Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.
статья по теме

Никифорова Светлана Юрьевна

 

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.

Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудности в познании окружающего мира.  Это дети с ограниченными возможностями. Они нуждаются в особых условиях воспитания, обучения, специальной коррекционной работе.

В данной статье рассматриваются современные подходы в организации  коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию

    познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной         из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.                                                                                                                        

 Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта  разной степени выраженности.

Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых отклонениях, расстройствах  эмоционально – волевой сферы, поведения и личности в целом. Часто сочетаются с нарушением функций других анализаторных систем      (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. В нашем саду много детей, у которых наблюдается  целая гамма разных, сложных  сочетаний.

      Чем раньше происходит включение проблемных детей  в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость    такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.

Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально – личностные, психологические особенности детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями.  Побудила нас к поиску путей повышения эффективности  коррекционной работы, которые могли бы максимальным образом стимулировать  развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями,  осуществлять  коррекцию нарушенных функций, способствовать  улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние  заболевания на психическое  и физическое состояние детей.  Помогли бы  создать благоприятные условия, для  включения  проблемного ребенка в активный познавательный процесс,  позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать  положительный эмоциональный  настрой, вызвать живой интерес к  себе и происходящему.

  В коррекционную работу, с детьми, имеющими  сложную структуру дефекта (ДЦП          в сочетании с умственной отсталостью, нарушением эмоционально - волевой сферы,       поведением), включаем элементы куклотерапии.  Так как успешность познавательного развития  зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения.         Куклотерапия предполагает комплексное воздействие на детей с помощью  кукол, театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Выбор куклы и действия с ней,  зависят от эмоционального состояния, возможностей детей, темы, коррекционной направленности. Она помогает объединить  две центральные линии психического развития детей: познавательного и эмоционального. Используем разные виды  кукол. Это куклы из реальной жизни (кукольное семейство), животные,  театральные куклы, сенсорные куклы.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для детей с проблемами необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая            его с моторной активностью. Поэтому в месте с элементами куклотерапии  в коррекционную работу включаем  методику  М. Монтессори, сенсорные  игры Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной, дидактические игры А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.

Для  реализации данной работы  в группе создана  предметно – развивающая среда.      Она  организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности. Помогает включать детей  в процесс активного познания мира.

Раз в неделю, мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных игр. (Песочная терапия). Проводим игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна можно использовать любой вид крупы, пуговицы, бумагу, цветные  шарики и т.д. Данная серия игр направлена  на творческое самовыражение ребенка, ослабления негативных эмоций. Способствует развитию и коррекции тактильно кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного   опыта, развитию познавательной активностью и интереса.                                                          

   В средней группе, с детьми, имеющими менее выраженные нарушения  опорно-двигательного аппарата и интеллекта, в коррекционную работу  включаем  элементы кинезитерапии.  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного  взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное,  образное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности          в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.    Межполушарное взаимодействие, развиваем при помощи комплекса специальных упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учеными доказано влияния манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети.  Занятия  гармонизируют работу головного мозга, расширяют границы  его возможностей. Это простые упражнения,  которые выполняются на различных этапах занятия, или как  отдельные упражнения в разных видах деятельности. Могут выполняться в любое время, и сочетаться с    дыхательными, артикуляционными и глазодвигательными  упражнениями.                                                                      

   Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Используем для развития и обогащения слухового восприятия, активизации зрительных образов,  для нормализации физического и психического состояния ребенка, в момент релаксации. Используем музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: « Звуки леса», «Морской прибой» и т. д. Классические музыкальные произведения.  П.И. Чайковский «Времена года», «Осенняя песня», Л.В. Бетховен «Лунная соната», Баха, Штрауса и т. д.

Подбор музыкальных произведений осуществляется совместно с музыкальным руководителем.

     В свою работу, под руководством медиков, мы включаем ароматерапию.  Это наука о применении натуральных эфирных масел. Аромат позволяет использовать возможности природы, обогатить чувственный опыт,  сделать нашу жизнь более радостной, здоровой. Запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Результаты диагностики, проводимые в течение года, в каждой возрастной группе, доказали эффективность использования  данных  технологий в коррекционной работе у детей с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР

Материал раскрывает основные характеристики и коррекционную работу с дошкольниками с ОНР....

«Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения».

Опыт работы по использованию интерактивных игр и игровых приемов на этапе автоматизации поставленных звуков....

« Современные подходы к организации коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО на этапах автоматизации и дифференциации звуков у детей с ОВЗ».

Это созданная мной презентация по автоматизации звука [ш]. Презентация сделана таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно без мамы автоматизировать , поставленый звук. На каждом слайде записан го...

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...