Игры - своеобразная школа ребенка.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Маценко Марина Фёдоровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

     С трудом  можно себе  представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые  обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям.

     Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в необозримо разнообразных играх. В игре удовлетворялась жажда действия, предоставлялась обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывались умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.  В играх был  залог полноценной душевной жизни в будущем. Не игравший в детстве ребенок никогда, став взрослым, не развернет своих человеческих потенций.  Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребенок будет жить долгие годы.  И прав был А.В. Луначарский, сказавший: «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры».

     Игры – своеобразная школа ребенка. В ней свои «предметы», «дисциплины». Одни из них развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают сообразительности, вниманию. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Игры проникнуты  принципом справедливости, воздания по заслугам. Дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установлениям и порядкам. Новейшая педагогика называет эту  функцию игры средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Этим особенно интересны считалки.  С их помощью определяют того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

     Простейшая считалка – простой пересчет, иногда до трех, пяти, шести вроде:

                                                                Раз, два, три –

                                                                Поди водить ты!

    Короткий стихотворный счет с четким  скандированием слогов может и не называть, что делать тому, на ком окончился счет:

                                                                Раз, два, три –

                                                                Полетели комары!

    Для считалки характерно пересчитывание при помощи заумных, придуманных слов, нагромождения их заумных сочетаний:

                                                                Чирики, мирики,

                                                                По кусту, по насту,

                                                                По елову кабасту и проч.

    Тем самым считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Полагали, что есть счастливые и несчастливые числа. С числами три, семь, девять, двенадцать, сорок один и другими связывали удачи и неудачи, личную судьбу. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети: ведь многие детские игры имитируют охоту на зверей, уход за посевом, ловлю птиц и другие серьезные занятия в жизни.

     Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие самая возможность играть словами, - возникают забавные в своей нелепости сочетания слогов и слов: Перя, Еря, Суха, рюха, пята, Сата, Ива и проч. Словесные «эксперименты»  создают комический речевой эффект: « За черемя, за беремя, за старого, за Петра, Петровича, Егорыча, Труса» и проч.

    Игры детей можно разделить по составу на простые, даже простейшие,  и сложные – со значительным драматическим действием. Простые игры, доступные разумению самых маленьких детей: двое, трое берутся за руки – взнуздывают себя, взяв в зубы веревочки; концы держит кучер. Он погоняет лошадей: «Пошел, пади!». Более сложная и требующая участия большего числа детей – игра в «Кошки и мышки».  Воспроизведение целых сцен,  с достаточно развернутым обменом репликами, предполагает игра в «краски».   В Нижегородской губернии играющие, назвавшись кто красной, кто – синей, кто – желтой или иной другой краской, ждут прихода черта. Красками владеет ангел.  Черт стучится в дом.  «Стук, стук у ворот». Начинается диалог.  Ангел спрашивает: «Кто тут?» - «Идет черт-косорот». – «По что?» - «По краски». – «На что краски?»  - «Сани красить». – «Почто сани?» - «Жениться хочу». – «Какие надо краски?» Черт называет и, если краска оказывается, уводит ее в сторону. Потом происходит сцена у черта с расспросами, где был, что ел, да что там наверху. Черт гримасничает, стараясь рассмешить краску. Засмеявшийся остается у черта, а неулыбнувшийся возвращается к ангелу. Игра требует самообладания и умения смешить.

      Детские игры могут и не включать игровые изобразительные моменты, быть просто соревнованием в ловкости, силе, быстроте бега, умении прыгать, владеть мячом, скакать через веревочку.

     Затейливость игры зависит от степени наполнения действия содержанием, а содержание – от самих играющих, которые могут вносить в традиционно устойчивый порядок изменения, выдумку. Время подновляло игры, не ломая их традиционного костяка.

      В детских играх сохранилось значительное число культурных пережитков. Такова знаменитая игра в «Горелки», занимавшая и детей, и девушек, и юношей. Игра прозрачно воспроизводит брачные игрища древности с их соперничеством и борьбой за невесту.  

                                                             - Горю, горю жарко,

                                                               Горю, горю ясно!

                                                             - О ком горишь?

                                                             - Хочу красную девицу!

                                                             - Какую?

                                                             - Тебя молодую.

       В детском обиходе «Горелки» устранили прямоту брачного вызова игры взрослых и, утратив серьезное значение обрядово-магического действия, пополнились новыми мотивами. По образу прежних,  создавались и новые игры: «В цари», «Палач», «В разбойники», «Беглые», «Почта» и другие. Во все времена дети играли в дела и общественные порядки взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодых родителей "Игра в жизни ребенка раннего взраста"

Практическое занятие с родителями о том, какие игрушки нужны детям раннего возраста....

Игра в жизни ребенка важный вид деятельности - это школа нравственного поведения.

Игра одна из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.Наши дети растут более организованными и дисциплинированными....

Консультация для родителей "Игра-своеобразная школа чувств"

Консультация для родителей "Игра-своеобразная школа чувств"...

Как настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры помогут подготовить ребенка к школе?

Как настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры помогут подготовить ребенка к школе?...

Деловая игра «Готов ли ребенок к школе»

Деловая игра с родителями на тему:«Готов ли ребенок к школе»       Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то пр...

Игры для подготовки ребенка к школе. Подвижные игры на умение управлять собой.

Игры для подготовки ребенка к школе.Подвижные игры на умение управлять собой. Некоторые дети отлично могут посчитать скороговоркой «один, два, три» до 20, а то и...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Игры при подготовке ребенка к школе»

Повышение компетенции родителей в вопросах развития дошкольника; оказание практической помощи родителям будущих первоклассников....