"Развитие математического мышления у детей"
статья (младшая группа) на тему

Аникеева Жанна Евгеньевна

Сообщение на педсовете по теме" Развитие математического мышления у детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_matematicheskogo_myshleniya_u_detey.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие математического мышления у детей»

( младший возраст).

Как известно, творчество и творческое мышление тесно связано. Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Некоторые последователи подчеркивают: мышление и воображение,  равно необходимые компоненты творчества. Поэтому продуктивное обучение творчеству возможно только при одновременной активизации этих процессов.

Творческая фантазия не может быть без определенного запаса информации, без её анализа и синтеза.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

При этом роль несложного занимательного материала: определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать детей, развивать их умственную способность, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Дети очень активны в восприятии задач- шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут решения, которые ведут к результату. В этом случае, когда занимательные задачи доступны ребёнку, у него складывается положительное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,  которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:

- практическими / действия в перекладывании, подбора/;

 -/мыслительными / обдумывание хода, предугадывание результата,

предположение решения/.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска предшествует практические действия. Дети осуществляют поиск путём сочетания мыслительных и практических проб.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления у детей используют различные виды нескольких логических задач и упражнений.

Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры / нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры/. Занимательные вопросы, задачи, загадки используются педагогом и в ходе занятия по математике с целью уточнения знаний детей о геометрических фигурах и т.д.

Прежде всего, мы должны добиваться, чтобы ребёнок в процессе восприятия объекта /какой либо фигуры/ ассоциировал его существенные внешние признаки с названием и запоминал это название как геометрическое понятия.

для этого используем соответствующие детали строительного материала, игрушки, кольцевую, а позже и ребристую пирамидку, кружочки и прочие плоскостные фигуры, вырезанные из плотной бумаги, фанеры и др. материалов. Признаком запоминания являются умения ребёнка по требованию педагога взять и показать фигуру, вылепить её из глины, или пластилина, нарисовать, использовать во время конструирования, аппликации, уметь найти соответствующую форму в окружающей обстановке или, наоборот, правильно назвать фигуру, показанную воспитателем в натуре или на рисунке. Дошкольник, конечно, не может дать точного определения, что такое треугольник, квадрат и т.д. Однако он легко усваивает и находит в окружающей обстановке эти формы. Ребёнок называет геометрические фигуры, объясняет, чем именно отличаются разные по форме геометрические фигуры. Учим детей соответствующим словам /терминам/, которые дают возможность рассказать о существительных признаках геометрических тел. Эти термины последовательно вводим время выполнения детьми разнообразных тренировочных упра:жнений и познавательных заданий. Первые сведения дети получают во время игры.

Со второй младшей группы, на основе накопленного на занятиях сенсорного опыта, детей знакомят с названиями /круг, квадрат/. Наши дети легко выделяют, различают и называют эти формы.

Дошкольники обводят контур, проводят рукой по поверхности моделей. Таким образом, происходит общее восприятие формы. Для сравнения форм используем приёмы наложения и приложения, учим детей находить эти формы в окружающей обстановке, например: мячик и тарелка - круглые, а книга и ящик - квадратные, лист бумаги - с уголками.

На каждом занятии обязательно даём детям геометрические формы в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...

Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...

Развитие математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги! На протяжении десяти лет я работала над темой: «Развитие математического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Буду рада поделиться с вами своими наработками, накопленным...

Консультация для родителей. Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста

Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста...

Родительское собрание "Эффективные технологии развития математического мышления у детей дошкольного возраста"

Работа с родителями по теме "Эффективные технологии развития математического мышления у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Пять стратегий развития математического мышления у детей"

Если у ребёнка сложности с математикой, то первое желание родителей — больше заниматься... Однако для успеха в занятиях в первую очередь нужно, чтобы ребёнок захотел заниматься и понял, зачем ем...

Консультация для родителей Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейИгры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста Игра «Бусинки» Цветные бусины разных размеров и форм — прекрасный материал...