Теоретические занятия носят ознакомительный и познавательный характер: знакомство с видами и жанрами искусства, с видами декоративно-прикладного творчества, книжной графикой, художниками. В практических занятиях дети на основе полученных знаний, создают художественные образы, реализуя  свои творческие возможности. В данной программе используются принципы интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки), содержание которых пронизано одной целью – создании в сознании ребенка целостного художественного образа.

        

Возраст детей:

1 год обучения – 5-6 лет

2 год обучения – 6-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Количество воспитанников в группах:

  1. год обучения – 14 детей
  2. год обучения – 14 детей                                                  

   

Режим занятий: 1 занятие в неделю

Этапы реализации  программы

1. Подготовительный этап: с 01.02.2009 г. по 01.04.2009 г.

- анализ художественно творческого развития старших дошкольников в

  МДОУ;

- диагностика умений и навыков;

- обработка результатов;

- разработка программы.

2. Практический этап: с 01.09.2009 г. по 31.05.2010 г. 

- реализация программы;

- отслеживание результатов;

- коррекция программы;

- отработка технологий и методов работы.

3. Обобщающий этап: с 01.06.2010 г. по 30.06.2010 г.

- анализ и обобщение результатов;

- соотнесение результатов с поставленными целями;

- оформление и описание результатов;

- выработка методических рекомендаций;

- описание опыта работы по реализации программы;

       - формирование модели системы работы ДОУ по художественно-  

         творческому развитию дошкольников,  родителей,   педагогов.

Основное направление обучения:

                Воплощение новых идей и подходов, связанных с  интеграцией разных видов искусств и художественной деятельности, направленных на развитие художественно - творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста

Ожидаемые результаты:

  1. оптимизация художественного воспитания в ДОУ;

  1. улучшение качественных характеристик образов, создаваемых детьми;

  1. повышение креативности, самостоятельности и ответственности
  2. каждого ребенка;

  1. качественная подготовка дошкольников к обучению в школе;  

                  Должны знать

                   Должны уметь

Жанры живописи (натюрморт, пейзаж)

Художников – пейзажистов; художников – иллюстраторов

Виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный)

Виды росписи декоративно-

прикладного искусства (хохломская,

городецкая, гжельская, дымковская, жостовская)

Виды книжной графики

Холодную и теплую цветовые гаммы

                                                               Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов

                                                          Создавать изображения по заданию педагога

Создавать изображения по представлению и собственному

замыслу

Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Изображать отдельные предметы и сюжеты.

Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами.

Смешивать краски, создавать оттенки.

Использовать для создания изображения различные приемы

Тематический план 1 года обучения

       раздел

                    тема        

  Количество занятий

   все

теорит.

практ.

                                          «Натюрморт»

1. «Натюрморт»

2. « Овощи на блюде »

3. « Осенние листья »

4. « Герань»

5. «Весенний букет в вазе»

      5

     1

     4

             

       «Пейзаж»  

 

1. « Пейзаж, и его жанры»

2. « Краски осеннего леса»

3. « Зима украсила природу»

4. « Серебряное дерево»

5. « Зимняя ночь»

6. « Весна! Природы пробужденье!»

7. « Весна пришла!»

8. « Зацветает старый сад»

9. « Встала радуга над лугом!»

      9

     2

      7

    «Книжная      

      графика»             

1. « Художники- иллюстраторы»

2. « Хитрая лиса, и лисонька-краса»

3. « Поросята строят дом!»

4. « Любимый сказочный герой»

5. « Избушка лубяная и ледяная»

6. « Сказочное солнышко»

       6

      2

      4  

«Декоративно-

   Прикладное

    искусство»

1. « Знакомство с городецской росписью»

2. « Городецкая роспись»

3. « Знакомство с хохломской росписью»

4. « Хохломская роспись»

5. « Знакомство с гжельской  росписью»

6. « Роспись гжельской посуды»

7. « Знакомство с жостовской росписью»

8. « Роспись жостовских подносов»

9. « Узоры декоративно-прикладного искусства»

     9

      1

     8

     «Цвет и    

    фантазия»

1. « Цвета осени»

2. « Водное царство»

3. « Зимние цветочные фантазии»

4. « Снежный танец»

5. « Солнечные пятна»

6. « Нежное небо весны»

7. « Краски лета»

     7

      0

      7

Тематический план 2 года обучения

       раздел     

                  тема       

  Количество занятий

   все 

 теорит.

практ.

 «Натюрморт»

1. «Натюрморт»

2. «Ветка рябины в вазе»

3. «Осенний натюрморт»

4. «Построение композиций»

5. «Фрукты в вазе»

6. «Букет полевых цветов»

7. «Ветки в вазе»

   7

     2

     6

     «Пейзаж»

1. «Осенний пейзаж»

2. «Березка в желтом сарафане»

3. «Поздняя осень»

4. «Морской пейзаж»

5. « Море»

6. «Спящий лес»

7. «Горный пейзаж»

8. «Горы»

9. «Весна наступила»

10. «Люблю грозу в начале мая»

     10

      3

     7

 «Книжная      

      графика»            

1. « Знакомство с искусством»

2. «Гуси-лебеди»

3. «Творчество Васнецова»

4. « Сестрица Аленушка и братец    Иванушка»

5. «Золотой петушок»

6. «В тридевятом царстве»

7. « Сказка в гости к нам пришла»

      7

       2

       5

«Декоративно-

   Прикладное

    искусство»

1. «Знакомство с народной

      игрушкой»

2. «Расписные барышни»

3. «Нарядный индюк »

4. «Гжельские узоры»

5. «Городецкие птицы»

6. «Хохломские уточки»

       6

       1

    5

      «Цвет и    

    фантазия»

 

1. «Озеро зеркальное»

2. «Восход солнца»

3. «Водное царство»

4. «Зимние узоры»

5. «Весеннее солнце»

6. «Путешествие в город мастеров-дизайнеров»

       6

    0

    6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Волшебный язычок"

Программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная коррекционно – развивающая программа «Волшебный мир общения» Срок реализации: октябрь- апрель. Возрастная категория: 6-11 лет Составитель программы: Педагог – психолог Хука Валентина Николаевна

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников и школьников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи, с другой сильная агре...

Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)

          Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...