Сообщение на тему:" Развитие речи через воображение "
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Полякова Оксана Семёновна

В сообщение говориться о том,как можно развивать воображение детей через образы,как помочь ребёнку запоминать и воспроизводить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_voobrazhenie.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

В работе с детьми, я стала обращать внимание, что многие дети испытывают определённые трудности при пересказе худ .произведения или собственных сочинений. Им трудно составить план текста ,чтобы последовательно предать объективное содержание воспроизведения наиболее значимые по смыслу эпизоды. Сочинение историй основывается на специальном предварительном речевом планировании. Основой речевого планирования может быть пространственная модель, фиксирующая последовательность наиболее существенных событий. Обучение предварительному планированию можно осуществить на основе пересказа детьми различных текстов, что существенно поможет проявлению произвольности функций воображения. К основным вопросам при рассмотрении развития воображения относятся вопросы о специфике средств, которые испытывает ребёнок при создании продуктов воображения, и формировании произвольности функции воображения. В развитии воображения ребёнка на протяжении дошкольного периода, происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем :

- увеличивается объём сохраняемых представлений;

- благодаря росту культуры восприятия и представления о предметах и явлениях, становятся всё более осмысленными и чёткими;

- представления становятся связными и системными. Они могут быть объединены в группы, категории или картины;

-растёт подвижность сохраняемых образов. Ребёнок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях;

- становясь осмысленными, представления всё больше подчиняются управлению.

На протяжении дошкольного детства, воображение ребёнка, постепенно превращается из деятельности, которая во внешней опоре (прежде всего на игрушки ), в самостоятельную внутреннюю деятельность позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество (сочинения сказок, историй, стихов; рисунки ). Воображение ребёнка развивается в связи с усвоением устной речи. Речь позволяет детям представить предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения, ведут к его отставанию, обеднению. Существует три группы факторов, доказывающих связь воображения ребёнка с его речевым развитием. Во-первых, само речевое развитие ребёнка существенно продвигает и развивает его воображение . Во-вторых, в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. В- третьих, не только появление речи, но и важные моменты в развитии детского воображения. Речь освобождает ребёнка от его непосредственных впечатлений, даёт возможность представить себе предмет, которого он не видел. При анализе развития воображения, с точки зрения овладения его специфическими средствами, неизбежно встаёт вопрос о роли и соотношении образных и словесных средств. Воссоздание образа в мыслительном плане, требует от ребёнка владения речью. Речь обеспечивает умение сравнивать, рассуждать, критически осмысливать то, что получилось в результате совершённого действия. Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное обучение детей построению и использованию моделей , как для последовательного и осмысленного пересказа  художественного произведения, так и для сочинения собственных историй. В работе с детьми, удобнее всего использовать сказки. Сказка, один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается чёткой структурной  организацией. Чёткость членения сказки на смысловые части, которые носят характер эпизодов, отличающихся друг от друга составом персонажей и характером их действий, позволяет строить её модель, передающую  развитие содержания (временные отношения) через последовательность основных эпизодов (пространственная модель ). Итак, обучение детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй предполагает 4 этапа :

1.Введение «опредмечивающего образа на материале овладения действиями замещения ( 2 мл.группа )

2. Двигательное моделирование (средняя группа)

3. Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа)

4. Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения (подготовительная группа)

Отнесение того или иного этапа к определённой возрастной группе, достаточно условно, т.к. зависит от уровня развития конкретных детей. На первом этапе обучения, основная задача - развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметои подбор заместителей по определённому признаку. Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактическую игру: « Какая это игрушка ?»,так же сказки : « Три медведя», «Репка», « Теремок». Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители – персонажи сказки . Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая лёгкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми объектов ( их признаках ).

Практическая часть. Игра: « Какая это игрушка?»

В этой игре участвует вся группа, но лучше её проводить по подгруппам из 3-7 человек.

Дидактическая задача : научить придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

Материал : набор карточек ,на каждой из которых нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек, картинки с изображение игрушек. Воспитатель предлагает детям, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку похожа изображённая фигурка. Показываем первую фигуру из набора.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»

Открытое занятие на Метод,Обьединении по развитию речи Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»...

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Самообразование на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» в первой разновозрастной группе «Пчёлки»

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...