Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

 

Цикл мероприятий по  формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему  «Мы обедаем» включает в себя:

1.           Игровые образовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры – занятия.

2.           Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

3.                        Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи

4.           Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно-гигиенических навыков

 

Цель цикла занятий:

   - обогатить позитивный эмоциональный опыт детей при освоении первых правил поведения за столом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему  «Мы обедаем»:

  1. Игровые образовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры – занятия.
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
  3. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи
  4. Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно-гигиенических навыков

Цель цикла занятий:

  1. - обогатить позитивный эмоциональный опыт детей при освоении первых правил поведения за столом.

  1. Игровые образовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры – занятия.

Ситуация «Мы готовимся к обеду»

Цель:

  1. знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;
  2. объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда

Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).

Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на няню, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду.

Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая».

Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

Далее воспитатель обращает внимание детей на сервировку няней стола. Комментирует детям последовательность расстановки приборов для обеда.

«Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить кружку, из которой мы будем пить компот».

После того как накрыт стол, педагог делает обобщение: «Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая».

Няня сообщает детям, что повар приготовил сегодня детям на обед.

В свободное время воспитатель организует с детьми игру «Накроем стол к обеду для наших любимых игрушек», в ходе которой закрепляются названия предметов столовой посуды, совершенствуются культурно - гигиенические навыки, культура поведения за столом, дети упражняются в правильной сервировке стола.

Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»

Цели:

  1. закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;
  2. учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;
  3. формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.

Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего. Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол». Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.

Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.

После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.

Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи.

 Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.

Игра - занятие «Напоим куклу Аню чаем»

Дидактическая задача:

  1. учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)
  2. формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
  1. развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.

Содержание игры:

Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Анечка. Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»

На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши...»

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Дидактическая задача: 

  1. знакомить с названием предметов из чайного сервиза;
  2. упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

Ход игры

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Саша ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)

После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

Экскурсия на кухню.

Цель:

  1. знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды;
  2. дать представление детям о профессии повара;
  3. развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сада по имени и отчеству.

Оборудование: предметы кухонной посуды (кастрюля, сковорода, половник и т.д.)

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, кто из вас знает, где в детском саду готовят еду? (На кухне.) Сегодня мы пойдем на экскурсию на кухню.

Воспитатель напоминает детям, как нужно здороваться и знакомиться с другими людьми.

2.Экскурсия на кухню.

Педагог приводит детей на кухню и знакомит с поваром.

Какая кухня? (Большая, светлая, чистая.)

Почему такая большая кухня? (Очень много детей в детском саду, надо приготовить много еды.)

Кто же готовит нам вкусные блюда? (Повар.)

Да, это повар. Зовут ее(…..). Повар готовит еду. Посмотрите, как много на кухне разной посуды.

Обращает внимание детей на предметы кухонной посуды.

Что это? (Кастрюля.)

 Ребята, а дома ваша мама готовит в каких кастрюлях? (В маленьких.)

 А здесь на кухне, какие кастрюли? (Большие.)

Сравнивает несколько кастрюль, показывает детям маленькую, большую и очень большую кастрюли.

Ребята, давайте спросим повара( ……), какие предметы помогают ему в работе.

Первый вопрос задает воспитатель, давая образец.

  1. Ножами что надо делать? (Резать, чистить.)
  2. Половником что делают? (Мешают, наливают.)
  3. Сковородки для чего? (Чтобы на них жарить.)
  4. Мясорубка для чего? (Рубить мясо, овощи.)

(Воспитатель обращается к повару.) А какой сегодня вы приготовите обед?

Повар рассказывает.

3. Итоговая беседа по теме экскурсии.

Где мы были? (На кухне.) С кем вы познакомились? (С поваром (…….).

 Что вы видели на кухне? (Дети перечисляют запомнившиеся предметы.) Эта посуда называется кухонной, потому что она используется только на кухне, для приготовления пищи.

Тема: «Кукла Катя обедает»

Задачи:

  1. Закрепить представление детей об использовании предметов посуды.
  2. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений.
  3. Развивать речь детей, память.
  4. Воспитывать усидчивость,

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках, перед ними стоит кукольный стол ,стул, на подноси посуда, накрытая салфеткой.

Воспитатель говорит: Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Поздоровайся Катя с ребятами: - Здравствуйте ребята. Здравствуй Катя.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже завтракали, а Катя ещё нет. Давайте её угостим кашей.

Воспитатель усаживает куклу за стол, говоря при этом:

- Кирилл, что это? (показывает на стол)  

- Это стол, кукла Катя будет, есть за столом.

- Карина, что это? (показывает на стул)  

 - Это стул, на стуле Катя будет сидеть.

- Сережа, что это? (кладёт салфетку на стол)

 - Это салфетка. Вот Катина салфетка.

- Саша, что это? (показывает тарелку)

- Это тарелка — что в тарелке?

- В тарелке каша.

Художественное слов.

Каша из гречки.

Где варилась?

В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Катенька ела.

- Таня, что это?   (показывает ложку).

- Это ложка.

- Серёжа, скажи: Катя ешь кашу ложкой из тарелки.

  1. Влад, скажи: ешь кашу Катя она вкусная.
  2. Катя, вкусная каша? - Вкусная.

Воспитатель: - Молодец Катя всю  кашу села.

-Таня, скажи:

- Молодец, Катя, всю кашу села.

-Катя, скажи спасибо.

Воспитатель: Давайте поиграем с Катей ладушки.

Ладушки, ладушки

Где были?

У бабушки

Что ели?

Кашку

Что пили?

Бражку

Физминутка.

Каша масленька.

Бражка сладенька

Бабушка добренька

Попили по ели

Шу - полетели

На головку сели

Кукла прощается с детьми и уходит.

- Ребята мне нужно идти, но я к вам ещё вернусь.

«У Кати день рождения» (итоговое занятие)

Задачи: 

  1. обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;
  2. закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;
  3. воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;
  4. воспитывать положительные эмоции. Развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей

Оборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости.

Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?»

Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки.

Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)

Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате надень рождения.

Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.

Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу. Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».)

Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.

Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру?

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.

Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.

Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка?

Почему ты думаешь, что он выберет морковку? (Зайка - попрыгайка выберет морковку, потому что любит ее.)

Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.

Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.

Дети садятся за стол и угощаются.

Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение.

Играют в хороводную игру «Каравай».

Вежливо прощаются.

Игра - занятие « Накормим куклу Катю обедом »

Дидактическая задача:

  1. учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;
  2. учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;
  3. формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т.п.
  4. обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.

Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры. Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.

Содержание игры:

Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их. Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т.п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».

Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же. Если, им трудно, то можно посадить куклу на стул, а самим, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно... не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».

После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, кастрюли, тарелки, ложки, поварешки; выясняется попутно название и назначение этих предметов; игровое действие производится детьми самостоятельно. При необходимости педагог помогает детям.

Если этот этап не вызвал у детей затруднений, можно продолжить занятие, накормив куклу вторым блюдом. Или это делается на отдельном занятии, а затем объединяется в единую цепочку игровых действий.

Педагог дает образцы действий и речевого сопровождения: «Молодец, Катя, хорошо поела суп. Теперь дам тебе второе. Вот сковородка. На ней котлеты и макароны («понарошку»). Кладу котлету и макароны в мелкую тарелку. Бери вилку, ешь котлету и макароны. Бери чашку... держи крепко... пей компот!» Если дети захотят кормить своих «детей» вторым, то просят все необходимое: сковородку, мелкую тарелку, вилку, а затем чашку для компота, попутно выясняя, для чего нужен каждый предмет.

Когда дети научились кормить кукол обедом и игровые действия не вызывают затруднений, можно усложнить игру, вводя новые «продукты»: мелкие красные квадраты - мясо в суп, пластмассовые мелкие овощи для супа и фрукты для компота и т.п. в зависимости от имеющегося материала и воображения как педагога, так и детей.

Усложнение идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед; обед и мытье посуды; поход в магазин за продуктами, приготовление обеда и кормление кукол. Первое время в «магазине» работает продавцом взрослый, он подсказывает и направляет действия детей: «Вот купите яйца (желтые или белые шарики, овалы), пожарьте на сковородке вместе с котлетами» или «Купите картошку, вот она. Почистите и положите в кастрюлю вместе с морковкой и мясом, будет отличный суп».

Позднее вы прибавите «солонку», «терку», «ножи» и т.п. Дети сами будут предлагать все новые и новые детали игры, если играть с ними систематически и с любовью.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом

«Покормим зверей салатом»

Цель:

  1. закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
  2. нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;
  3. перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.

Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.

Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.

Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса. В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.

Рифмовка:     Я сегодня не скучаю,

Всех салатом угощаю.

Звери на пеньке сидят

И салатик мой едят.

Ребенок должен приготовить "салат":

  1. нарезать пластилиновые овощи;
  2. сложить их в салатницу;
  3. круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
  4. положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
  5. угостить зверей салатом.

«Чай для кукол»

Цель: 

  1. закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
  2. обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
  3. закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Словарь:  чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю;  горячий, крепкий, вкусный.

Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.

Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз. Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет. Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.

Рифмовка:         Таню в гости приглашаю,

Чаем с плюшкой угощаю.

Пей, Танюша, чай!

Пей и не скучай!

Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.

  1. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи

•        Д/и «Кормление куклы»

Цель: 

  1. научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
  2. вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
  1. Д/и «Мишка в гостях у детей»
  2. Д/и «Напоим куклу чаем»
  3. Д/и «Накроем стол к чаепитию»
  4. Д/и «Кукла Маша готовится к встрече гостей»
  5. Д/и «К кукле пришли гости»
  6. Д/и «Встреча гостей»
  7. Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»

Цель: 

  1. знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению; учить сервировать стол к чаепитию;
  2. воспитывать желание заботиться о кукле.

•        Д/и «Накормим куклу кашей»

Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.

        «Мы готовимся к обеду»

Цель: 

  1. знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;
  2. учить правильно и красиво накрывать на стол;
  3. учить кукол культуре поведения за столом.

  1. «Учим куклу готовить». («Готовим обед для кукол»; «Маленькие хозяюшки»)

 Цель: 

  1. закрепление названий предметов кухонной посуды, их назначения;
  2. учить различать продукты питания, определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед;
  3. закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

  1. «Угостим Катю обедом»

Цель: 

  1. сервировка стола для обеда куклы Кати;
  2. сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.

  1. «У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)
  1. Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.
  1. Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)
  1. Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.
  2.      «Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)
  1. Д/и «Катин огород»
  2. «Подарок зайке»
  3. «Что выросло на огороде».

Цель: 

  1. рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;
  2. учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;
  3. активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).

  1. Д/и «Ах, какие яблочки и груши!»
  2. «Катино угощение» (рассматривание банана, апельсина)
  3. «Что выросло в саду»

Цель: 

  1. познакомить детей с названиями некоторых фруктов;
  2. учить узнавать их по названию, самостоятельно называть;
  3. делать обобщение, активизировать словарь, развивать формы связной речи.
  1. Д/и на различение предметов посуды.
  2. Д/и на различение предметов посуды из разных материалов.
  3. Д/и «Магазин». (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды )
  4. «Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)
  5. «Печем пироги для куклы» (игры с песком)

Цель: 

учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.

•        Действия с предметами - орудиями. «Оладьи для Кати».

Цель: 

  1. развивать глазомер, координацию движений правой руки;
  2. упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки;
  3. воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.

•        Д/и «Научим куклу мыть посуду»

Цель: 

  1. воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;
  2. приучать использовать посуду по назначению, бережно к ней относиться;
  3. называть предметы посуды во время кормления куклы;
  4. называть действия (вытирать, ставить).

  1. Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно-гигиенических навыков

Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Кастрюля - хитруля
Славе кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Слава первым придет?

Тили - час, тили - час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне...
вот и кончился обед.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».


Ай, ту - ту, ай, ту - ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.

У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
нужно съесть её скорей!

Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Народные песенки, потешки

  1. «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!»;
  2. «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку...»;
  3. «Уж я Танюшке пирог испеку...»;
  4. «Травка-муравка со сна поднялась...»;
  5. «Сорока - сорока»;
  6. «Дай, молочка, буренушка...» (чешская народная песенка);
  7. «Ты пасись, коровка, дольше...» (литовская нар. пес);
  8. «Отличные пшеничные» (шведская нар. пес);
  9. «На мельнице» (немецкая нар. пес);
  10. «Пирог» (венгерская)
  1. Писатели – детям
  1. «Кто скорее допьет» С. Капутикян»
  2. «Хозяюшка» В. Донникова;
  3. «Медвежатки» Г. Бойко;
  4. «Вкусная каша» 3. Александрова;
  5. «Три каравая» И. Дружников;
  6. « Маша обедает» С. Капутикян;
  7. «Азбука здоровья» С. Волков;
  8. «Алёнушка» Е. Благинина.

Список используемой литературы:

  1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.
  4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
  6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
  8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.
  9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998.
  10.  Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.
  11. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
  12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  13.  Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
  14.  История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990.
  15.  Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005/
  16.  Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
  17.  Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. – (Программа развития).
  18.  Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
  19.  Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1980.
  20.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.
  21.  Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
  22.  Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  23.  Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
  24.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.: Мозайка – Синтез, 2007.
  25.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
  26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
  27. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
  28.  Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.
  29. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Проект по теме: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста».

Уважаемые педагоги!!!Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в с...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный,  игровой.Сроки реализации проекта: ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...

Цикл мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Цель: целенаправленно формировать детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса до целостного процесса.Содержание:Игровые образовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактичес...