Главные вкладки

    Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес
    методическая разработка на тему

    Кирячёк Анна Сергеевна

     

     

    Технология работы

    педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

    г. Тимашевска

     

    Кирячёк Анны Сергеевны

     

     

    «Применение методов светопесочной терапии в работе педагога-психолога»

    В современном  мире полностью зависит от  результативности инновационных процессов, происходящих  в образовании сегодня. Одной из задач модернизации - обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

    Дошкольное  образование  признано  неотъемлемой частью российской образовательной системы и направлено  на создание равных стартовых возможностей для начала обучения в школе, не зависимо от индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.   

     

    Работа строится в тесном взаимодействии со специалистами  не только районных                         служб и ведомств, занимающихся вопросами воспитания и развития детей, но и осуществляется тесный контакт с педагогами-психологами Северокавказской железной дорогой.

    Психологическая служба детского сада реализует следующие цели и задачи, которые сформулированы в соответствии с программой развития общеобразовательного учреждения, целью которого является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) и согласно запросам общества:

    1.               Обеспечение комфортных  психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;

    2.                Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;

    3.               Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

    4.               Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;

    5.               Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса;

    6.               Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

    Реализация поставленных целей и задач строится по следующим направлениям:

    1.               Психопрофилактическая работа, целью которой является: создание условий для полноценного психического развития ребенка;

    2.               Психодиагностическая работа, целью которой является: определение хода  психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуальной работы;

    3.               Психокоррекционная и развивающая работа, целью которой является преодоление трудностей в развитии ребенка;

    4.               Психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей;

    5.               Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей.

    Действительность современного общества такова, что уровень  социального и психологического здоровья детей неуклонно снижается и меня,  как человека, мать и педагога-психолога не может ни волновать данная проблема. На  ряду спектра задач, которые я решаю в  своей профессиональной деятельности, особое место занимает оказание психологической помощи конкретным дошкольникам в преодолении трудностей в познавательном, коммуникативном и социальном развитии. Поэтому считаю необходимым  использование новых технологий в своей работе. А именно применение методов светопесочной терапии с детьми, имеющими  трудностями в развитии.

                Цель использования приемов и методов светопесочной терапии-

    Преодоление трудностей в общении (коммуникативная сфера), предоставление возможности  быть самим собой, как взрослым, так и детям, коррекция детско-родительских отношений.

    Задачи применения методов светопесочной терапии.

    1.               Получение сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, его интересов, ценностей, внутреннего мир,

    2.               Выявление проблем, подлежащих психолого-педагогической коррекции.

    3.               Определение  характера межличностных отношений и реального положения каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

    4.               Формирование нравственной  личности, умеющей ориентироваться в системе моральных норм.

    5.               Стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом.

    6.                Преодоление  трудностей отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы

    7.               Мобилизация  целебного потенциала эмоций.

    8.               Развитие тактильной чувствительности, психических процессов, мелкой моторики, стимулирование  познавательных способностей.

               

    Теоретическая  база  для разработки технологии.

    ·                 Научно-методической  основой для разработки технологии явились: автор метода «Песочная игра» -  юнгианский аналитик Дора Калф; доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М., авторы книги «Чудеса на песке». Песочная игротерапия;

    Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

    ·                 Нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в системе образования, определяющими приоритетные направления, явились:

    1.               Закон Российской Федерации «Об образовании»;

    2.               Положение о службе практической психологии в системе министерства образования РФ;

    3.               Этический кодекс практического психолога в системе образования;

    4.               Должностная инструкция педагога-психолога;

    5.               Положение «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999 г.

     № 636;

    6.               Закон Краснодарского края  «Об образовании» от 22.12.2004 г. № 828-КЗ;

    7.               Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 №70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";

    8.               Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого–педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

    9.               Письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения;

    10.            Конвенция о правах ребенка;

    11.            Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения.

                                               Критерии результативности технологии.

     

    · эффективность взаимодействия родителей, детей и педагогов в процессе адаптации; 

    · повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов;

    · повышение уровня эмоционально-волевой и коммуникативной сфер;

    · повышение уровня коррекции детско-родительских отношений;

    · рост показателей развития мелкой моторики;

    · создание авторских методических материалов для работы с родителями, детьми,

    педагогами; 

    · представление данной технологии на муниципальном и региональном уровне,

    распространение технологии в дошкольных учреждениях Северокавказской железной

    дороги, района и края;

    Описание технологии.

     

    Применение этого метода считаю актуальным, уже начиная с первой младшей группы, где происходит процесс адаптации как ребенка к дошкольному учреждению, так и родителей. Совместные занятия педагогов, детей и родителей проходят в первые две недели пребывания в детском саду. Знакомство с сенсорной комнатой, диагностика посредством применения методов светопесочной терапии в процессе наблюдения игры педагогов, детей и родителей - главный инструмент для дальнейшей работы в процессе не только адаптации, но и по необходимости, коррекции трудностей в развитии ребёнка.

    Игры с песком для совместной работы педагогов, родителей и детей направлены в основном на развитие коммуникативных навыков.

    Одна из форм коррекционной  работы  детско-родительских отношений – совместные игры родителей с детьми в сенсорной комнате с применением методов светопесочной терапии. В процессе работы с песком я получаю не только диагностический материал, но и с помощью игр, упражнений, творческих заданий происходит тесный контакт между родителями и детьми, стираются грани авторитарного воспитания. Родители становятся более чуткими к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

    Для детей, имеющих трудности в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах разработан блок коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя игры и упражнения с применением методов светопесочной терапии.

    Четыре причины применения методов светопесочной терапии:

     1. Простота.

     Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.

    2. Красота.  Созданные картины на стекле с подсветкой поражают своей красотой и необычностью.

     3. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

    4. Борьба со стрессом.Манипулируя сыпучими материалами, дети и взрослые избавляются от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

    Как уже отмечалось, применение методов светопесочной терапии является не только эффективным для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, но и  прежде всего помощью в диагностике детско-родительских отношений, внутреннего эмоционального мира ребенка. Помимо применения методов светопесочной терапии, для диагностики эмоциональной сферы детей использую следующие методики и тесты:

    1.               Признаки психического напряжения и невротических тенденций (Диагностика и коррекция психического развития дошкольников - Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Минск, 1997;

    2.               Определение темперамента ребенка (Б.С. Волков, Н.В. Волкова);

    3.               Тест самооценки «Лесенка»;

    4.               Тест цветового выбора Люшера.

    5.               Графические тесты:

    -Дом, дерево, человек (Дж. Бак);

    -Дорога в Детский сад;

    - Два домика;

    - Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностный ориентаций «Домики» (Орехова О.А.);

    -Автопортрет (адаптирован Р. Бернсом);

    При использовании методов светопесочной терапии придерживаюсь следующей структуры коррекционного занятия.

    •Вводная часть. Ритуал приветствия.
    •Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Состоит из игр и упражнений, направленных на создание эмоционально-благополучной атмосферы.
    •Основная часть.
    •Цель: коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка; В нее входят упражнения, игры на развитие навыков общения, этюды с элементами сказкотерапии с импровизацией, рисование, а так же подвижная игра, которая способствует переключению внимания ребенка с одного вида деятельности на другую.
    •Заключительная часть. Ритуал прощания
    •Цель: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Заканчиваем занятие либо совместной игрой, либо стихотворением.

     

    Занятия проходят в сенсорной комнате, которая делится на две зоны: обучающую и игровую.

    Для работы с песком необходим не только свето-песочный стол, но и различные миниатюрные фигуры: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, камней, ракушек, пуговиц, бусинок, то есть весь тот материал, который необходим человеку для воссоздания своего мира в реальности.

                В своей работе использую следующие методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельное творчество, аудиовизуальный, диалог, вопросы, художественное слово.

    Эффективность технологии.

     

    Применение методов светопесочной терапии в своей работе осуществляется в течение двух лет. Об эффективности использования  данной  технологии говорят следующие показатели:

    1.               Процесс адаптации к ДОУ происходит более безболезненно;

    2.               Работа с песком дает возможность диагностики и коррекции детско-родительских отношений, а так же выявляет эмоциональный мир ребенка;

    3.               Повысился интерес к занятиям;

    4.                Длительно сохраняется работоспособность ребенка;

    5.               Восприятие становится активным, формируются сенсорные связи между различными анализаторами у детей;

    6.               Преодолеваются трудности в психическом развитии.

    7.               Создаётся положительное воздействие на общее, эмоциональное речевое и социальное развитие ребенка.

     

    Сравнительные данные детско-родительских отношений.

     

    -Понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

    -Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

    -Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

    Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

    Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

    Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Индивидуальный план работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на межаттестационный период 2019-2023 г.г.

    Индивидуальный план работы воспитателямуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86»Нижнекамского муниципального района Республ...

    Самоанализ работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек» Барабинского района Новосибирской области.

    Самоанализ работы заведующего муниципальным казенным  дошкольным образовательным учреждением – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»  Барабинского района Новосибирс...

    Из опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»

    laquo;Изобразительная деятельность в условиях работы ДОУ как методический центр интеграции усилий ГИБДД и ОО по воспитанию безопасности дорожного движения среди дошкольников в условиях введения...