Коррекционные комплексы для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ульянова Людмила Анатольевна

Коррекционные комплексы разработаны  на основе нейропсихологического подхода. Каждое упражнение оказывает влияние на те или иные участки головного мозга и запускает его компенсаторные механизмы. Упражнения будут полезны как детям, имеющим недостатки психического развития (низкий уровень развития памяти, внимания, СДВГ), так и  детям с  высоким  уровнем интеллектуального развития. При разработке комплексов использовался опыт А.Л.Сиротюк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionnye_kompleksy_dlya_detey_sredney_gruppy.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы коррекционных упражнений  

Средняя  группа

Всего – 9 комплексов, 1 комплекс рассчитан на 1 месяц.

1 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Костер»

дети садятся на ковер вокруг «костра». По команде «жарко» дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» - протянуть руки к костру, по команде «ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.

2. Дыхательное упражнение «Гуси летят»

Выполняется стоя. Во время медленного вдоха руки плавно разводятся в стороны и вверх, во время выдоха – опускаются вдоль тела ладонями вниз

3. Когнитивное упражнение «Осьминожки».

Направлено на формирование зрительной и пространственной памяти.

Дети располагаются в группе   определённым  образом ( у окна, возле мяча и т.д.) и запоминают свое место. Инструктор включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по группе. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место

4. Упражнение на развитие мелкой моторики «Сонная считалка для пальчиков»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите.

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Станут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

Пальцы поочередно сжать в кулак.

Разжать кулачок, поднять руки вверх. Повторить с другой рукой.

2 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Костер».

Дети сидят вокруг воображаемого костра и выполняют словесную инструкцию: жарко – дети отодвигаются от «костра»; руки замерзли – протягивают руки к «костру»; ой, большой костер – встают и машут руками; искры полетели – хлопают в ладоши; костер принес дружбу и веселье – берутся за руки и ходят вокруг «костра».

2. Дыхательное упражнение «Каша кипит»

И.П.: одна рука на груди, другая  - на животе. Выполнять вдох через нос, выпячивая живот, на выдохе произносим: «Ш-ш-ш».

3. Когнитивное упражнение «Кто у кого?

У лисы - ...лисята

У волка - ...волчата

У медведя - ...медвежата

У ежа - ...ежата

У лошади - ...жеребята

У овцы – ... ягнята  и т.д.

4. Пальчиковая гимнастика «Волшебные ручки»

Наши ручки волшебные. Они многое умеют: ручки танцуют (поднимают руки над головой и вращают ладошками, напевая незатейливый мотив).

Ручки играют на пианино (имитируют игру на пианино)

Ручки играют на аккордеоне, скрипке, дудочке, барабане (имитируют игру на разных инструментах, напевая: «ры-ры-ры», «ду-ду-ду», «ти-ли-ли», «бум-бум-бум»).

Наши ручки – молоточки (стучат кулачками по коленям: «тук-тук-тук»).

Наши ручки – пилы (ребром ладони водят по коленям: «трр-трр»)

Наши ручки – отвертки (вращаем указательным пальцем: «трр-трр»)

Наши ручки подметают (всей ладонью растопыренными пальцами проводят по коленям, имитирую веник, произносят: «вшш-вшш».

3 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Равновесие».

Дети объединяются в пары и садятся в парах на пол друг против друга, берутся за руки и изображают работу пилы. Затем поворачиваются и садятся спиной к спине. Пытаются встать и снова сесть, опираясь на спину партнера.

2. Дыхательное упражнение «Заводные машины»

И.П.:руки в замок перед собой – вдох

Выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить: «Ж-Ж-Ж»

3. Когнитивное упражнение «Шапка-невидимка»

Детям предлагается запомнить предметы лежащие на столе. Предметы закрываются шапкой. Необходимо вспомнить и назвать все предметы.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики   «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать!

Пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок

Ритмичное касание пальцев обеих рук

Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинца

Встряхнуть кистями

4 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Шалуны»

Педагог  предлагает детям по сигналу пошалить. Побегать по группе, прыгать, кувыркаться и т.д. По второму сигналу шалости должны прекратиться.

2. Пальчиковая гимнастика  «Жил-был зайчик»

Жил-был зайчик –

Длинные ушки

Отморозил зайчик

Носик на опушке

Отморозил носик

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо,

Волка  нет,

И дают морковку на обед.

Хлопают в ладоши

Три пальца в кулак, указательный и средний – ушки

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Трут нос

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Гладят кобчик

Крутят руль

Разжимают кулаки обеих рук

Хлопают в ладоши

Поглаживают живот ладонью  по часовой стрелке

3. Дыхательное упражнение «Свет-тьма»

Детям предлагается закрыть глаза и вдохнуть, открыть глаза и выдохнуть. Продолжать выдыхать при свете. Вдыхать в темноте. Сделать несколько раз, затем поморгать. Спросить что увидели, когда открыли глаза.

4. Когнитивное упражнение «Лево-право»

Детям предлагается показать левой рукой - левое ухо,  левой рукой – левый глаз, правой рукой – левую пятку, правой рукой – левое ухо  и т.д.

5 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Поезд»

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

(Дети идут друг за другом, обхватив друг друга руками, как вагончики поезда)

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чок, чок, чу, чу:

Я далеко укачу.

2. Дыхательное упражнение «Регулировщик»

И.П.: ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая – в сторону. Поменять положение рук резким движением -  вдох. Снова поменять положение рук – сделать выдох.

3. Когнитивное упражнение «Шумящие коробочки»

Для выполнения этого упражнения подготавливают несколько одинаковых коробочек, заполненных различными шумовыми материалами: скрепками, семенами, крупой, песком, бумажными шариками и т.д.). Задание:  прислушаться к шуму своей коробочки и найти вторую такую шумящую коробочку.

 

4. Пальчиковая игра «Стучит-бренчит по улице...»

Стучит-бренчит по улице

Фома едет на курице

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке

Стучат кулачком о кулачок

Локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный пальцы образуют клювик, остальные изображают гребешок.

Локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони

Ребром ладони изображают движение по кривой по столу.

6 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»

Дети стоят в кругу.

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля

Это я... (по очереди называют свое имя)

Здравствуйте!

2. Телесное упражнение «Росток»

И.П.: дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям, обхватив их руками. « Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти».

1 – медленно выпрямляются обе ноги;

2 – ноги продолжают выпрямляться, постепенно расслабляются обе руки (висят, как тряпочки);

3 – медленно выпрямляется позвоночник;

4- медленно разводим плечи и выпрямляем ноги, поднимаем голову;

5 – поднимаем обе руки вверх – смотрим вверх, тянемся к солнышку.

3. Дыхательное упражнение «Здравствуй, солнышко».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в стороны, голову поднять вверх – вдох. Опуская руки, произносить на выдохе: «Ух – ух – ух».

4. Когнитивное упражнение на формирование пространственных отношений.

Расскажи, где ты сидишь. (Я сижу справа от Саши, слева от Светы. Спереди сидит Вова, сзади – Алеша и т.д.)

7 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Самолет»

Поиграем в самолет? Да!

Вы все – крылья, я – пилот,

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж!

(строятся друг за другом)

В снег летаем и в пургу –у –у у,

Видим чьи-то берега –а – а – а,

Ры-ры-ры- рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

к нашей взлетной полосе!

Что ж. закончился полет,

До свидания, самолет!

2. Пальчиковая игра  «Жили-были зайчики...»

Жили-были зайчики

На лесной опушке

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки

Наряжались зайчики

Надевали тапочки

Три пальца в кулак, указательный и средний – ушки

Хлопают в ладоши

Показывают ушки

Показывают домик

Трут уши

Моющие движение ладонями рук

Движения ладонями сверху вниз по туловищу

Показывают

3. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия «Парад»

Предлагается маршировать на счет «Раз.два,три.четыре». в первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором – на счет «два», в третьем – на счет – «три», в четвертом – на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре.

Раз-два (хлопок)-три-четыре.

Раз-два-три (хлопок)–четыре.

Раз-два-три-четыре (хлопок).  Повторить несколько раз.

4. Релаксационное упражнение «Игра с песком»

Детям предлагается набрать в руки  воображаемый «песок» - на вдохе. Сильно сжав пальцы в кулак, «удержать песок» в руках (задержка дыхания). «Посыпать» колени «песком», постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). «Стряхивать песок» с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль туловища. Повторить 2-3 раза.

5. Глазодвигательное упражнение .

Детям предлагается взять мяч. Поднять его до уровня глаз, опустить, поднести мяч к носу, раскачивать руки с мячом влево и вправо. Следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз.

6. Когнитивное упражнение «Ладошки»

По команде дети выполняют следующие действия: ладошки над столом, за спиной, над головой, под подбородком, на столе, на голове, справа, слева и т.д. с постепенным ускорением.

8 КОМПЛЕКС

 1. Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»

Дети стоят в кругу.

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля

Это я... (по очереди называют свое имя)

Здравствуйте!

2. Глазодвигательное упражнение «Пружинки».

Детям предлагается нарисовать пружинки вверх и вниз.

3. Дыхательное упражнение «Певец»

Детям предлагается дышать в следующем темпе: вдох – пауза, выдох – пауза. Затем вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки  А, О, У,  их сочетания.

4. Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».

Детям предлагается представить, что солнце зашло за тучку, стало свежо и прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко -  расслабиться (выдох).

5. Когнитивное упражнение «Хлопки по кругу»

Участники стоят в кругу и передают один и тот же ритм друг другу хлопками. Начинает педагог.

9 КОМПЛЕКС

1. Коммуникативное упражнение «Костер».

Дети сидят вокруг воображаемого костра и выполняют словесную инструкцию: жарко – дети отодвигаются от «костра»; руки замерзли – протягивают руки к «костру»; ой, большой костер – встают и машут руками; искры полетели – хлопают в ладоши; костер принес дружбу и веселье – берутся за руки и ходят вокруг «костра».

2. Когнитивное упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Для проведения упражнения нужны три силуэта ладони: красный, желтый, синий -  это сигналы. Когда воспитатель поднимает красную ладонь (кричалку), можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь (шепталка) является сигналом к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синяя ладонь (молчалка) означает, что дети должны собраться возле воспитателя или лечь на пол и не шевелиться, молчать. Можно в этот момент включить спокойную музыку.

3. Дыхательное упражнение «Слоники»

Детям предлагается вытянуть губы вперед, имитируя всасывание воды хоботом при вдохе. Затем имитировать разбрызгивание воды при выдохе хоботом (воздух выпускается через сжатые губы).

4. Глазодвигательное упражнение

Детям предлагается проследить глазами по контуру  геометрических фигур (иметь демонстрационный материал). Глазами нарисовать по 6 кругов (треугольников, квадратов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей средней группы

Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Игровая ситуация с элементами коррекционных упражнений для детей средней группы, имеющих нарушения опорно - двигательного аппарата "Путешествие по сказке Гуси - лебеди".

Познакомить родителей с комплексом коррекционных упражнений, используемых на занятиях по физической культуре для закрепления и повторения их с детьми в домашних условиях....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект коррекционного занятия для детей средней группы

Конспект   коррекционного   занятия   для   детей    средней    группы...