ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Педагогические условия реализации модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ»
методическая разработка по теме

На фоне  изменений, происходящих в современном обществе (феминизация мужчин и омужествление женщин) меняются внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, мы отметили, что дети в процессе взаимодействия друг с другом как представители разных полов демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Например, девочки лишены скромности, нежности, терпения; мальчики же, наоборот, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости,  отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

         Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников.

          В процессе гендерной социализации личности одним из условий является значение среды: чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит свободное и творческое саморазвитие. То есть развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

         Под развивающей образовательной средой мы понимаем предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социокультурное становление ребенка, посредством данной предметно-пространственной  среды  ребенок обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».

        Новизна проекта заключается в том, что формирование, осознание и принятие ребенком своей половой принадлежности происходит не только во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, но и в процессе «проживания» в организованном жизненном пространстве группы ДОУ, способного обеспечить социокультурное становление дошкольника.

        Таким образом, практическая и социальная значимость организации предметно-пространственной среды, которая будет ориентирована на гендерное самосознание детей старшего дошкольного возраста, заключается в необходимости  формирования начал личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt_zagitova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль

 инновационных проектов педагогов образовательных учреждений Ленинского района города Челябинска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 125 г. Челябинска

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Педагогические условия

реализации модели гендерно-сбалансированной

 предметно-пространственной среды ДОУ»

                                                                                  Разработчик:

воспитатель МДОУ № 125

                                                                                   Загитова Д.Г.

 

Содержание

  1. Тема проекта.
  2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Соответствие проекта направлениям государственной политики   в области образования.  
  5. Срок реализации проекта.
  6. План реализации.

  7. Предполагаемые результаты реализации проекта.
  8. Востребованность  результатов реализации проекта.
  9. Опыт работы по предложенному направлению.
  10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.
  11. Наличие эффективных механизмов распространения результатов проекта.
  12. Приложения:
  1. Опыт работы: «Полоролевое воспитание детей среднего дошкольного возраста».
  2. Сценарий мастер-класса: «Использование моделей в организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей детей».
  3. Конспекты занятий.

  1.  Тема проекта: «Педагогические условия реализации модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ»
  2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.  

        На фоне  изменений, происходящих в современном обществе (феминизация мужчин и омужествление женщин) меняются внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, мы отметили, что дети в процессе взаимодействия друг с другом как представители разных полов демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Например, девочки лишены скромности, нежности, терпения; мальчики же, наоборот, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости,  отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

         Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников.

          В процессе гендерной социализации личности одним из условий является значение среды: чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит свободное и творческое саморазвитие. То есть развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

         Под развивающей образовательной средой мы понимаем предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социокультурное становление ребенка, посредством данной предметно-пространственной  среды  ребенок обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».

        Новизна проекта заключается в том, что формирование, осознание и принятие ребенком своей половой принадлежности происходит не только во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, но и в процессе «проживания» в организованном жизненном пространстве группы ДОУ, способного обеспечить социокультурное становление дошкольника.

        Таким образом, практическая и социальная значимость организации предметно-пространственной среды, которая будет ориентирована на гендерное самосознание детей старшего дошкольного возраста, заключается в необходимости  формирования начал личности дошкольника.

  1. Цели и задачи проекта.

        Цель проекта: создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей гендерную социализацию детей дошкольного возраста.

       Задачи:

  1. Создать предметно-пространственную среду, обеспечивающую возможность личности мальчика/девочки   обучаться моделям поведения в обществе, соответствующим понятиям  «мужское» и «женское».
  2. Повысить гендерную компетентность  и профессиональную грамотность педагогов в создании гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды.
  3. Информировать родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика/девочки.

4. Соответствие проекта направлениям государственной политики   в области образования.  

        Проект соответствует федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования в образовательной области «Социализация», которая направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующей задачи: формирование гендерной принадлежности.

5. Срок реализации проекта: 2010 – 2013 гг.

         

I этап – информативно-аналитический  (2010 – 2011 уч. год).

II этап – формирующий  (2011 – 2012 уч. год). 

III этап – заключительный  (2012 – 2013 уч. год). 

6. План реализации проекта.

Основные направления деятельности

сроки

ответст-венные

I этап

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Гендерный анализ предметно-пространственной среды ДОУ.
  3. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).
  4. Взаимодействие с другими педагогами ДОУ (обмен опытом).
  5. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы (альбомы с фотографиями, семейные газеты, коллажи и др.).

2010-2011

воспитатель группы, старший воспитатель

II этап

  1. Реализация разработанной модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды
  2. Дополнение зон самореализации мальчиков и девочек макетами, схемами, различными альбомами и т.д.
  3. Создание новых центров детской деятельности, дающих возможность девочкам/мальчикам дифференцировать себя от представителей другого пола.
  4. Создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения, игры, театрализацию, обмен ролями).
  5. Создание модели партнерской деятельности всех субъектов образовательного процесса.

2011-2012

воспитатель группы, старший воспитатель

IIIэтап

  1. Оценка эффективности реализации проекта.
  2. Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.
  3. Выработка  стратегии дальнейшего развития предметно-пространственной среды ДОУ.

2012-2013

зам. зав. по ВМР,

воспитатель группы, старший воспитатель

7.  Предполагаемые результаты реализации проекта.

  1. Наличие гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ.
  2. Организация эффективного образовательного процесса в условиях гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды .
  3. Самостоятельность и активность детей в процессе «проживания» в данной среде.
  4. Увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению.
  5. Получение позитивных количественных и качественных результатов внедрения модели гендерно-сбалансированной среды.
  6. Издание сборника методических материалов по реализации модели.

8.  Востребованность  результатов реализации проекта.

     Результаты и рекомендации могут быть использованы для подготовки студентов педагогических колледжей и профессиональной переподготовки  педагогов  ДОУ.

9. Опыт работы по предложенному направлению.

Материалы опыта работы поданному направлению был представлен:

- на районном и городском конкурсах профессионального мастерства «Педагог III тысячелетия» (2010 год);

- на районной методической неделе (2009-2010 гг.);

- на сайте ЧИППКРО в виде презентации.

10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов:

- издание сборника методических материалов по реализации модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ;

-  рекомендации для педагогов ДОУ и родителей воспитанников по гендерному подходу к воспитанию детей дошкольного возраста.

11. Наличие эффективных механизмов распространения результатов проекта.

  1. Сборник методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта.
  2. Статья на сайте ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса

выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса»  на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...

"Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе "Пчёлки" в условиях реализации ФГОС ДО"

Вашему вниманию представлен  хороший пример организации предметно-пространственной среды в группе детского сада...

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  среды. Правильно организованная развивающая среда позволи...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды, образовательной области «Познание» (РМП), в условиях реализации ФГОС».

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый э...

«Организация предметно-пространственной мотивирующей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС». План выступления на педсовете Злобиной У. Б

2-3 слайды ППР среда по ФГОС.›Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда должна быть:1.    Содержательно насыщенной:›- предметы- заместители (неоформле...

Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...