Научно - методическая деятельность
материал по теме

Дмитриева Мария Сергеевна

 

Список учебно - методического обеспечения

Разделы программы

Методическая литература

Ребёнок и окружающий мир

  • § О. А. Соломенникова "Экологическое воспитание в д/с"
  • § О. В. Дыбина "Ребёнок и окружающий мир"
  • § Т. Ф. Саулина "Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет"
  • § О.В. Дыбина «Предметный мир как источник познания социальной действительности»
  • § О.В. Дыбина «Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов»
  • § О.В. Дыбина «Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников»
  • § «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников» под редакцией О.В. Дыбиной
  • § Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина "Детский сад и семья"

 

Развитие речи

 

  • § В. В. Гербова "Развитие речи. 4-6 лет: учеб.-наглядное пособие для дошк. образоват. учреждений"
  • § В. В. Гербова "Развитие речи в д/с "
  • § В. В. Гербова "Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада"
  • § В. В. Гербова "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада"
  • § А. И. Максаков "Развитие правильной речи ребёнка в семье"
  • § Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»

Формирование элементарных математических представлений

  • Н. А. Арапова - Пискарёва "ФЭМП в д/с"

Нравственное воспитание

  • § В. И. Петрова, Т. Д. Стульник "Нравственное воспитание в д/с"
  • § Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника»

Трудовое воспитание

  • Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова "Трудовое воспитание в д/с "

Художественная литература

  • § Книга для чтения в детском саду. Хрестоматия. 2-4 года» составитель В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.
  • § Книга для чтения в детском саду. Хрестоматия. 4-5 лет» составитель В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.
  • § Книга для чтения в детском саду. Хрестоматия. 5-7 лет» составитель В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.

Художественно-эстетическое воспитание

  • § Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс "Эстетическая развивающая среда в ДОУ"
  • § Т. С. Комарова "Детское художественное творчество"
  • § Т. С. Комарова "Народное искусство в воспитании дошкольников"
  • § О. А. Соломенников "Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством"
  • § Т. С. Комарова "Изобразительная деятельность в д/с"
  • § М. Б. Зацепина "Музыкальное воспитание в д/с"
  • § Л. В. Куцакова "Творим и мастерим. Ручной труд в д/с и дома"
  • § Т. С. Комарова "Занятия по изо деятельности в средней группе детского сада"
  • § Л. В. Куцакова "Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада"
  • § Л. В. Куцакова "Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада"
  • § Т.С. Комарова, А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»
  • § Е.В. Баранова, А.М. Савельева «От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования»
  • § Т.С. Комарова «Обучение дошкольников технике рисования»

 

Культурно-досуговая деятельность

  • § М. Б. Зацепина "Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников"
  • § М. Б. Зацепина "Культурно - досуговая деятельность в д/с"
  • § М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду»
  • § М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду»

Игровая деятельность

  • § Н. Ф. Губанова "Игровая деятельность в д/с "
  • § Н. Ф. Губанова "Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада"

Физическое воспитание

  • § Э.Я. Степаненкова "Методика физического воспитания"
  • § И. М. Новикова "Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"
  • § Э. Я. Степаненкова "Методика проведения подвижных игр"

Развитие детей раннего возраста

  • § С. Н. Теплюк "Занятия на прогулке с малышами"
  • § Г. М. Лямина "Развитие речи ребёнка раннего возраста"
  • § Ю. А. Разенкова, С. Н. Теплюк, И. А. Выродова "Развитие речи детей раннего возраста" (дем. мат-л)
  • § С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина "Дети раннего возраста в д/с "

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»

  • § Космос
  • § Каргополь - народная игрушка
  • § Насекомые
  • § День Победы
  • § Дымковская игрушка
  • § Хохлома
  • § Гжель

Серия «Рассказы по картинкам»

  • § Защитники Отечества
  • § Кем быть?
  • § Профессии
  • § Великая Отечественная война в произведениях художников
  • § Распорядок дня
  • § Времена года

Плакаты в коробке

  • § Времена года

 

 

Перечень проведенных консультаций

 

    image  

image                                            image   Игрушки в жизни ребёнкаimage 

     Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный ему мир не только за счет хороших и разнообразных игрушек, но и при помощи родителей. Играйте чаще вместе с ребенком, фантазируйте, придумывайте новые игры. Только вы сможете повлиять на развитие своего малыша.

     Доказано, что фантазия и умственные способности ребенка лучше развиваются, если его окружают яркие разнообразные предметы, с которыми можно играть.

С игрой - расти и развиваться!

    Вы помните свои любимые игрушки? Не обязательно они были самыми красивыми и дорогими, скорее потертыми и изрядно изношенными, но их ценность в ваших глазах от этого не уменьшалась. Они дарили вам массу приятных впечатлений, помогали в трудные минуты – когда вы болели или хотели поделиться с ними своими переживаниями. Вы вспоминаете или храните их до сих пор. Они – связующая ниточка с волшебным миром детства.

  • Играя, ребенок не просто забавляется, а еще и развивается, поэтому хорошо, если игрушки яркие, разных форм и цветов. Малыш будет учиться различать цвета, соотношение форм, у него постепенно улучшится координация движений.
  • Не стоит покупать ребенку сразу много игрушек, ведь тогда интерес к ним быстро пропадает. Игра надоедает и не развивает фантазии.
  • Подойдите к выбору игрушки достаточно ответственно. Она не просто должна нравиться вам и вашему ребенку и радовать глаз обилием красок, но и соответствовать возрасту ребенка, способствовать его развитию и, самое главное, отвечать всем требованиям безопасности.
  • Мальчики выбирают машинки, девочки – кукол. Однако для правильного и гармоничного развития нужно покупать ребенку и некоторое количество игрушек противоположного пола – чтобы ребенок понял и осознал не только свое сходство с кем-то, но и отличия.
  •  Если у вас встал выбор между просто симпатичной игрушкой и развивающей, отдайте предпочтение последней. Игрушка должна способствовать закреплению уже освоенных навыков у ребенка и развитию новых навыков и умений. Помните, что умный выбор игрушки – это умный ребенок ......

 

 

                  image    Чтобы зубы были крепкими и здоровымиimage 

Каждый человек мечтает о красивой улыбке, открывающей великолепные белоснежные зубы. Но эти мечты у многих заканчиваются уже в раннем детстве. Поэтому встаёт вопрос о сохранении зубов.

Вот чтобы наши зубы всегда были здоровыми, нужно придерживаться нескольких простых правил.

  • После каждого приема пищи обязательно чистить зубы, а если нет такой возможности, то, по крайней мере, прополаскивать рот.
  • Для того, чтобы укрепить зубы, необходимо следить за правильным питанием. Оно должно быть здоровым, сбалансированным, а в рацион необходимо включать фрукты, овощи, рыбу, печень, орехи, молочные продукты. Они просто необходимы нашему организму для укрепления зубов, потому что в них содержится большое количество кальция и фтора
  • Не забывайте также не реже двух раз в год обращаться к стоматологу для контрольных осмотров и проведения профессиональной гигиены полости рта.

Жевательная резинка: Польза или Вред?

  • Жевательная резинка не может сравниться с зубной щеткой. При жевании очищается только одна сторона зубов — жевательная.
  • Постоянное жевание может оказывать вредное влияние на состояние височно-нижнечелюстного сустава, который соединяет височную кость и нижнюю челюсть.
  • Жевательная резинка вызывает выделение желудочного сока. Как утверждают гастроэнтерологи, жевание на голодный желудок может привести к появлению или обострению гастрита
  • Жевательные резинки, содержащие сахар, способствуют развитию кариеса (кислая среда, возникающая в полости рта при распаде сахаросодержащих продуктов, создает условия для развития кариесогенных микробов).
  • Жевание сопровождается обильным выделением слюны, за счет чего происходит частичное очищение зубов и удаление остатков пищи.
  • Жевание резинки способствует развитию жевательной мускулатуры, замыканию рта и опосредованно — формированию носового дыхания.
  • Жевание также укрепляет десны, что является профилактикой пародонтита.
  • Жевательные резинки с заменителями сахара (сорбитол, ксилит) восстанавливают кислотно-щелочной баланс в полости рта.
Запомните:
  • жевательная резинка может оказать полезное действие, если не злоупотреблять ею;
  • жевать следует непродолжительное время после еды;
  • отдавать предпочтение жевательным резинкам, содержащим сахарозаменители;
  • заменить чистку зубов жевание резинки не может.

Как правильно чистить зубы

  • Зубы чистят два раза в день: утром — после завтрака, вечером — перед сном.
  • Длительность чистки зубов должна составлять 2—2,5 минуты. Меньшее время недостаточно для тщательной очистки зубов, большая длительность приводит к повреждению десен и эмали зубов.
  • Чистка зубов производится при несомкнутых зубах. Используют вертикальные (подметающие), горизонтальные (возвратно-поступательные) и круговые (массирующие) движения.
  • Чистку зубов и десен начинают с наружной поверхности верхних правых коренных зубов. Последовательно проводят чистку зубов верхней, а затем нижней челюсти.
  • При чистке наружных поверхностей зубов верхней и нижней челюстей щетка устанавливается под углом 450 по отношению к поверхности зуба, щетинки щетки должны быть направлены к деснам. Вертикальными «подметающими» движениями вниз — для верхней челюсти и вверх — для нижней челюсти зубной налет удаляется одновременно и с десен.
  • Внутренние поверхности зубов чистят также вертикальными «подметающими» движениями: сверху вниз на верхней челюсти, снизу вверх — на нижней. В районе коренных зубов щетка располагается горизонтально.
  • Жевательные поверхности коренных зубов верхней и нижней челюстей очищают горизонтальными возвратно-поступательными движениями.

                                                        Задача родителей:
    Детям начинать чистить зубы щеткой нужно приблизительно с 2 лет. Чтобы заинтересовать ребенка в этом процессе, следует выбирать зубную пасту приятную на вкус и оригинальную щеточку с игрушками. При этом обязательно, чтобы кто-то из родителей стоял рядом и сам чистил зубы, а ребенок его копировали.

 

 

 

 

                         ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ  ДЕТСКОГО

                                         image      ДОРОЖНО -ТРАНСПОРТНОГОimage 

                                                          ТРАВМАТИЗМА.image 

  

Родители должны знать, что :

-ребенок учится законам дороги прежде всего на примере взрослых. Пример старших в выработке у ребенка стойкой привычки ,как вести себя в соответствии с правилами дорожного движения ,- главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения на улице,

 - наезды транспортных средств происходит в момент перехода ребенка с родителями проезжей части улицы.Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом ит.п.),

 -большое число происшествий происходит по вине родителей , когда дети ,вырвавшись из их рук, оказываются перед близко движущимся транспортом.Статистика сообщает , что каждый шестнадцатый пострадавший на улице ребенок вырвался из рук сопровождавших его родителей,

- при переходе дороги с ребенком следует крепко держать его,

 - навыки безопасного движения при переходе улицы должна сознательно прививать ребенку семья , внушать ему: ни шагу на проезжую часть без взрослых , она предназначена для машин ,идешь со взрослым за руку – не вырывайся , не сходи с тротуара и т.п.,

- существующие дорожные правила , которые обращены к взрослым , одновременно имеют прямое отношение и к детям. Они новички на улицах и дорогах и нуждаются в соответствующем обучении. Существенной сторонойобучения является практическое закрепление в домашних условиях знаний ,которые ребенок получает в детском саду,

- обучение детей правилам дорожного движения не должно сводиться лишьк призывам соблюдать их , в силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественных усло-виях. Следует использовать любой подходящий момент , чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребенка правилам поведения на улице , в транспортеи т.п.,

-хорошим средством обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице могут стать игры, художественная литература, иллюстрации и др. Особое значение для овладения ребенком азбуки дорожного движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке , понимать и соблюдать требования безопасности . С этой целью полезно комментировать путь из детского сада , указывая, где и как переходить улицу , с какой стороны обходить стоящий автомобиль или автобус , обращать внимание ребенка на участки с интенсивным движением , а также места , где останавливается общественный транспорт. У детей дошкольного возраста следует вырабатывать привычку держаться подальше от любого предмета , мешающего осматривать обе стороны дороги , никогда не выходить на дорогу , не убедившись в безопасности перехода,

- для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми,

- ребенок- дошкольник не должен гулять без родителей , если через двор проезжает транспорт,

- большую ответственность несут родители за жизнь ребенка ,купив ему велосипед. Ребенок должен усвоить ,что кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах : дворах, скверах, детских площадках,

-родителям следует познакомить ребенка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения. Нельзя сажать ребенка на раму велосипеда , так как ребенок сидящий таким образом , ограничивает управление рулем. Нельзя также сажать детей и на багажник. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должно быть сделано специальноеседло и подножки. 

 

Семинар для педагогического совета

 

                                 image   Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.image  imageimage 

   В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

   Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п... Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

   Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

   Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

   По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

   Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

   Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

   Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

   В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

   При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

   На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

   При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.)воспитателю необходимопомнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

   Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильнопонимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

   Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

   При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

   Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

   Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

   Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

   Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно.

   Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

   С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

   В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

   В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.

   Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

   В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется   Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация.

   По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-6 лет.

   Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени

   Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована. 

 

 

 

Тема самообразования:

" Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста."

 

Список литературы , изученный по данной теме:

 

 

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Безопасность».2. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Будь здоров».3. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».4. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».5. Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».6. Меньшикова Л. А., Попова Н. Л. «Здоровейка в гостях у малышей   ». Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
 77 7 

 7. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002. 9.  Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. 10. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 11.
 

 

        

 

Отчет по теме самообразования

 

           Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

В группе организован рационвльный режим дня. Создана здоровье-сберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду.  В течении года охраняем и укрепляем здоровье детей, формируем привычку к здоровому образу жизни.

 - Ежедневно инструктором по физическому воспитанию поводится утренняя гимнастика (задачи: Дать первоначальные знания детям оздоровье. Подвести к осознанному отношению к своему здоровью. Прививать привычку к здоровому образу жизни.)

- 2 раза в неделю инструктором проводятся физкультурные занятия (задачи: Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств). ))))90)00

- Ежедневно прогулки на свежем воздухе; Закаливание ((воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, топтание по мокрой дорожке.)задачи: Оздоровительный эффект.)

Ежедневно проводится точечный массаж (самомассаж), ингаляция чесноком и луком (задачи: Профилактика заболеваний.)

- Ежедневно проводятся физминутки, пальчиковые игры (задачи: Снятие напряжения и усталости.)

- Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», Е Благинина «С добрым утром», Я.Аким «Мыло», В. Берестов «Кошкин щенок», Устное народное творчество, заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Чистая водичка моет Ване личико», «Всем дает здоровье молоко коровье». (задачи: Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание опрятности, влияние грязных рук на здоровье, отношение к героям. Формирование навыка еды. Учить аккуратности мыть лицо и руки. )

----Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», Е Благинина «С добрым утром», Я.Аким «Мыло», В. Берестов «Кошкин щенок», Устное народное творчество, заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Чистая водичка моет Ване личико», «Всем дает здоровье молоко коровье».(задачи: Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание опрятности, влияние грязных рук на здоровье, отношение к героям. Формирование навыка еды. Учить аккуратности мыть лицо и руки.)

Занятия по валеологии: - «Кто что ест», «Кто как умывается», «Вот и люди спят», «Оденем куклу Катю гулять»,«Выкупаем куклу Катю»,«В гостях у доктора», «Научим Петю умываться»,«Научим Незнайку накрывать на стол»
Дидактические игры:- «Умоем Катю», «Накормим Катю», «Угостим Мишку»,«Сделаем Кате красивую прическу», «Кукла Таня проснулась», «Научим Хрюшку умываться», «Напоим гостей чаем» )9(......(____э(задачи: Воспитывать осознанное отношение кушать фрукты и овощи (витамины). Привитие культурно-гигиенических навыков. Помочь детям понять, что необходим сон для здоровья. Уточнить представления детей о назначении одежды и учить последовательности одевания. Уточнить последовательность раздевания. Учить аккуратно, складывать. Воспитывать доброе отношение к доктору, он заботится об их здоровье. Формировать навыки еды. Закрепление культурно-гигиенических навыков еды. )

Работа с родителями: -родительское собрание «Физическое развитие детей трех лет»
-консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»
- фотостенд «Витамины наши друзья». 
-Спортивные досуги, развлечения, праздники: "В гости к зайчику", "Любимые игрушки", "Веселый лабиринт", "На лесной тропинке", "Зимние забавы", "Путешествие в страну здоровья", "Зайка, серенький", " Ребятам, о зверятах", "Веселые старты", "Мы мороза не боимся", "В гостях у матрешки". (задачи: Формировать здоровый образ жизни, воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту.)

Работа с родителями: -родительское собрание «Физическое развитие детей трех лет»
-консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»
- фотостенд «Витамины наши друзья». 
-Работа с родителями: -родительское собрание «Физическое развитие детей трех лет»
-консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»
- фотостенд «Витамины наши друзья». (задачи: Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ.Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала).
0000)эээ

В конце года я сделала вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

Работа с родителями: -родительское собрание «Физическое развитие детей трех лет»
-консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»
- фотостенд «Витамины наши друзья». 

Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание опрятности, влияние грязных рук на здоровье, отношение к героям. Формирование навыка еды. Учить аккуратности мыть лицо и руки. 

 

 

 

 У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживан  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая деятельность музыкального руководителя.

Уважаемые коллеги!Деятельность музыкального руководителя и повышение квалификационной категории предполагает активное участие педагога в научно-методической деятельности.Предлагаю вашему вниманию крат...

Портфолио+Научно – методическая деятельность

Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной программе воспитания и развития детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса....

Научно - методическая деятельность

Научно-методическая, инновационная, экспериментальная деятельность.– продукты инновационной (экспериментальной) деятельности;– конспекты 1-2 уроков (занятий, мероприятий, мастер-классов)...

Научно-методическая деятельность

Разработка и реализация авторской программы;Проект;Самообразование;Учебно-материальная база;Участие в разработке общеобразовательной программы ДО ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

Научно - методическая деятельность

Программы, разработки...