Роль мини-музея в формировании исследовательской деятельности у ребенка.
статья по теме

Попова Ирина Валериевна

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

В последнее время музейная педагогика  прочно входит в практическую работу  дошкольных образовательных учреждений. Наблюдается нехватка духовного и патриотического воспитания у подрастающего поколения. Приоритетной целью развития музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях становится создание условий для развития интересующейся, творческой ,духовно воспитанной личности.

Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Родители часто водят своих детей в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат  ими  не достигается – дети не заинтересовываются. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

В последнее время музейная педагогика  прочно входит в практическую работу  дошкольных образовательных учреждений. Наблюдается нехватка духовного и патриотического воспитания у подрастающего поколения. Приоритетной целью развития музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях становится создание условий для развития интересующейся, творческой ,духовно воспитанной личности.

Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Родители часто водят своих детей в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат  ими  не достигается – дети не заинтересовываются. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка.

Музей позволяет ребенку увидеть те предметы ,с которыми он не может столкнуться в современной жизни. Самовар, корыто, ухват, печка, прялка, корыто, лапти -вещи о которых ребенок слышит в художественных произведениях, видит в иллюстрациях.

Именно поэтому решили идти более доступным для детей методом от простого к сложному.. С «экскурсии» по мини-музею детского сада до плановых экскурсий в музеи нашего города..

На предварительных  занятиях в детском саду педагог открывает для детей неизведанный для них мир- музейных экспонатов :знакомит с историей, значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры.

Но практического опыта общения с  подлинником у  детей нет. Даже в музеях…экспонаты хранятся в витринах ,и сами экспонаты воспринимаются только визуально.

В мини-музее «Берегиня» контакт ребенка и экспоната самый близкий. Встреча детей с подлинной стариной сопровождается всплеском чувств и эмоций. «Ощущение вечности» испытывает ребенок держа в руках предмет  ,которым когда-то  в быту пользовались наши предки.

И в дальнейшем в стенах уже настоящего  музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают знакомство с предметами, опираясь на материал музейной экспозиции детского сада.

Видя интерес  детей, многие родители  и педагоги оказали активную помощь в создании коллекции старинных русских кукол  для мини –музея.(крестовка , пеленашка ,кубышка, утешница)

Работа нашего музея продолжается, надеемся, что она позволит  заложить основы исследовательской  культуры освоения ребенком предметов и вещей русского быта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...

Формирование исследовательской деятельности у детей старшего возраста через изучение жизни дерева на основе проектного подхода

Ведущая идея опыта заключается в активизации интереса детей к познанию окружающего мира, решении исследовательских задач, нахождения способов их решения, развитии мыслительных процессов, формировании ...

Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...