Главные вкладки

    Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей.
    статья на тему

    Дводненко Виктория Владимировна

    В условиях развивающегося информационного общества и научно – технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созидательности. Неслучайно в практике дошкольного образования проходят успешную апробацию и развиваются различные формы взаимодействия с семьёй: родительские книги, тренинги общения, творческие встречи и конкурсы. Конструктивной формой взаимодействия ДОУ  с семьёй является совместное проведение детских праздников. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определённые умения и навыки. На празднике дети не  только говорят, но и танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей

    Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

    Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладывается основа характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими детьми.

     Каждый педагог заинтересован в этом, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

    Семья- это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в каждый текущий момент времени.

    В условиях развивающегося информационного общества и научно – технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созидательности. Неслучайно в практике дошкольного образования проходят успешную апробацию и развиваются различные формы взаимодействия с семьёй: родительские книги, тренинги общения, творческие встречи и конкурсы. Конструктивной формой взаимодействия ДОУ  с семьёй является совместное проведение детских праздников. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определённые умения и навыки. На празднике дети не  только говорят, но и танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.(1)

    Сущность праздника – разорвать паутину обыденности, внести в жизнь яркие впечатления, новые эмоции. Праздник ценен своим переживанием, которое можно разделить: с родителями, с другом, с любимым воспитателем. Сила и полнота переживаний во многом зависит от активности участников. Это относится не только к детям, но и их родителям.

    Изначально праздник существовал как коллективное действо, нацеленное на порождение общего переживания. Малыши переживают «начало» своей личной истории, а родители – радость общения с собственным ребёнком, гордость за его успехи. Без праздника детская жизнь немыслима. Праздники важны для взрослых, но ещё более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, а в том, что ребёнок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости и веселья, игры. Праздники являются школой чувств ребёнка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни».

    Неудачный праздник –это праздник, в течение которого мы не увидели светящиеся от восторга глаза детей, это праздник, о котором дети забыли через час-другой. Основной критерий по которому мы оцениваем любое развлекательное мероприятие для детей – это качество эмоциональной атмосферы праздника, непринуждённость и естественность в поведении детей, заинтересованность в сценарии. Поэтому праздники нельзя долго и мучительно репетировать, добиваясь «концертно-показательного » качества, организовывая праздник не для детей, а для зрителей (родителей, администрации и т.д.) (2)

    На настоящем взрослом празднике не должно быть взрослых зрителей, вообще не должно быть зрителей. Все - и дети и педагоги и родители – должны быть включены в общее действо, общими усилиями создавать праздничное пространство и праздничную атмосферу. Родители должны понять, что праздник требует от них душевных затрат и активности.

    Таким образом, главная задача праздника – в полноте переживаний необычного события. На это и должны быть направлены усилия музыкального руководителя, воспитателей и родителей, а задача демонстрации «гостям» навыков и умений детей, приобретённых за определённый период, решается сама собой. Во-первых, в праздниках используется материал, известный детям, накопленный постепенно на занятиях (музыкальных, познавательных, по развитию речи и т.п.), в беседах с родителями и воспитателями, при просмотре телепередач и через самую естественную деятельность детей – игру. Во – вторых, гости (родители, члены администрации, воспитатели других групп), присутствующие на празднике и включённые в общее действо, просто не смогут «объективно» оценить методические составляющие праздника. Поскольку, участвуя в нём, переживут субъективно, и уже поэтому, получат положительные эмоции.

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Очень важно, чтобы работа с родителями не становилась для педагогов обязательной формальностью. В настоящее время одним из направлений педагогического коллектива с родителями становится повышение их педагогической культуры с одной стороны, и приобщение семей воспитанников к учебно – воспитательному процессу в ДОУ с другой. Особую трудность у педагогов дошкольных учреждений часто вызывает построение диалога с родителями воспитанников. Для того, чтобы у педагогов ДОУ и родителей при общей занятости нашлось время для заинтересованного, основанного на любви к ребёнку, взаимодействия, его надо специально организовать. Каждое направление развития ребёнка предполагает особую организацию, содержание и формы общения педагога с родителями, в процессе которого и будет повышаться их педагогическая культура.(3)

    Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно происходит на праздниках. Причина кроется в самой атмосфере этих мероприятий, ни к чему не обязывающих родителей, но наполненной радостью и весельем. К сожалению, в настоящее время праздники в детском саду являются своеобразным отчётом перед взрослыми, демонстрацией достижений детей в музыкальном развитии. Зал детского сада, в котором проходят праздники, условно поделён на две части – исполнителей и зрителей. Под руководством ведущего дети – исполнители развлекают себя и родителей. Даже в том случае, если музыкальный руководитель привлекает взрослых к играм, танцам, пению и даже исполнению отдельных номеров, общую направленность праздников можно охарактеризовать как развлечение родителей силами детей и сотрудников. В современной семье духовная близость поколений развивается только в результате целенаправленных усилий взрослых. И никакие подарки не заменят отца – друга, мать, с которой можно поделиться сокровенными и душевными переживаниями, обсудить интересующие вопросы. При этом, несмотря на материальные трудности, которые переживает большинство семей в России, быть другом своего ребёнка значительно труднее, чем прокормить его. Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада, и другими детьми и взрослыми.(4). Поэтому,  одной из форм повышения педагогической культуры родителей,  мы выбрали музыкальные праздники. Чтобы музыкальные праздники стали средством решения этой задачи, необходимо пересмотреть их традиционное содержание и организацию, своё отношение к детям и родителям.

    В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений, счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием». Для нашего педагогического коллектива праздник – это возможность общения в непринуждённой радостной обстановке с родителями и детьми одновременно. На праздниках мы с гордостью демонстрируем родителям свои достижения. Радость, веселье, торжество наших праздников надолго сохраняют в душе и взрослые, и дети.(5)

    Вместе с тем всем педагогам хорошо известно, что с каждым годом у нас становится всё больше «проблемных» детей. Ситуация осложняется тем, что родители (не виной, а бедой которых является низкий уровень педагогической культуры) своими поступками (грубые окрики, одёргивание и т.п.) зачастую усугубляют неадекватное поведение ребёнка. Перечислим основные требования, которые мы предъявляем к содержанию совместных семейных праздников, а также методам и приёмам их организации и проведения:

    1. Обращаем внимание на то, чтобы содержание праздников включало работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволяет сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития ребёнка;
    2. Транслируем родителям такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществить в домашних условиях;
    3. Включаем содержание игровых заданий для детей и их родителей;
    4. Исключаем полностью назидания и нравоучения в адрес родителей, а  также стараемся избегать соревновательных ситуаций между детьми и родителями;
    5. Исключаем замечания родителям даже в том случае, если они ведут себя по отношению к своему ребёнку неправильно;
    6. Проявляем терпимость к действиям родителей, сохраняя за ними право на ошибку;
    7. Демонстрируем в работе с детьми и родителями: профессиональную заинтересованность; одинаковое искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим;
    8. Проявляем тактичность в общении с детьми и взрослыми;
    9. Продумываем заранее стратегию и тактику поведения педагога – ведущего с теми детьми, которые могут вести себя на празднике вызывающе, отказываться участвовать в выполнении общего задания, пении, танцах;

    По окончании каждого праздника проводятся коллективные обсуждения. Подробно анализируются трудные случаи, накапливается положительный опыт; чаще хвалят детей и родителей. Поощрение родителей и детей происходит путём вручения грамот, значков за даже маленькие, но такие ценные для нас достижения. Воспитатели стараются получать систематическую обратную связь - деликатно интересуются мнением родителей о проведённой работе.

    Таким образом, праздники в детском саду становятся не только возможностью радостно провести время, но и средством педагогической культуры родителей. На празднике дети и их родители встречаются и общаются. На нём проводятся игры, развлечения, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке; ребёнок получает социальный опыт общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особо праздничной атмосфере; родители могут увидеть своего ребёнка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей; педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребёнком.

    В нашем дошкольном учреждении мы используем праздники не только с целью радостно провести с детьми и взрослыми время, но и как средство повышения педагогической культуры родителей. Поэтому в течение учебного года было проведено несколько праздников совместно с родителями. Это такие как «Осенины», «Новоселье у Снеговика», «Начало всех начал», «Масленница».

    Большое участие принимали родители и в разработке сценария к новогоднему утреннику. Незадолго до утренника дети получили письмо от Деда Мороза. В своём письме он просил ребят и их родителей придумать для него и его внучки Снегурочки сказки, так как те, которые были у них в библиотеке, они уже все прочли. Много сказок было сочинено детьми и их родителями и оформлено в так называемую «Голубую книгу сказок». На новогоднем утреннике «Голубая книга сказок» была подарена Деду Морозу и Снегурочке. Дед Мороз поблагодарил всех детей и родителей, написавших сказки, за интересные истории. Ребята и взрослые были довольны и счастливы. На этом празднике родители с удовольствием поиграли в снежки со своими детьми. А игра «Одень папу» являлась неотъемлемой частью сценария. После игры папы «отправились в лес, спасать Снегурочку». Итогом этого праздника явился заключительный хоровод «В лесу родилась ёлочка», который дети вместе с родителями весело исполнили. Мы можем также отметить, что родители с удовольствием сыграли роли Деда Мороза и Снегурочки.

    В этом же русле был проведён праздник, посвящённый русскому народному творчеству «Начало всех начал». Он проходил в форме посиделок, на которых дети вместе с родителями исполняли русские народные потешки, прибаутки, считалки, скороговорки. Мамы с удовольствием вспоминали и играли со своими детьми в игры: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая». Ребята научили родителей играть в русскую народную игру «Гори, гори ясно», а взрослые, в свою очередь, вспомнили и поиграли с детьми в игру своего детства «Море волнуется раз».

    Очень нежно и ласково исполнили мамы колыбельные своим детям. Ну а конкурс частушек среди родителей заставил всех дружно и весело посмеяться. Вспомнили взрослые с детьми и русские народные сказки, и не только вспомнили, но и исполнили импровизационную драматизацию сказки «Волк и семеро козлят», в которой роли мамы Козы и Волка исполнили родители. На этом празднике была проведена предварительная работа с одной из мам – ей была предложена роль ведущей, с которой она успешно справилась.

    Наш опыт показывает, что праздники, проведённые совместно с родителями объединяют взрослых и детей, а ведь это так важно для достижения взаимопонимания в семье. Во время развлечений педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребёнком. Очень часто в процессе подготовки такого праздника или уже на празднике происходят удивительные открытия: взрослый вдруг понимает, что его ребёнок талантлив; ребёнок открывает таланты собственных родителей, они, оказывается, умеют музицировать или читать стихи и привлекают тем самым восхищённое внимание взрослых и детей.

    Проведённый нами анализ результатов взаимодействия ДОУ с семьёй в организации и проведении праздников выявил следующее: изменился характер вопросов родителей к педагогам ДОУ, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать; повысилась посещаемость родителями (и другими родственниками) мероприятий ДОУ, в том числе детских праздников, и активность их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; проявляется осознанность отношения родителей к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки; проявляется интерес родителей к педагогической литературе; проявляется понимание взрослыми членами семьи не только практической (материальной), но и воспитательной помощи детскому саду в педагогической работе; изменился характер, содержание и организация музыкальных праздников в ДОУ.

    Таким образом, анализ результатов взаимодействия ДОУ и семьи в организации и проведении музыкальных праздников показал эффективность новых форм взаимодействия, в  том числе и как средства повышения педагогической культуры родителей.

    Рассмотрение таких вопросов, как роль праздника в жизни дошкольника, и праздник, как средство повышения педагогической культуры родителей, убедило нас в необходимости внедрения качественных изменений в содержание и организацию детских праздников. Сегодня возникла необходимость и возможность возвращения праздникам исконного значения  - коллективного действа, порождающего общие переживания. Именно атмосфера праздника является формой общения в непринуждённой, радостной обстановке с родителями и детьми одновременно.

    Праздники – форма взаимодействия с ДОУ наиболее любимая родителями и психологически более адекватная сегодняшнему времени, когда большинство семей испытывают те или иные трудности в воспитании детей. Становясь формой активного общения, музыкальные праздники способствуют трансляции педагогического опыта, формированию добрых традиций, превращают ценности культуры, социума в ценности личности, как детей, так и их родителей.

    Работа с семьёй является одним из важнейших аспектов деятельности педагогов дошкольного учреждения. Поиск новых эффективных форм общения с родителями позволил нам обнаружить глубину и огромный потенциал воспитательных возможностей в такой традиционной форме работы с семьёй, как музыкальные праздники.

    Литература

    1. Горькова Л.Т., Обухова Л.А., Петелин А.С. Праздники и развлечения в детском саду. –М.: ВАКО, 2004.-240с.-ISBN 5-94665-187-0
    2. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризин Т.И. и др. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей.-М.: Просвещение, 2005.-191с.-ISBN 5-09-013659-9
    3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей.Под ред. Комаровой Т.С.- М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 136с.
    4. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. – Управление ДОУ – 2005 - №5 – с.42 – 45.
    5. Малахова Н.Е. Творчество как показатель развития культуры в обществе. – Управление ДОУ – 2005 - №5 – с.17-21.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

    Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

    Родительское собрание на тему: «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей

    Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей.  Заинтересовать проб...

    Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское

    Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...

    Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

    Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

    Заседание родительского клуба: «Важные вещи, как средство повышения педагогической культуры родителей».

       Детско-родительские отношения являются многогранной и всегда актуальной проблемой. Важно, умеют ли родители заинтересовать своих детей и вовлечь их в продуктивное интеллектуальное ...

    Посиделки "Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД" как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей группе

    quot;Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД"Время проведения: мартФорма проведения: посиделки.Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно патриотического воспитания дошкольников.Задачи: осмыслить основны...

    Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей.

    Выступление на педсовете:Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей....