Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"
статья на тему

Рабцевич Надежда Юрьевна

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Праздник русского самовара

К празднику готовились в течении месяца: муз. Рук, воспитатели, воспитатель по физкультуре, ст. воспитаталь.инициативная группа родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, ст. воспитатель, воспитатели подбирали материалы о самоварах, истории его возникновения и развития. Родители дама с детьми учились готовить разные изделия из теста, заваривать чай с добавлением душистых трав, изучали историю чая.

Заранее все участники продумывали костюмы к празднику. Решено выполнять их в стиле русского народного костюма.

Музыкальный руководитель руководит всей подготовкой, проверяет готовность, занимается с ведущими и артистами.

Помещение в день проведения праздника оформляет творческая группа, но помогают все желающие. На стендах вывешивают газеты о секретах чая, рисунки с самоварами разных времен, помещают пословицы, поговорки и загадки о самоваре и чае.

За два дня можно раздать пригласительные билеты с рисунками самовара и баранок учителям школы, родителям.

При подготовке и проведении мероприятия «Праздник русского самовара» решаются многие задачи:

  • Ознакомление с народными традициями чаепития в России.
  • Развитие творческой инициативы при подборе материала о народных традициях России и при выполнении рисунков самоваров и чайников, при оформлении помещения к проведению праздника.
  • Тренировка навыков при приготовлении кулинарных блюд, а именно изделий из песочного, заварного и сдобного теста в домашних условиях, а также навыки по соблюдению правил безопасности при кулинарных работах.
  • Закрепление умений и навыков по приготовлению разными способами горячего напитка – чая.
  • Развитие художественных способностей, необходимых при исполнении народных песен, частушек и танцевальных элементов.
  • Воспитание любви и уважения к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины – России.
  • Воспитание у учащихся ответственности за порученное дело, чувства коллективизма, товарищества, сопереживания и чувства радушия и гостеприимства.
  • закрепление умений и навыков при приеме пищи, при чаепитии.

Атрибуты к празднику

  • Русские народные костюмы для Хозяйки (взрослый) и Детей-ведущих (2 мальчика+ 2 девочки)
  • Выставка самоваров: никелированные, расписные, жаровые.
  • Рисунки самоваров и чайников.
  • Плакаты о самоварах, пословицы и поговорки о чае и самоваре.
  • Столы, скатерти, чайная посуда (2 комплекта).
  • Баранки и кондитерские изделия.
  • Сервировочные столы.
  • Павло посадские платки – 4 шт.
  • Кепкки – по количеству пап.
  • Музыка для чаепития, «Светит месяц, светит ясный» Р.Н.М., пьеса В. Купревича «Тульский самовар»
  • Металлические подносы, чайная посуда, баранки.

Праздник русского самовара.

Накрыты столы. На них: чайная посуда, конфеты, печенье, баранки.. У столов – скамьи, накрытые домоткаными половиками. Звучат наигрыши народных песен и частушек. На стенде – тема праздника, дата изготовления первого самовара, детские рисунки разнообразных самоваров старинных и современных, фотографии самоваров разных лет выпусков.

Дети вбегают в зал и встают полукругом.

Вед. Постучалась снова в двери Осень -
       Золотая, щедрая пора.

        С урожаем, листьев разноцветьем
       К нам на праздник в детский сад пришла.

Дети. 1. Осенняя пора настал и твой чере!

               Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

               И листопад и птичий перелет,

               И лес и сад полны очерованья.

           2. В лесу осеннем каждый кустик мил.

               Все замерло, как будто в чудной сказке.

               И мелкий дождик сверху окропил

                Листв,у свою меняющую краску.

             3.Краснеют гроздья спелые рябин,

                грибочек нам свою покажет шляпку.

                И золото березок и осин

                Так хочется с собой забрать в охапку!

             4. Прекрасна осень! Чередою дни

                 Летят твои седой зиме навстречу.

                 Но каждый миг волшебный сохраним.

                 Он будет в нашей памяти отмечен.

Входит Осень. Здоровается. Дети образует круг и исполняют хоровод "Здравствуй, Осень!"

Реб. Вот и Осень к нам пришла. Веселиться детвора.

        Потому, что много Осень нам подарков принесла.

Осень. Я всегда на праздник рада приходить к вам в детский сад.

            Я люблю повеселиться, поиграть в кругу ребят.

            У меня в в руках корзинка, в ней осенние дары.

            Все чем только я богата, принесла для детворы.

            Принесла я овощи с огордной грядки,

            А вот, чтобы их узнать отгадай загадки.

(Загадки прикладываю на листочке, последнюю загадку О САМОВАРЕ!!!)

Выходят Ведущие  и Хозяйка, одетые в русские национальные костюмы.

Хозяйка: Поклон вам, гости званные да желанные! (с поклоном)

Ведущие

1.Здравствуйте, молодушки, славные лебедушки!
2.Здравствуйте, молодцы, веселые удальцы!

3.Да мужчины-усачи, да дедушки-бородачи!

4.Проходите, не стесняйтесь!

Все.Нашим чаем угощайтесь!

Сажают родителей, а дети встают полукругом.

Звучит фонограмма «Песня о самоваре». (Под нее танцуют хоровод).

Частушки о самоваре:

(поют 2 девочки и 2 мальчика)

Ставь-ка, мамка самовар,
Ко мне едет сыровар,
Сыровар молоденький,
Звать его Володенькой!

Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил,
Самовар поставила,
Чаи гонять заставила!

Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький!
У меня в приданом есть
Самовар красивенький!

Ты, милашка, не горюй,
Самовар-то аховый!
Твой горячий поцелуй
Слаще чаю с сахаром

Хозяйка: Приглашаем, бьем челом, всех в гости зовем!

Дети садятся за столы к родителям.

Хозяйка.: Дорогие гости, мы хотим рассказать вам из истории самовара, о традиции чаепития в России. Вот что говорит о нашем «герое»-самоваре Владимир Даль:

(Зачитывает из справочника Даля)«Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто «предмет домашней утвари», прибор для нагревания воды». Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и квартир рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка».

Хозяин: Давайте посмотрим, как отразили тему самовара и чаепития русские художники.

(Идет демонстрация слайдов или репродукций с картин русских художников.

Хозяйка: Кстати, знаете ли вы, откуда появился на Руси чай? Чай пришел на Русь из Китая и Бирмы, а привезли его русские землепроходцы. Сначала он считался лечебным напитком и был очень дорогим по цене.. (показ различных видов чая и посуды для хранения чая.)Лишь спустя время, когда установились надежные торговые пути на Восток, чай становится распространенным и популярным напитком, прекрасно утоляющим жажду в жару и греющим в холод.

Хозяйка: А когда появился самовар?

Дети: 1.Самовар – исконно русское изобретение.
           2.Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле.

(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)

Хозяйка: Действительно, есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!
Показ: г. Тулы, Музей самоваров в Туле, Тульский завод по изготовлению самоваров.

Хозяйка: Чем хорош самовар?

Дети:

1.В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть.

2.А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки.

3.Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Хозяйка: Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью. Посмотрите еще раз на самовары. (Показ самоваров).Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и граненые. Разнились они и по названиям: «Ваза», «Рюмка», «Банка», «Яйцо», «Желудь», «Груша», «Репка» и даже «Пламя». А в 1873 году для Всемирной выставки в Вене был изготовлен самовар в форме «Петуха».

Хозяйка: Где можно приобрести самовар?

Дети: 1.Для состоятельных людей их делали на заказ.

2.Но самовар можно было купить и на ярмарках, которых в старые времена проходило видимо-невидимо.
3. Самовар можно было приобрести и в лавке, и на базаре.

Показ ярмарки, рынка, магазина, мастерской.

Хозяйка: Где они теперь, старые, домовитые, угольные самовары? Не стало их в городах, почти перевелись они в деревнях.

Хозяин: И в городе, и на селе – электричество и газ. А воду для чая мы кипятим в неказистом эмалированном или никелированном чайнике. Трудно отыскать и истинного знатока «самоварных традиций».

Показ  различных чайников.

Хозяйка: Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .

Хозяин: Назовите правила – приметы чаепития.

Дети::

  • Нельзя за столом пересаживаться с места на место.
  • Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.
  • Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.
  • Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!

Хозяйка: Неплохо бы проверить, кто из вас, уважаемые гости и зрители, больше знает о самоваре поговорок, загадок. Приглашаем участвовать в конкурсе всех желающих. Победителей ждут призы.

1.Конкурс поговорок.. 

  • В хорошей посуде и чай вкуснее (японская).
  • Выпьешь чаю – прибавятся силы (китайская).
  • Пей чай – удовольствие получай (туркменская).
  • Самовар кипит – уходить не велит (русская).
  • Выпей чайку – позабудешь тоску (русская).
  • С чая лиха не бывает (русская).
  • Чай и без сахара сладок, если друг рядом (русская).
  • Чай пить – не дрова рубить (русская).

Хозяйка. Кто быстрей и четче скажет скороговорку. Приглашаю маму или папу со своими дочками или сыночками. Скороговорка:

Чай, чай, примечай куда чайки летят!

Хозяйка: А теперь отгадайте мои загадки

  • Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар).
  • В середине баня, в носу – решето, на голове – пуговица, одна рука, да и та на спине (чайник).

Хозяйка: Сегодня мы подведем итоги конкурса «Чайные барыни». Выставк изделий (кукол-грелок), выполненных детьми и родителями нашей группы ( называет победителей и раздают грамоты лауреатам и победителям.).

Хозяйка: Дорогие друзья! Мы  сегодня много узнали нового и интересного о Русском чуде – самоваре.

Хозяйка: Мы гостей встречаем

Все: Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка: Первым делом угощаем

Все: Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка: Приглашаем к самоварам

Все: С чаем, с чаем, с чаем!

Хозяйка: И в накладку, и в прикуску

Все: Чай, чай, чай!

Хозяйка: Пейте чай, друзья, по-русски!

Все: Чай, чай, чай!

Дети исполняют песню о Чае.

(Помощник воспитателя за дверью готовит самовары с горячей водой и подносы с выпечкой, которую родители приготовили заранее) Мамочки исполняющие частушки выходят за дверь и входят за дверь, накидывают на себя Павло-посадские платки и берут подносы с выпечкой, папы надевают кепки и берут самовары. (2 вариант. Возможно ввести на сервировочных столиках)Входят в зал. 

Выступление  коллектива родителей:

Частушки.

  • На столе у нас пирог,
    Пышки да ватрушки.
    Так пропойте ж под чаек
    Чайные частушки!
    Так пропойте ж под чаек
    Чайные частушки!
  • В пляске не жалей ботинки!
    Предлагай-ка чай друзьям,
    Если в чашке есть чаинки,
    Значит письма пишут нами!
    Если в чашке есть чаинки,
    Значит письма пишут нам.
  • Самовар блестит, кипя,
    Чай в нем пенится.
    Погляди-ка на себя,
    Ну и отраженьице!
    Погляди-ка на себя,
    Ну и отраженьице!
  • Подавай мне чашку чая.
    Ведь люблю я русский чай.
    В чае я души не чаю,
    Наливай горячий чай!
    В чае я души не чаю,
    Наливай горячий чай!

Хозяйка. 

Вот уже струится пар,
Закипает самовар,
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести!
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести!

Под музыку «Светит месяц, светит ясный» родители  ставят на столы самовары и угощения.

Чаепитие под музыку  115-10 минут.

Хозяйка:

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,

Все хором: 

Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!
До веселых дружных встреч!»

 
«Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.

Поет, горит, исходит жаром
Его славянская душа!»



Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.

В соответствии с законом РФ «об образовании» приоритетной задачей работы детского дошкольного учреждения, является « взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия.

В детских садах наряду с традиционными формами работы с родителями применяются части и нетрадиционные формы работы с родителями.

Целью работы с родителями является – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных родителях, необходимых для повышения компетентности и активности родителей как участников воспитательного процесса.

Традиционные формы работы с родителями:

коллективные – к ним относят групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы», экскурсии по детскому саду;

индивидуальные -- к ним относятся педагогические беседы с родителями, тематические консультации, «заочные консультации», «Почтовый ящик» для вопросов родителей, которые хотят задать вопрос, но не желают говорить вслух, и при помощи которого, воспитатель, читая почту, может заранее подготовить полный ответ для родителей, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос;

наглядно – информационные - это записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, непосредственно – образовательной деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки – передвижки, буклеты.

Нетрадиционные формы работы с родителями делятся на 4 вида:

Информационно-аналитический

Познавательный

Досуговые

Наглядно-информационный.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведения социологических опросов, анкетирования, тестирования. Целью информационно-аналитические формы общения – является выявление уровня удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.

Познавательная форма – знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей – это родительские собрания, которые могут быть проведены в разных видах: деловая игра, вечер вопросов и ответов, заседания в виде круглого стола, чаепития, блиц-опроса, проектов, маршрутов выходного дня, экскурсии (очные и заочные).

Деловая игра. Цель – приобретение опыта совместной работы воспитателей и родителей, поиск оптимальных путей разрешения вопросов и конфликтов. Деловая игра максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить ошибку.

Примерная структура игры:

-- Подготовительный этап – включает в себя определение цели, задач игры, правила регламентирующие ход игры.

-- ход игры – заключается в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

-- итог игры – выражается в анализе её результата.

Вечера вопросов и ответов – представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Эти вечера должны проходить как не принуждённое, равноправное общение родителей и педагогов.

Семейные творческие проекты – расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Разработка «маршрутов выходного дня» -- это один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Маршрут выходного дня может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. Целью разработки маршрута выходного дня – это укрепление здоровья детей, формирование патриотических чувств через взаимодействие и сотрудничества воспитателей и родителей.

Экскурсии – очные и заочные – цели: гармонизировать детско-родительские отношения. Экскурсии оставляют глубокий след в детской памяти и находят отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение.

Досуговая форма существует для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми – это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду – это могут быть: мастер-классы, выставки совместного творчества детей и родителей, КВН, ток-шоу, праздники, семейные театры, спартакиады.

Мастер-классы – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Мастер-классы могут и показывать как педагоги, так и родители. Главное в технологии проведения мастер-классов -- не просто сообщить информацию, а передать способы работы и выполнения.

Выставки творчества детей и взрослых – это способ активного взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Выставки организуются с целью – побудить родителей к совместной творческой деятельности совместно с детьми. Участие в выставках способствуют появлению новых увлечений, сплочению семьи.

Семейные театры – способствуют художественному развитию, приобщению взрослых и детей к искусству. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения, у взрослых должно развиваться адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка.

Спартакиады – цель – объединение детей и родителей в достижении общей цели (победы), повышению интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

Наглядно-информационные формы. Эта форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками – это групповые альбомы, папки-передвижки, родительские уголки, дни открытых дверей, открытый показ непосредственно-образовательной деятельности детей для родителей.

Дни открытых дверей – представляют возможность познакомить родителей с образовательным учреждением, его традициями, правилами, укреплением партнерских отношений между ДОУ и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей

Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей.  Заинтересовать проб...

Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское

Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей.

В условиях развивающегося информационного общества и научно – технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созида...

Посиделки "Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД" как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей группе

quot;Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД"Время проведения: мартФорма проведения: посиделки.Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно патриотического воспитания дошкольников.Задачи: осмыслить основны...

Сценарий круглого стола Тема «Книга- как средство повышения педагогической культуры родителей»

Сценарий круглого столаТема «Книга- как средство повышения педагогической культуры родителей»...

«Активные и интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй как средство повышения педагогической культуры родителей»

​Очевидно, что в современных условиях просвещение родителей ДОО должно иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построени...