Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".
презентация по теме

Копотилова Светлана Юрьевна

Развитие речи через воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие речи через воображение»

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер-класс

по теме: «Развитие речи через воображение».

   Теоретическая часть:

   На   протяжении дошкольного детства  воображение  ребенка постепенно   превращается из деятельности, которая  нуждается во  внешней опоре  (прежде всего на  игрушки), в  самостоятельную внутреннюю  деятельность, позволяющую  осуществить элементарное словесное (сочинение сказок,  стихов,  историй) и  художественное  (рисунки) творчество.

   Воображение ребенка  развивается в связи с усвоением речи. Речь  позволяет детям представлять предметы, которые они  никогда до этого  не  видели.  Показательно, что  задержки в  речевом развитии сказываются и на  развитии воображения, ведут к его  отставанию, обеднению.

Существуют три  группы  факторов, доказывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием.

Во – первых,  само речевое развитие ребенка  существенно  продвигает и развитие его воображения.

Во - вторых, задержанные  в речевом развитии дети  оказываются  отсталыми и в  развитии  воображения.

В  – третьих,  не только  появление речи, но и  важные его  моменты в ее  развитии  являются  в то же  время узловыми  моментами и в  развитии  детского  воображения.  

  Речь   освобождает  ребенка от его  непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет,  которого он не  видел. Речь может участвовать в  процессах  наглядного моделирования, построения модельного отображения действительности и  выражать уже сложившиеся модельные представления.  Содержащаяся  в рассказе пространственная терминология  вначале  направляет  и  корректирует построение  наглядной модели пространственной ситуации, а  затем служит выражением сложившихся  модельных представлений о  пространственных   взаимоотношениях  предметов.  Специфическая форма опосредования мыслительной деятельности дошкольников – наглядное моделирование. Оно выступает как одна  из  общих интеллектуальных  способностей, которая  обнаруживается  при  решении  самых разных задач.  Развитие  наглядного моделирования включает в  себя  овладение действиями  замещения, построение  модели и ее  использование для  решения задач.  Овладение указанными действиями происходит в процессе перехода от  построения и  применения внешних материальных моделей к  функционально  эквивалентным им  модельным представлением.

      Первоначально   детям  следует  освоить  действие  замечания:     научиться  использовать различные  заместители  предметов.  На этом этапе  решается  двоичная задача:  с одной стороны, задания на  замещение развивают умение использовать  «опредмечивающий» образ, а с  другой – эти  задания создают основу для  перехода к действиям моделирования.

Затем  дошкольники могут  перейти к  двигательному моделированию, придумывая и разыгрывая все действия с  заместителями самостоятельно.

После этого  намечается переход к  использованию предметной наглядной модели. Теперь детям необходимо по  заданной взрослым пространственной модели – плану придумать и рассказать  собственную историю.  При  этом  модель должна организовать и  направлять  их  фантазию, помогая создавать сюжетно организованные произведения.

  Далее дети   могут  научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т.е. составлять сначала наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное произведение. Освоив эту деятельность, они  смогут составлять подобный план в уме.

Для  повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное общение детей по построению и  использованию моделей как для  последовательного  и осмысленного  пересказа художественного произведения, так и  для  сочинения собственных  историй.

  В работе  с детьми  удобнее  всего  использовать сказки.

Сказка -  один из  наиболее  доступных для  дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается четкой структурной организацией.

Итак, давайте, уважаемые коллеги, попробуем вместе с вами  определить цель (коллективная постановка цели)

 Цель работы с дошкольниками :        

  Обучить  детей  построению и  использованию моделей для  пересказа художественного произведения и для  сочинения собственных  историй.

Данная цель  предполагает 4 этапа:

1.Введение  «опредмечивающего» образа на  материале овладения   действиями  замещения (2 младшая группа);

2.Двигательное  моделирование (средняя группа);

3.Использование  готовой модели при  пересказе  сказки (старшая группа);

4.Использование  готовой  предметной модели при  создании собственных  произведений, самостоятельное  построение детьми модели собственного  сочинения.

   Отнесение  того или иного этапа к  определенной возрастной группе  достаточно условно, т.к. зависит от уровня развития конкретных детей.

  На  первом этапе  обучения  основная задача – развитие у  детей  принятия  замещения  персонажей сказки и  отдельных предметов: подбор  заместителей по  определенному  признаку.

Практическая часть:

  Для отработки умения выбора заместителей предлагаю вам, уважаемые коллеги, использовать дидактическую игру: «Какая это игрушка?».

В этой игре может участвовать вся группа, но лучше ее проводить по подгруппам из 7-10 человек.

Цель:  научить  придумывать разнообразные ответы, основываясь на  одном и том же схематическом изображении  предмета.

Материал: набор  из 6-10 карточек, на каждой нарисована одна фигурка, представляющая собой  схематическое изображение нескольких предметов.

Ход игры:

Предлагаю вам, глядя на  картинку, придумать, на  какую игрушку (предмет)  похожа изображенная на  ней фигурка. И так каждую следующую картинку. Ответы не должны повторяться, вы имеете возможность предложить свои варианты ответов (приложение 1, рисунки 1-2).

После того, как отработали умение пользоваться заместителями, можно перейти к построению и использованию моделей для пересказа художественных произведений. Для этого удобнее всего использовать сказки. На начальном этапе работы лучше всего предлагать детям  такие сказки как «Репка», «Теремок», «Три медведя».

Следующее задание:

Сейчас предлагаю вспомнить сказку «Репка», после чего  вам необходимо подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей вы выбираете в соответствии с сюжетной линией (приложение 2, рисунок 2).

Коррекционно-развивающее занятие  в младшей группе В.Л. Шарохина №3 стр.17

Психолог:

  1. Сегодня к нам в гости пришла сказка. А главная героиня этой сказки желтая, круглая. Как вы думаете, что это? Что бывает желтым и круглым?
  2. Правильно. А репка, какая?

  1. Вспомните, в какой сказке говорится про репку.

  1. Желтым и круглым бывает солнышко, шарик, мяч, тарелка, колобок, солнечный зайчик…

  1. Желтая, круглая.

  1. Сказка так и называется «Репка».

Прикрепляется изображение репки к фланелеграфу.

  1. Посадил дед репку. А сколько репок посадил дед?

  1. Дед посадил одну репку.

Прикрепляется изображение деда к фланелеграфу.

  1. Выросла репка большая –

пребольшая. Какая репка выросла?

  1. Большая-пребольшая.

Психолог и педагоги показывают руками размер репки.

  1. А дальше что было?

  1. Один дед не мог вытянуть из

земли. А кого он позвал себе на помощь?

  1. Стал дед репку тащить из земли. Тянет - потянет, вытянуть не может.
  2. Сначала бабку, потом внучку,

 Жучку, кошку, а помогла вытянуть репку маленькая мышка.

Педагоги называют персонажей сказки, психолог прикрепляет их изображения к фланелеграфу.

  1. Давайте их сосчитаем.

Психолог показывает указкой на изображения героев, считает, педагоги хором повторяют.

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
  2. Всего шесть героев сказки. Назовите их еще раз.
  3. Педагоги, у каждого на столе стоит тарелочка, в ней лежат геометрические фигуры. Какие это фигуры?
  4. Сколько кругов?
  5. Сколько квадратов?
  6. Положите перед собой круг. Это репка.

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
  2. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
  3. Круг и квадраты.

  1. Один круг.
  2. Много квадратов.

Психолог прикрепляет большой желтый круг к фланелеграфу под изображением репки. Педагоги берут из тарелочки круг, кладут на стол.

  1. Найдите самый большой квадрат. Какого он цвета?
  2. Положите квадрат справа от репки – это дед. Кто это будет?

  1. Он синего цвета.

  1. Это дед. Это дедка.

Психолог прикрепляет большой синий квадрат к фланелеграфу.

  1. Теперь найдите квадрат поменьше. Какого он цвета?
  2. Это будет бабка.

  1. Он красного цвета.

Аналогичная работа проводится с остальными квадратами.

  1. У каждого из вас получилась такая же картинка?

Психолог просит педагогов сравнить полученный ряд  с образцом.

Син.

Жел.т.лт.

Зел.

Кр.

      жежеСер.

Черн..

Кор.

  1. Молодцы! Давайте посчитаем геометрические фигуры.

Педагоги при помощи психолога считают фигуры.

  1. А кто сможет аккуратно сложить фигуры в тарелочки?

Педагоги складывают фигуры.

Рефлексия

Насколько удачен был предложенный опыт работы?

Можно ли использовать такие приемы для развития речи с опорой на воображение?

 

 Приложение 1

Рис. 1  Карточки для игры,  «Какая это игрушка?»

     

     

     

   

   

   

Рис. 2  Картинки для игры,  «Какая это игрушка?»

Приложение 2

        

Рис. 1

По сюжету русской народной сказки «Три медведя».

Плакат с изображением трех прямоугольников коричневого цвета.

Рис. 2

По сюжету русской народной сказки «Репка».

Плоскостные изображения (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).

Наборы геометрических фигур(круг, шесть квадратов разной величины).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения не только появление речи, но и важные его моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения ФАКТОРЫ

Слайд 3

Цель работы с дошкольниками: Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй. Данная цель предполагает 4 этапа: 1.Введение « опредмечивающего » образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа); 2.Двигательное моделирование (средняя группа); 3.Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа); 4.Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения.

Слайд 4

Практическая часть: Использование « опредмечивающего » образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа ). По сюжету русской народной сказки «Репка».

Слайд 6

Насколько удачен был предложенный опыт работы? Можно ли использовать такие приемы для развития речи в работе с детьми с опорой на воображение? РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »

   Доклад – презентация к педагогическому совету на тему:   «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...

Сообщение на тему:" Развитие речи через воображение "

В сообщение говориться о том,как можно развивать воображение детей через образы,как помочь ребёнку запоминать и воспроизводить материал....

Всеобуч для родителей "Развитие речи через воображение"

Слово как глубокий колодец - источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно - побольше: целое ведро, можно много ведер достать, и все равно не вычерпать.Вот и мы с вами должны понимать сам...

Развитие речи через воображение

методы направленные на развитие речи у дошкольников. Мнемотаблицы, схемы...

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»...

Мастер-класс для родителей по развитию речи через подвижные игры

Мастер-класс для родителей по развитию речи через подвижные игры...