«Активные и интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй как средство повышения педагогической культуры родителей»
консультация

Перевозкина Алёна Валерьевна

Очевидно, что в современных условиях просвещение родителей ДОО должно иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией. 

При этом, безусловно, и то, что воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения. 

Модификацией активных методов обученияявляются интерактивные методы организации взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_i_interaktivnye_formy.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Активные и интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй как средство повышения педагогической

культуры родителей»

        Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьей: просвещение, контроль действия родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Подобное отношение вызывает активное сопротивление как у родителей, ориентированных на деятельностное участие в воспитании своих детей, так и у семей, готовых делегировать свои права ДОО и по факту уже сделавших это.

        Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.

        Очевидно, что в современных условиях просвещение родителей ДОО должно иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

        При этом, безусловно, и то, что воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения.

Модификацией активных методов обучения являются интерактивные методы организации взаимодействия.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

  • это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
  • процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
  • диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
  • исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
  • формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
  • формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
  • участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
  • участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
  • показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

  • обмен опытом;
  • выработка общего мнения;
  • формирование умений, навыков;
  • создание условия для диалога;
  • группового сплочения;
  • изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

        Среди наиболее популярных интерактивных форм взаимодействия можно выделить:

        Семейные клубы. В клубе отношения с семьей строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

        «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

        Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

        Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

        Тематические акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми.

Таким образом, в отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, активные и интерактивные формы обучения ориентированы на раскрытие перед родителями (педагогами) дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков, повышения родительской (профессиональной) компетентности. Каждый образовательный цикл с использованием активных и интерактивных форм обучения позволяет решить актуальные для данной категории обучающихся практические проблемы, достичь конкретных результатов «здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

Одной из самых популярных форм работы с родителями являются родительские собрания.

        Родительские собрания - это основа взаимодействия родителей и педагогов, людей, которым предстоит действовать сообща в вопросах воспитания и развития ребенка. Результаты их усилий часто зависят от эффективности этих собраний. К сожалению большинство родительских собраний неэффективны, и даже те родители, которые проявляют определенный интерес к вопросам воспитания детей, жизни дошкольного учреждения, часто уходят с него разочарованными, не получив ответа на какие-то свои вопросы, послушав в очередной раз монолог педагога или «невнятный рассказ специалистов о том или ином конкретном ребенке.

Собрания делятся на общие, групповые и микрогрупповые собрания.

Общие р.с. – для родителей сада.

Групповые собрания -для родителей одной возрастной группы.

Микрогрупповые собрания (рассмотрение конкретного вопроса, проблемы, аспекта в работе с детьми). На такие собрания приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные проблемы. Также разумно приглашать на такие встречи специалиста - профессионала в данной сфере.

Существуют заочные родительские собрания. Заочные родительские собрания проводятся, как правило, с целью решения текущих организационных вопросов. Родительский комитет обсуждает проблему с каждым родителем, за тем решение вывешивается на доске объявлений в форме протокола. В конце стоит формулировка «С решением собрания согласен...», далее все родители группы ставят свою подпись.

Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого-либо вопроса из жизни детского коллектива.

Особенности организации и проведения традиционного родительского собрания в ДОУ

  1. Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен поместить объявление о дате и теме родительского собрания на информационной доске. Еще лучше, если каждый родитель получит личное приглашение на родительское собрание.
  2. К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.
  3. Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.
  4. Начинать родительское собрание всегда надо с информации об успехах детей, рассказать, что они научились делать. Нельзя в коллективе родителей обсуждать проблемы отдельного ребенка. Для этого попросите этих родителей остаться после собрания.

        Наряду с традиционными формами проведения родительских собраний в ДОУ также существуют и нетрадиционные формы, которые очень популярны в дошкольном педагогическом сообществе последнее время.        

        Технология «Аквариум» - это разновидность дискуссии. При ее реализации происходит осознание противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой, а также осмысление различных подходов к се решению и выявление наиболее конструктивного варианта.

        «Деловая игра» - эффективна в том случае, если родители имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой родители получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

        «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» - возможна при условии, когда родители имеют достаточно знаний по проблеме.

«Семинар-общение». Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели.

«Тренинг». Тренинг - (анг. training от train - обучать, воспитывать).

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.

И другие…

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

Родительское собрание на тему: «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей

Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей.  Заинтересовать проб...

Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское

Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей.

В условиях развивающегося информационного общества и научно – технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созида...

Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей.

Выступление на педсовете:Взаимодействие ДОУ и семьи в проведении праздников как средство повышения педагогической культуры родителей....

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй, как средство повышения компетентности родителей (законных представителей).

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями (законных представителей). Воспитатели детских садов постоянно совершенствуют содержание и формы взаимодейст...