Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы
презентация на тему

Ладыкина Татьяна Валерьевна
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. А ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. vСреда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы » Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1959 дошкольное подразделение «Улыбка»

Слайд 2

Направления методической деятельности по созданию предметно-развивающей среды направлена на: на создание развивающей образовательной среды , которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .

Слайд 3

Предметно-пространственная развивающая среда детского сада приобретает интерактивный характер, если все субъекты образовательного процесса будут взаимодействовать друг с другом на основе следующих принципов: 1. организация диалогического взаимодействия в системах «педагог – дети», «ребенок – ребенок» и установление обратной связи друг с другом (нравится – не нравится, хочется что-то изменить или нет и т.д.). Интерактивная среда

Слайд 4

2. формирование взаимосвязи между физической, социальной и познавательной видами активности детей, реализация принципа интеграции образовательных областей Примеры физической активности: меняют рабочее место и перемещаются сами; перемещают объекты в пространстве; совершают движения, связанные с организацией физической активности и т.д. Интерактивная среда

Слайд 5

Примеры социальной и коммуникативной, речевой активности: задают или отвечают на вопросы; высказывают сомнения или побуждают друг друга; обмениваются мнениями и т.д. Примеры познавательной активности: вносят дополнения или поправки в предложения педагога; выступают как один из источников профессионального опыта; сами находят решения проблемы. Интерактивная среда

Слайд 6

Примеры социальной и коммуникативной, речевой активности: задают или отвечают на вопросы; высказывают сомнения или побуждают друг друга; обмениваются мнениями и т.д. Примеры познавательной активности: вносят дополнения или поправки в предложения педагога; выступают как один из источников профессионального опыта; сами находят решения проблемы. Интерактивная среда

Слайд 7

3 . учитывать не только особенности физической, социальной и речевой, познавательной активности детей разного возраста, но и индивидуальные особенности детей . Так, традиционная классификация типов темперамента делит их на флегматиков, сангвиников, холериков и меланхоликов – можно предусмотреть эти особенности детей, проектируя предметно-пространственную развивающую среду и игровое пространство группы, продумывая варианты объединения и, наоборот, уединения детей в разных игровых зонах. Интерактивная среда

Слайд 8

Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей «в проекте развивающей среды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности и здорового тела» А.В. Петровский Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 9

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 10

Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 11

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 12

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 13

Организационные формы методической работы План методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС Мероприятия Срок проведения Ответственный Организационные мероприятия по реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды Заседание педагогического совета по созданию рабочей группы по разработке проекта создания предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Сентябрь 2014г. Рук.струк. д/п Ст.воспитатель Составление плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно - пространственной развивающей среды. Сентябрь 2014г. Рук.струк. д/п Ст.воспитатель

Слайд 14

План методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС Работа с педагогами Семинар: «Требования к созданию предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Сентябрь 2014г. Рук.струк. д/п Ст.воспитатель Круглый стол: «Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ». Ноябрь 2014г. Ст.воспитатель Семинар: «Интегративный подход к организации предметно- пространственной развивающей среды ДОУ». Январь 2015г. Ст.воспитатель Семинар - практикум «Выделение центров активности в предметно-пространственной развивающей среде» Март 2015г. Ст.воспитатель Практикум: «Содержание центров активности». Выходы в группы Апрель 2015г. Ст.воспитатель Воспитатели групп Организация выставок, конкурсов Организация развивающей инновационной среды в группах детского сада май Ст.воспитатель Воспитатели групп

Слайд 15

Планируемый результат для педагогов: повышение образовательного уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе; умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-пространственной развивающей среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочей программы; эффективность педагогической деятельности по организации предметно-пространственной среды на основе изложенных выше теоретических и методологических принципов, выраженной образовательными (интеллектуальными, личностными, физическими качествами) и личностными достижениями детей каждой возрастной категории; обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 16

Планируемый результат для воспитанников: активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Слайд 17

Планируемый результат для ДОУ обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей, доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) дошкольного образования, охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.

Слайд 18

Особенности организации предметно- развивающей среды в группе Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст - накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности, - накопление опыта предметно –познавательной и коммуникативной деятельности. - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, - участие в преобразовании предметно – пространственной развивающей среды.

Слайд 19

Задачи предметно – пространственной среды развивающей среды: Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний. Создание условий для эмоционального полноценного проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Слайд 20

Психолого-педагогические требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС Сообразность педагогической ценности, Оптимальность, Гендерная принадлежность, Интегративность, Соответствие развивающей функции, Сертифицированность, Качественные характеристики игрушек, Учёт основной формы работы с детьми, Продуктивная деятельность, Познавательно – исследовательская направленность, Стимулирование двигательной активности, Региональность, Соответствие реализации образовательных областей и другие.

Слайд 21

Центры развития активности дошкольников (пример «Книжное царство») Центры развития активности детей в групповых помещениях Художественно-эстетическое развитие Центр «Книжное царство» Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания. Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала. Развитие интереса к художественной литературе. Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой. Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев. Приобщение к миру региональной художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, творчество известных писателей литературных произведений для детей. Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Слайд 22

Оборудование центров развития активности (пример образовательная область «Чтение художественной литературы»): Центры развития Оборудование центров Центр «Книжное царство» Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану. Организация тематических выставок писателей и поэтов. Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам. Аудио – энциклопедий о природе. Подборка иллюстраций о профессиях взрослых, связанных с охраной природы (лесничий, егерь и т.д.) Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края. Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.). Книги, которые дети приносят из дома. «Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени. Справочная и познавательная литература. 2 – 3 постоянно сменяемых детских журнала. Энциклопедии. Книжки-раскраски, книжки – самоделки. Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения

     Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной прог...

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...

Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы"

Материал презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды  ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы" будет полезен педагогам дошк...

презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы"

Предметная среда, в которой дети проводят большую часть дня, создана в нашем саду так, чтобы организация воспитательно - образовательного процесса проходила наиболее эффективно. Она обеспечивает разно...

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...

«Организация развивающей предметно — пространственной среды группы « Капелька» в соответствии с ФГОС ДОУ и примерной основной образовательной программой дошкольного образования »

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и ...