Повышение педагогической культуры родителей посредством организации совместной деятельности взрослых и детей.
статья по теме

Лапина Наталья Александровна

Представлен опыт работы по взаимодействию с семьёй

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение педагогической культуры родителей посредством организации  совместной деятельности взрослых и детей.

Ежедневно взрослые ходят на работу –

Кто недавно, а кто много лет.

И каждый день у всех одни заботы –

Свободных дней у нас почти что нет.

А рядом подрастают наши дети,

Какими же они у нас растут?

Ведь в играх детских, спорах, ох, как часто

Проблемы очень взрослые растут.

          Повышение педагогической культуры – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания.             

          В современных условиях  ученые и практики, такие как, Владимир Николаевич Вершинин, Ирина Аполлоновна Колесникова уделяют особое внимание при работе с семьей - на аспект развития её воспитательных возможностей, в частности на развитие  педагогической культуры родителей.

             Педагогическая культура родителей отражает степень  их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.

            Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.

            В ходе своей педагогической деятельности выявила, что уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок. Детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей.

Помощь родителям в воспитании детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

                В структуре педагогической культуры родителей выделяют несколько компонентов 

        Одна из важных потребностей человека – потребность в эмоциональных отношениях. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями

            Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным «выплеснуть» свои негативные  эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы самых близких ему людей.

            Зависимость детей от настроения, эмоций и физического состояния родителей далеко не лучшим образом сказывается на их здоровье, установках в общении и поведении.

             Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, возникла необходимость большее внимание уделить социальному и коммуникативному компонентам повышения педагогической культуры родителей.  

          Обеспокоенность  сложившейся  ситуацией  в  тех  или  иных  аспектах отражена в виде социального заказа в нормативных документах.

              Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте,  сформулирован  социальный  заказ  «на сотрудничество с семьей».  

           Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

              Очевидно,  что  решение  этих  задач  требует  изменения  содержания дошкольного образования, иных подходов к организации,  новых представлений о результатах развития личности ребёнка-дошкольника.

               Современное  представление  о  содержании  дошкольного  образования, соответствующее  социальному  заказу,  находит отражение в социально-коммуникативном развитии .

               Главная  установка отражена  и  в  целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, среди которых указываются следующие характеристики личности ребенка:

- дошкольник обладает развитым воображением;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями и другие.  

               Современный  выпускник  дошкольного учреждения  –  это ребёнок, который    «овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».  

                Таким образом, проблема поиска путей гармонизации отношений между взрослыми и детьми является актуальной. 

                 Совместная детско-родительская игровая деятельность -  одна из наиболее эффективных форм работы с родителями,  помогающая решить данную задачу.

      В основу моей работы легли теоретические положения  Шалвы Александровича Амонашвили, Александра Ивановича Захарова, посвященные проблемам детско-родительских отношений, а также исследования  Юлии Евгеньевны Алешиной, характеризующие стили отношений в семье.

       Целью работы является создание условий для повышения педагогической культуры родителей, таких как

- создание предметно-развивающей среды с учетом интеграции: подбор соответствующего оборудования: материалы, игрушки для совместной деятельности,

- использование информационно-коммуникационных технологий в работе

- организация совместной деятельности (походы, праздники, диспуты);

- организация взаимодействия участников педагогического процесса (постоянный контакт с родителями, другими педагогами, специалистами дошкольного учреждения).

 Цель работы реализуется  через ряд задач:

      Основными идеями являются идея  сотрудничества Виктора Федоровича Шаталова на основе взаимного уважения и доверия взрослых и детей, и идея Ивана Александровича Ильина о том, что семья для ребёнка – это школа совместного действования.

         Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:  

  • интеграции – объединение всех участников образовательного процесса. Взрослые являются помощниками, соратниками и все принимают участие в воспитательно-образовательном процессе в детском саду;
  • открытости детского сада для семьи – каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как «живёт» и развивается его ребёнок;
  • активности и свободы самовыражения взрослого и ребёнка, постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции;
  • симпатии и участия – каждый ребёнок чувствует себя в полной безопасности; взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников;
  • сотворчества участие в совместной со взрослыми деятельности, сориетирован на приобретение детьми собственного опыта.

Работу по взаимодействию  родителей и детей осуществляю поэтапно:

На первом этапе  использовала, совместно с педагогом-психологом,  диагностические методы, направленные на изучение характера детско-родительских отношений:

  • наблюдение за характером отношений родителей с детьми утром в процессе расставания
  • анкетирование родителей
  • опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми Ирины Михайловны Марковской
  • методика выявления трудностей ребенка в общении со взрослыми   Марины Георгиевны Елагиной
  • кинетический рисунок семьи и игра «Почта»

Анализ результатов используемых диагностик позволил классифицировать семьи, взяв за основу следующие критерии:

- осознание родителями значимости положительного эмоционально-тактильного контакта

-  частота и адекватность эмоционального взаимодействия родителей с ребенком

- частота и продолжительность контакта

- совместная деятельность.

        В соответствии с данными критериями выделила  3 группы семей, которые различаются проявлением того или иного эмоционального состояния и уровнем взаимодействия членов семьи друг с другом.  

      Первая группа (7 семей) – преобладает позитивный фон эмоционального состояния. В отношениях отсутствуют конфликтность, враждебность, тревожность. Дети ощущают любовь и заботу со стороны взрослых. Для родителей этих детей в большей степени характерно проявление «оптимального эмоционально-тактильного контакта», то есть они умеют выслушивать своих детей, стараются держаться с детьми на равных, часто присутствует совместная деятельность, общение происходит на «равных».

      Вторая группа (11 семей) – в равной степени проявляются и позитивный, и негативный фон эмоционального состояния. Для большинства детей все члены семьи значимы. Однако у некоторых детей  в отношениях с членами семьи присутствует повышенная тревожность. Оценивая родителей, они  подчеркивают не только положительные стороны (заботливые), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (придирчивые). Родители этих детей проявляют «излишнюю концентрацию на ребенке». Они позволяют себе проявлять чрезмерную заботу, вмешиваться в мир ребенка, стремятся подавить его волю и преодолеть сопротивление ребенка.

     

  Третья группа (4 семьи) – преобладает негативный фон эмоционального состояния. Дети испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Родители этой группы проявляют раздражительность, вспыльчивость и излишнюю строгость в воспитании. Могут уклоняться от общения с ребенком.

     

         Таким образом, результаты проведённой диагностики свидетельствуют о том, что родители испытывают трудности во взаимодействии со своими детьми, не могут найти подходящие методы, не учитывают индивидуальные особенности своего ребенка. Предъявляют либо завышенные требования к ребёнку, либо не предъявляют никаких.

На втором этапе  особое место в активизации интереса к проблеме детско-родительских отношений отводится информационно-педагогической подготовке взрослых.

Для этого использую  современные формы работы с семьей:

  • конкурсы «Домашняя мастерская», «Мама – солнышко мое»,                                    
  • беседы - размышления - для изучения взаимоотношений, создания положительного настроя, такие как «Семья: вчера и сегодня», «Знать и понимать своего ребенка или что означает правильный подход к ребенку?;
  • совместно с психологом тренинги « Я и мой ребёнок», «Мир детский и мир взрослый» - для формирования и развития коммуникативных навыков, положительных установок в сознании родителей,
  • выставки     «Вместе с мамочкой моей», «Счастливы вместе» и другие,
  • сайт «Наша дружная семья», расположенный в социальной сети работников образования НС – портал,
  • газета группы «Носики-курносики»

Данная деятельность вызвала у родителей активный интерес и желание принимать в ней участие. Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

На 3 этапе  разработала и провожу разнообразную  интегрированную  деятельность совместно со специалистами детского сада  :

  • игры на снятие эмоционального напряжения взрослых и детей, «Охота на тигра», «Я возьму с собой в поход»;
  • тематические дни и недели «Неделя отцовства», «Я и мои друзья»;
  • совместные фотовыставки «Папа, мама, я – дружная семья», «Отдыхаем всей семьей».

      Для отслеживания эффективности игровой совместной деятельности родителям предлагаю анкету с вопросами, которые дают возможность выяснить их эмоциональное состояние, испытываемые трудности.

        Детям предлагаю «Азбуку настроений», которая позволяет увидеть то или иное состояние ребенка на момент окончания игровой деятельности. Обсуждение итогов провожу в кругу, используя вопросы «Что мешало выполнять игровое упражнение», «Что было особенно трудно? А с чем легко справились?»

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

На заключительном этапе провожу работу по осмыслению,  осознанию, анализу того опыта, который получили все участники педагогического процесса (дети и взрослые).

Проведены совместные мероприятия и праздники : праздник «Моя дружная семейка», походы в природное окружение, разработаны и реализованы проекты «Лучшая семья года», «Мы -  вместе», «Юные пешеходы».

Праздничные встречи проходят постоянно и всегда они яркие, полезные и увлекательные, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Таким образом, систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры

Новизна опыта заключается:

  • в содержании: разработана серия совместной деятельности  взрослых и детей.
  • в использовании новых форм работы с детьми и взрослыми: выпуск семейных газет, совместные спектакли, создание сайта группы.

Опыт представлен педагогическому сообществу  района, области в ряде публикаций в областном журнале «Образование в Кировской области» .

Практической значимостью и продуктом деятельности являются разработки сценариев семейных досугов, праздников, развлечений.

Перспективу вижу в сохранении традиций семейного воспитания; в разработке авторской программы по теме «Общение с увлечением».

«Для сердца – праздника тепла и радости в общении.

Желаю с близкими всегда быть в лучших отношениях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Повышение педагогической культуры родителей в художественно-эстетическом направлении через музыкально- театральную деятельность"

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Самообразование: "ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ"

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ...

«Проектная деятельность – эффективное средство повышения педагогической культуры родителей»

Слайд 1Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Проектная деятельность – эффективное средство повышения педагогической культуры родителей»Слайд 2-цитата Сухомли...