Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в детском саду"
материал (подготовительная группа) по теме

Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОВ БОГОРОДИЦЫ в детском саду" выполнила Рябова Ольга Борисовна

 Содержание:

 

 

I Праздник Покрова Пресвятой  Богородицы.

1. Краткая характеристика событийности праздника

     (языческий и православный смысл праздника).

2. Обрядность осенних праздников и основные элементы праздников   

     осеннего цикла.

3. Проблема возрождения традиций празднования народных календарных

    Обрядов.

4.  Заключение.                                                                                            

5. Литература.

6. Приложение.                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

     На пороге нового тысячелетия наше общество начинает осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

   Печальный опыт прошлых десятилетий, показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течении многих веков лучших духовно - нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

   В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные обряды, народные игры.

   Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно - нравственного развития общества.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа.

  Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

   Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

  Начинать приобщать детей к истокам русской национальной культуры следует с самого раннего возраста. Особенно богатый материал в этом отношении представляет крестьянская культура. Знакомство с устным народным творчеством, костюмом, рукоделием и ремеслами, старинными играми, обычаями и обрядами способствует всестороннему развитию ребенка – черпай и воспитывай.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx51.38 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОВ БОГОРОДИЦЫ в детском саду" выполнила Рябова Ольга Борисовна

 Содержание:

I Праздник Покрова Пресвятой  Богородицы.

1. Краткая характеристика событийности праздника

     (языческий и православный смысл праздника).

2. Обрядность осенних праздников и основные элементы праздников   

     осеннего цикла.

3. Проблема возрождения традиций празднования народных календарных

    Обрядов.

4.  Заключение.                                                                                                

5. Литература.

6. Приложение.                                 

 Введение

     На пороге нового тысячелетия наше общество начинает осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

   Печальный опыт прошлых десятилетий, показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течении многих веков лучших духовно - нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

   В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные обряды, народные игры.

   Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно - нравственного развития общества.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа.

  Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

   Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

  Начинать приобщать детей к истокам русской национальной культуры следует с самого раннего возраста. Особенно богатый материал в этом отношении представляет крестьянская культура. Знакомство с устным народным творчеством, костюмом, рукоделием и ремеслами, старинными играми, обычаями и обрядами способствует всестороннему развитию ребенка – черпай и воспитывай.

I   Покров Богородицы (1/14 октября)

1. Краткая характеристика событийности праздника (языческий и православный смысл праздника)

 Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

    Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

   День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

 В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

   Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

   В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

   В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

    По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

  Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

  На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.

   Церковному богослужению присвоено в этот день особое "величание": "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный". В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

  В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них "громы-молнии", "огненные и каменные стрелы", "град величиною с человеческую голову", "ливень-дождь". Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными. 

     Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

    Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

    Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: "Какова погода на Покров - такова и зима"; "Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы" (воронежск.); "Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме"; "Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму"; "Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша" (пермск.); "Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная"; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: "Покров - первое зазимье"; "На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима"; "С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы"; "Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима"; "Покров кроет землю, то листом, то снегом".

   Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет"; "Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест"; "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб"; "Если снег выпадет на Покров - счастье молодым"; "Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)"; "Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)".

   Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: "Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися" (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из "вороженного" льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

   После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу ("Покров - конец хороводам, начало посиделкам"), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: "Зазимье пришло - засидки привело"; "С Покрова пряхи по ночам засиживаются".

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки: "От Покрова до Евдокей"; "От Покрова до Крещенья"; "От Покрова до Егорья". После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

    К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: "Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает"; "На Покров последний сбор плодов". Во многих местах начинались Покровские ярмарки: "Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке"; "Подожди до Покрова: весь долг выплачу".

2.  Обрядность осенних праздников и основные элементы праздников  осеннего цикла

  Народная культура прочно связана с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.

  Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

  Считалось, что, соединяясь с музыкой и движением, слово обладает ещё большей силой. Огромную роль в праздниках играет музыкальное оформление, ритмические пляски и притопывания. Слова обрядовых песен чаще всего описывали, благополучие, довольство, изобилие, а действия изображали желаемое.

  Множество примет, пословиц и поговорок, загадок, потешек, особые плавила поведения, обрядовые игры, пляски развлечение сопровождали более значимые даты аграрного года и непрекословно соблюдались. Особым своеобразием отличаются русские народные праздники.

   Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжаются охраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются в новые. Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных календарно-трудовых праздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью

  Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. В настоящее время следует говорить не об обрядах, а о праздниках, посвященных отдельным моментам сельскохозяйственного года. Только часть из них развивалась на основе традиционных обрядов и впитала отдельные обрядовые действия, утратившие уже прежнее религиозно-магическое значение. Вместе с тем наметились различные формы проведения праздников, проходящих в общегосударственном масштабе, в общественной сфере или в семейном быту.

   Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Более того, в книге А.Ф. Некрыловой «Круглый год» читаем: «Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая - примерно от Ильина дня (20 июля / 2 августа) до Покрова (1/14 октября)»

  Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы.

Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Для приобщения к истокам русской народной культуры народные праздники проводятся уже в детском саду.

  Покров Пресвятой Богородицы - один из самых любимых и почитаемых праздников на Руси. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси всегда шли в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и предстательства Божьей Матери.

В быту простой народ увязывает день Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Покров — это первое зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада. По народным приметам «Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму»; «На Покров ветер с востока — зима холодная, с юга — к теплой зиме, западный — к снежной»; «Коли белка вылиняла до Покрова, осень будет хороша». В народном представлении праздник является межевым столбом между осенью и зимою. «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!» — говорят на Руси: «Покров — первое зазимье; Покров землю покроет — где листом, а где и снежком».

Для селянина страда миновала. И, как водится, наступило время раскрепощения, отдыха. Покров — конец летним хороводам, начало зимним посиделкам.

Скоро, девушки Покров,

Скоро нам гуляночка,

Скоро-скоро заиграет

Милого тальяночка.

На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась либо поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу. «Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собирались и пряли при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следили, потому как они работали». Парни нередко тоже приходили с работой — лапти плели, вили веревки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху».

Девушки вы, девушки,

Где берете денежки?

— Летом ягодки берем,

Зимой куделечку прядем.

«Которая девушка веретено напрядет, ей делать нечего. Тогда она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая не успевает, та схитрит — из дома полное веретено принесет и поставит. Парни любили тех, что попроворнее».

С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. «Ох ты, батюшка, — октябрь, — кряхтит мужик, предчувствуя грозящие ему новые съедающие все добытое мужицким горбом во время летней страды зимние расходы, — только и добра в тебе, что пивом взял!» Не таким приветом встречали наступление октября заневестившиеся девушки. Для них 14-е число этого заставляющего мужика «жить с оглядкой» месяца — заветный день, которого они ждали в продолжение целого года.

«Батюшка-Покров, покрой ты Мать-Сыру-Зелию и меня, молоду!» — причитали они, выходя поутру на крыльцо: «Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает? Батюшка-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!» В других местах это причитание несколько видоизменяется, — вместо «батюшки-Покрова» заклинается «Мать-Покров». По примете, если на Покров выпадал снег, это сулило много свадеб.

В Вологодской губернии, а также и в некоторых иных местах, к Покрову-дню ткали крестьянские девушки, задумывавшиеся о женихах, так называемую «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми, приличными этому случаю песнями теребили лен, пряли и ткали его, стараясь непременно окончить всю работу в один день, обыденкой. Приготовленную таким образом пелену (холстину) перед обедней на Покров несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы. Шепотом причитали они при этом: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее! Покрой ты, батюшка Покров, мою победную головушку жемчужным кокошником, золотым назатыльником!»

Все мысли у девиц в Покров — о свадьбе.

Весело Покров проведешь — женишка найдешь.

Если в день свадьбы на Покров выпадает снег — счастье молодым.

Таким образом, в понятии деревенской молодежи, все впечатления этого праздника объединялись с представлением о свадьбе. Деревенские свадьбы с их самобытной обстановкою, сохранившей в себе яркие пережитки старины, являлись живым олицетворением народной мечты, непосредственно сливающейся с самой жизнью нашего крестьянина. На этом празднике трудовой жизни пахаря — раздолье не только пиву хмельному с вином зеленым, но и еще более того песням, разливались они из конца в конец деревни свободными широкими волнами. В этих песнях — вся обрядность деревенской свадьбы, в них — вся скорбная повесть жизни русской женщины-работницы, «отдаваемой на чужую сторонушку дальнюю за чужого добраго молодца, за «чужанина», в них все ее скромные недолгие радости. Вся деревня провожала, «пропевала и пропивала» свою девушку, которой посчастливилось, с Божьей помощью, «на Покров покрыть победную голову».

Как ни гадала, как ни думала девица красная о замужестве, как ни вымаливала себе жениха-суженого, а все-таки страшно ей было покидать дом родительский, где и отец-батюшка «жалел» ее, и матушка родимая «берегла пуще глаза». Потому-то и просила со слезами она в поющейся на свадебном веселом сговоре песне:

«Ты, родимый мой батюшка,

Ты, пой, напой гостей допьяна,

Чтобы гости-то позапили,

Меня, младу-младешеньку, позабыли!..»

Но, конечно, не только о свадьбах были мысли у серьезных мужиков-хозяев — надо было проконопатить избы, заделать щели перед началом холодов, промазать рамы, привалить заваленки. Говорили по этому поводу: «Натопи хату без дров». Считали: «Чини избу до Покрова — не то не будет тепла». По обычаю в этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. Пекли блины, и это называлось «запекать углы».

На Покров скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держали в доме.

От Покрова нанимались на работу. Срок устанавливали: от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения. После уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно уходили в отходники.

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим, по суеверному обычаю, охранялись молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму».

Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось, по старинной примете, в предохранение от зимней простуды.

С 14 октября во многих местах начинались покровские ярмарки. «Приспевай, товарец к Покрову, сдам на Покровской ярмарке».

С Покрова, говорили в народе, перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зеленой, растопляющей своим теплом снега-льды. В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» — говорили в суеверной деревне, не расстающейся до сих пор со своими отжившими время поверьями, обычаями и поговорками.

Издавна повелось, что на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается", "На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима". К этому дню наши предки старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось "зазимье". Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм.

3. Проблема возрождения традиций празднования народных календарныхобрядов

    После установления Советской власти начали создаваться ритуалы новых общественных и гражданских праздников; многие ж религиозные обряды стали быстро уходить из жизни; население указывает, какие из них справляли «до коммун», «до колхозов», какие дожили до Отечественной войны. Трудные годы войны и послевоенного восстановительного периода еще больше сократили традиционные празднества.

  Но уже в 50-60 годы началось возрождение и развитие новой обрядности. При этом большую инициативу проявляли многие местные общественные и производственные организации, учреждения культуры, руководители сельских государственных и коллективных хозяйств. Публиковались инструкции, справочники, статьи, дающие рекомендации и отражающие местный опыт. Создание ритуалов новой обрядности и сценариев празднества стало делом общенародным, в котором приняли участие местные активисты, партийные и советские органы, журналисты и ученые.

Покров – наиболее любимый праздник нашей детворы – шумный, веселый, задорный, наполненный народными играми и хороводами.  Активное участие приняли в нашем празднике и родители.

    В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В связи с этим стало необходимым сравнение прежних традиционных календарных праздников и бытующих в настоящее время.

    Сейчас большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. Лишь немногие из них сохранились.

В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

В наше время духовно-нравственному воспитанию детей отводится важная роль, поскольку произошло некое отчуждение от корневых основ своего народа,  «истощение»  духовности в человеке.

В России отмечать День Матери стали сравнительно недавно, хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу. Новый праздник – День Матери празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Это двойной праздник, так как весь православный мир празднует Покров Пресвятой Богородицы, и мы отмечаем праздник День матери.

В рамках краевой акции посвященной Дню матери, в нашем детском саду было организовано чтение сказок о силе материнской любви, ее жертвенности («Легенда о матерях» Ивана Панькина, «Синица» Алексея Толстого»), разучивание стихов и пословиц о маме.

    Эмоционально переживая прочитанные сказки, дети более внимательно и чутко стали относиться к своим мамам. Им было предложено сделать портрет своей мамы с помощью разных материалов и техник. Дети с большим удовольствием и желанием занимались этой работой, старались передать всю любовь к маме в портрете.  Результатом стала  выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки». (смотреть фотоальбом)

        Для пополнения словарного запаса детей нежными и ласковыми словами о маме, помимо прочитанных сказок, бесед, знакомства с пословицами и поговорками о ней, была введена модифицированная игра «Ласковые фанты».  Детям так понравилась игра, что они решили  изготовить  медальки для своих мам с разной номинацией: самая красивая, самая умная, самая трудолюбивая, самая активная, самая ответственная, самая артистичная, самая веселая, самая терпеливая, самая серьёзная, самая талантливая, которые они вручили им на празднике  «Покрова Пресвятой Богородицы и Дня Матери» (сценарий праздника прилагается).

  На празднике дети не только пели, танцевали, читали стихи о маме, говорили пословицы и поговорки, играли, но и познакомились с православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы в культурологическом аспекте. Ребята с большим интересом смотрели сценку «Русская изба» и постигали азы православной культуры, узнали, что Матерь Божья Пресвятая Богородица наша заступница. Дети в доступной форме познакомились с заповедью «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле».

    В ходе проведенных мероприятий дети стали отчетливо понимать связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

    Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретет впервые годы своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках», поэтому воспитание любви к матери – одна из самых важных задач, которая стоит перед нами, педагогами. Такая сложная задача  невыполнима без слаженной работы коллектива и тесного взаимодействия с родителями, и она не завершается в рамках краевой акции…

Заключение

   Цель народных праздников в детском саду - ознакомление детей с существующими традициями русского народа. Детям рассказывают о нашем историческом прошлом, об устое и жизни наших предков, о великих людях, которые сделали свой вклад в развитие государства. Часто при проведении народных праздников в детском саду деток одевают в национальные костюмы. При этом они поют песни, водят хороводы.

   Музыкальные праздники в детском саду малыши, наверное, любят больше всего. Ведь во время проведения музыкального праздника в детском саду у детей есть возможность потанцевать и попеть всласть. Цель таких праздников - воспитание у ребенка любви к музыке и искусству, выявление у него склонности к танцам, пению, умению выступать на публике.

  Свято верю в то, что красота русских мелодий, мудрость устного народного творчества, «преданья старины глубокой» научат наших детей только доброму, и посеянные нами семена дадут в их душе хорошие плоды.

Литература

  1. Аникин В. Русский фольклор. М., 1985.

  1. А мы просо сеяли. М., Музыка, 1978.

  1.  Весенние капельки. Русские народные песни для детей. М., Музыка, 1983.
  2.  Дивная щука: Сборник русских народных песен /Сост. Г. Гусева - М., 1989.

  1. Забелин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992.

  1.  Ишимова А. История России в рассказах для детей. М., 1993.

  1. Как у наших у ворот. Русские народные частушки и потешки. М., 1987.

  1.  Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество. Детство/ Сост. В.П. Аникин. М., 1991.

  1.  «Народный театр» из Библиотеки русского фольклора /Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. М., Сов. Россия, 1991.

  1.  Науменко Г.М. Жаворонушки. Вып. 1-5, М., 1981-1988.

  1.  Науменко Г.М. Чудесный короб. М., 1988.

  1. От зимы до осени. М., 1979.

  1. Потешки, считалки, небылицы /Сост. А. Н. Мартынова. М., 1989.

  1.  Праздники и развлечения в детском саду. М., Просвещение, 1982.

  1.  Русские народные песни. М., 1988.

  1.  Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1984.

Практическая часть

Сценарий праздника Покрова Пресвятой Богородицы и

 Дня Матери.

Вед. Добрый день, дорогие друзья, мир вам.

         Прежде всего, я от души поздравляю всех присутствующих здесь          женщин с праздником любви, доброты и мудрости, с днём матери!

   Сегодня у нас двойной праздник. Весь православный мир празднует Покров Пресвятой Богородицы, и в последнее воскресенье осени мы отмечаем праздник День матери.

         Воздавая должное  материнскому труду, в этот день хочется сказать слова благодарности всем МАТЕРЯМ, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!

       И пусть каждой из вас чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети. Сегодня праздник, а в праздник принято дарить подарки. Мы решили не отступать от этой замечательной традиции и подарить вам, то,  что с одной стороны будет таким же, как у всех, а с другой стороны будет восприниматься каждой из вас, как что- то очень индивидуальное.

          Встречайте! Лучший подарок – это ваши дети!

Входят дети.

Вед. Ребята, какое самое главное слово?  Какое самое первое слово?

Дети: МАМА

Вед. Самое прекрасное слово на земле МАМА. Это слово, которое звучит одинаково прекрасно и нежно  на всех языках мира – МАМА!

1 р.   МАМА- это самое главное слово!

2 р.   МАМА- это слово понятное всем людям Земли!

3 р.   МАМА- это самое близкое и дорогое слово!

4 р.   У каждого ребёнка на Земле должна быть мама!

5 р.   И сколько бы ни было человеку лет 5, 20 или 50, ему всегда нужна          мама. Её ласка, её взгляд. И чем больше наша любовь  к маме, тем радостнее и светлее жизнь.

6 р.   Все мамы любят своих детей .

7 р. Мамочек красивых , добрых и любимых.

        Мы сейчас поздравим

        Песню вам подарим.

ПЕСНЯ « МАМА»      

  Мама- первое слово, главное слово в каждой судьбе.  

  Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе.

  Так бывает – ночью бессонною

  Мама потихоньку всплакнёт ,

  Как там дочка, как там сынок её.

  Лишь под утро мама уснёт.

  Мама- первое слово, главное слово в каждой судьбе.

  Мама Землю и небо , жизнь подарила мне и тебе.

  Так бывает если случится вдруг

  В доме вашем горе- беда,

  Мама – самый лучший, надёжный друг-

  Будет с вами рядом всегда.

  Мама первое слово ,главное слово в каждой судьбе

  Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе

.ВЕД. Покажем мы мамам заботливым нашим

 Как мы веселимся играем и пляшем.

РИТМОПЛАСТИКА «Божья коровка» (берут атрибуты у центральной стены).

Ребенок:

       Как жалко, что недели так медленно летят,

       Что дети, как родятся, не  сразу говорят,

       А то бы, только, только я маму увидал,

       Так тут же бы, так сразу «спасибо ей  сказал»

       За то, что я родился за то что я живой, ,за то

       Что рядом с папой иду сейчас домой.

       За то, что дверь откроем и знаем наперед,

       Что мама напевает и нас к обеду ждёт !

ВЕД. Мам мы наших поздравляем   и здоровья вам желаем.

РЕБ.

Маму будем мы любить,

Мамой будем дорожить .

Лучше мамы нет на свете, говорят об этом дети . 

Ребенок:

        Слово мама – дорогое. Мамой нужно дорожить.                                                 

        С ее лаской и заботой легче нам на свете жить.

         Помнишь был еще младенцем, И она в тиши ночной,

       Словно Ангел у постели Охраняла твой покой.

ВЕД. Действительно для любого человека слово мама- дорогое!

          Мы все очень любим своих матерей и эту любовь выражаем в обращении к ним, в том, как мы их называем.

Ребята, а как ласково можно назвать маму?

ДЕТИ: мамочка, мамулечка, мамуленька, матушка, мамушка, маменька, мати, маманюшка.

ВЕД. Ребята вы заметили, что словами мати, матушка, маменька мы сейчас не обращаемся к мамам. Так называли  маму в далекие времена. Давайте заглянем в наше прошлое.

СЦЕНКА «РУССКАЯ ИЗБА»   

(Открывается занавес. В ней мать и дочь одеты в русские костюмы. Дочь качает куклу в колыбельке. Мать наводит порядок в горнице:  застилает скатерть, ставит на стол самовар, протирает его.)

ДОЧЬ:  Баю-баюшки, баю, сидит котик на краю,

            Сидит котик на краю

            Моет мордочку свою,

            Моет умывается, мамку дожидается.

Диалог матери и дочери:

            Д  -.Матушка, для чего горницу украшаешь?

           М - Скоро праздник иконы Божьей Матери.

            Д.  А у всех в доме есть иконы Богородицы?

               М.- Конечно, как же без неё, без заступницы нашей.

                 ( Берёт икону,  протирает её, целует, креститься).

           М.-Пресвятая Богородица. Спаси нас.

          Д. – Матушка, расскажи мне про Богородицу?

          М. – Ну, хорошо, расскажу.

(снимает икону, садится на стулья)

М. – Пресвятая Богородица – великая и милосердная заступница за                     всех христиан, как мать за своих детей. Мы молимся Матери Божией, зная о том, что она ближе всех к Богу. Ради ее материнской любви и ее молитв за нас, Бог прощает многие наши прегрешения.

(ставит икону на место, дочь берет из колыбельки куклу)

Д. – Послушай меня дитятко, я тебе тоже рассажу. Богородица – Бога родила. Она его мати. Сам господь ее слушался и нам, людям, дал заповедь «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». Вот и ты меня, дочка, почитай. Матушка, а как это почитать?

М. – Это значит слушаться, помогать, заботиться, любить, беречь, ухаживать, когда родители заболеют или станут старенькими.

Д. - Матушка, давай помолимся.

М. – О милосердная, Мати Пречистая,

         Безмерна Твоя к нам любовь

         Ты нам заступница в скорбях пребыстрая

         Ты наша мать и покров

   «Мама»      Шорохов

Мама снова от забот к вечеру устанет,

Свечку тонкую зажжет, на колени встанет

Радом с ней и встану я, Богу помолится,

И молитвочка моя тихо затеплится.

Богородица на нас милостиво глянет

И на сердце у меня так отрадно станет.

Ребенок:

У матерей святая должность в мире –

Молиться за дарованных детей

И день и ночь в невидимом эфире

Звучат молитвы наших матерей.

Одна умолкнет, вторит ей другая.

Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.

Но матерей молитвы не смолкают

За дорогого сына или дочь.

Ребенок:

Господь молитвам матерей внимает,

Он любит их сильней, чем любим мы.

Мать никогда молится не устанет

О детях, что еще не спасены.

Ребенок:

Всему есть время, но, пока мы живы,

Должны молится, к Богу вопиять.

В молитве скрыта неземная сила,

Когда их со слезами шепчет мать.

Как тихо. Во дворе умолкли птицы,

Давно уже отправились все спать.

Перед окном склонилась помолиться

Моя родная любящая мать.

Ведущая

Это бережное и нежное отношение к матери, народ предавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках.

1)       При солнышке тепло (при матери добро)

2)       Материнская забота в огне не горит (и в воде не тонет)

3)       Птица рада весне, (а младенец матери)

4)       Материнская ласка (конца не знает)

5)       Для матери ребенок (до ста лет дитенок)

6)       Материнская забота (со дна моря спасет)

7)       Лучше матушки (друга не сыщешь)

8)       Без матушки родной и цветы (не цветно цветут)

9)       Нет милее дружка (че родная матушка)

Ребенок:

«Иконка»

Над кроватью чуть в сторонке, Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд Ее лучится; если мама отлучится,

То не страшно мне одной – Матерь Божия со мной

Утром рано я проснусь на икону помолюс

Ребенок:

«Покров»

Облетела с ветвей листва, месяц в тучах нашел ночлег

И на самый день Покрова выпал чистый-пречистый снег.

Он надежно укрыл собой поле, лес и родимый кров

Всем напомнив, что над землей Богородица держит Покров

Ведущая

Каждый из нас ощущал на себе Покров Пресвятой Богородицы. Она как родная мамочка помогает, защищает нас от различных бед.

И какой же осенний праздник обходится без веселых игр.

Игры: 1.  «Помоги маме развесить белье»;

            2. «Наряди маму на праздник»;

            3. «Помоги маме перебрать фасоль»;

            4. «Собрать портфель в школу» (ребенок держит портфель, а мама собирает его закрытыми глазами»

Вед. Добрый день, дорогие друзья, мир вам.

         Прежде всего, я от души поздравляю всех присутствующих здесь  женщин с праздником любви, доброты и мудрости, с днём матери!

     Сегодня у нас двойной праздник. Весь православный мир празднует Покров Пресвятой Богородицы, и в последнее воскресенье осени мы отмечаем праздник День матери.

         Воздавая должное  материнскому труду, в этот день хочется сказать слова благодарности всем МАТЕРЯМ, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!

          И пусть каждой из вас чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети. Сегодня праздник, а в праздник принято дарить подарки. Мы решили не отступать от этой замечательной традиции и подарить вам, то,  что с одной стороны будет таким же, как у всех, а с другой стороны будет восприниматься каждой из вас, как что- то очень индивидуальное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.

Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...

Сценарий общешкольного праздника "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" (Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины – матери. «Нет тебя дороже») , посвящённый Дню Матери в России.

Цели для команды детей:  -  Выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.Задачи:  Формирование у учащихся  представлений о земной жизни Пре...

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»   Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребе...

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: "Покрывает все Покровом Богородица Сама"

Сценарий праздника для детей старшей группы, подготовленный с целью знакомства детей с православием....

Литературная гостиная, посвященная празднику «Введение во храм Пресвятой Богородицы» в подготовительной группе детского сада (возраст 6-7 лет).

Цель: Познакомить детей с православным праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы» через поэзию и искусство.Задачи:1.Донести до детей и родителей богословский смысл праздника.2...