Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (средняя группа) на тему

Шойжинимаева Должинжаб

 

Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon broshyura.doc600 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего специального образования

«Балашовское музыкальное училище (техникум)»

Проектная деятельность студентов

как средство формирования профессиональной, социальной,

творческой личности будущего специалиста

Авторы:

Вишникина Ольга Александровна, Моргунова Марина Михайловна – студентки II курса специальности

«Хоровое дирижирование»

Руководитель:

Изосимова Светлана Алексеевна – преподаватель БМУ(Т),

классный руководитель группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство»

Балашов - 2011

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………….................3
  2. Проектная деятельность студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство»………………………….......4
  1. Учебный проект…………………………………………....4
  2. Исследовательский проект………………………….….....7
  3. Информационный проект…………………………….…...8
  4. Социальный проект…………………………………..…...10
  5. Творческий проект………………………………………...11
  1. Заключение………………………………………………………………....14
  2. Список литературы………………………………......……………………15

Введение

Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим специалистом, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть неординарной личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Только это позволит быть конкурентоспособным, востребованным специалистом.

Одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов является проектная деятельность. Именно данный вид  деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в команде.

Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектирование помогает нам в осознании роли знаний в жизни и обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт  условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.

Проектная деятельность студентов классной группы

«Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство»

Третий год подряд в нашем училище проводится конкурс студенческих проектов «Наша инициатива» (автор проекта заместитель директора по воспитательной работе Морозова О.А.). В конкурсе принимают участие студенты всех специальностей. Лучшие проекты получают финансовую поддержку администрации БМУ(Т).

Осуществляя работу над проектами, мы - авторы, организаторы и участники, - формируем команду проекта, формулируем его актуальность, составляем  детальный план, продумываем бюджет проекта, определяем и распределяем обязанности в команде, в ходе проекта обучаем участников необходимым навыкам и умениям и, наконец, достигаем поставленных целей.

 Нашей классной группой «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» накоплен достаточно большой и интересный опыт проектной деятельности. Мы предлагаем вашему вниманию проекты, которые были успешно реализованы нами и получили высокие оценки и положительные отзывы администрации и преподавателей БМУ(Т).

Учебный проект

Одной из наиболее эффективных форм воспитания студенческой молодежи является вовлечение студентов в творческую деятельность, связанную с их профессиональным становлением. Практическая работа студентов  –  необходимое средство формирования профессионального облика специалиста любого профиля.

Воспитание музыкой - это серьёзный и длительный духовный процесс, который продолжается всю жизнь. Очень важно с раннего возраста привить детям любовь к прекрасному. По степени воздействия на слушателей хоровая музыка занимает особое место. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Ведь пение – это природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. В этом отношении хоровое пение имеет исключительное значение.

Цель коллективного проекта студентов специальности «Хоровое дирижирование» «Музыки прекрасные мгновенья» (руководители проекта преподаватели БМУ(Т) Изосимова С.А., Ковалёва С.В., Померанцева И.В.) - познакомить учащихся ДМШ и ДШИ методической зоны Балашовского музыкального училища (техникума) с  хоровыми произведениями композиторов разных эпох и стилей в исполнении женского академического хора нашего училища (руководитель  Померанцева И.В., концертмейстер Ковалёва С.В., автор текста и ведущая Изосимова С.А.); предоставить возможность всем студентам-хоровикам выступить в качестве дирижёров;  познакомить будущих абитуриентов со спецификой обучения на отделении хорового дирижирования, воспитательной работой, проводимой со студентами; предоставить информацию о правилах приёма в наше училище (профориентационная работа).

Авторский проект студента III курса специальности «Хоровое дирижирование» Голубева А. «Любимые детские песни» призван познакомить школьников с детским песенным творчеством композиторов советского периода. Ведь многие песни того времени сейчас незаслуженно забыты.  Работа над проектом «Любимые детские песни» –  это одна из форм работы студентов, позволяющая повысить их активность, самостоятельность, сотворчество в процессе подготовки песенного материала (аранжировки), его выучивания с коллективом (смешанный ансамбль) и последующим показом. Проект играет важную роль в возрождении, сохранении и развитии эстетического восприятия мира детьми дошкольного и школьного возраста, он способствует передаче духовных ценностей от поколения к поколению, дает возможность для совместной практической работы студентов и преподавателей.

В последние годы всё большее распространение в мире получают интеллектуальные игры (по самым скромным оценкам, уже более миллиарда человек играет в «игры разума»). Интеллектуальная игра формирует профессионально значимые качества личности, расширяет кругозор, развивает способности к управленческой, организаторской, воспитательной, учебно-служебной деятельности. Одной из самых популярных интеллектуальных игр не только в России, но и во всём мире, является игра «Что? Где? Когда?», в которую играют люди разных возрастов и рода занятий, и её незаслуженно забытый вариант – «Брейн-ринг».

Авторский проект преподавателя ПЦК «Теория музыки» Изосимовой С.А. «Музыкальный брейн-ринг» (команда проекта – студенты специальности «Хоровое дирижирование») направлен на популяризацию интеллектуального направления деятельности студентов, развитие и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала.

Среди задач проекта: развитие профессионально значимых качеств студентов (будущих специалистов); развитие учебных навыков, в том числе исследовательских; углубление знаний по ряду предметов (музыкальной литературе, истории мировой культуры, теории музыки, истории, литературе, социологии, психологии и др.); развитие логического мышления, эрудиции; повышение уровня общей культуры; развитие творческих способностей; сплочение коллектива; развитие коммуникативных навыков игровой деятельности, умения работать в команде, психологически настроить себя на необычный вид работы, способности сосредоточиться на выборе правильного ответа и решении трудной проблемы; развитие чувства интуиции, нестандартного мышления, чувства юмора.

Ситуация успеха, создаваемая в ходе игры, является одним из действенных средств повышения успеваемости. Интеллектуальное творчество содержит в себе элементы психотерапии: благоприятное эмоциональное и энергетическое воздействие всех на каждого и каждого на всех.

Проект «Музыкальный брейн-ринг» будет реализован нами в апреле 2012 года. Пользуясь случаем, мы хотим пригласить к участию в нём всех желающих.  

Исследовательский проект

Значение подготовки научно-исследовательских проектов состоит в овладении студентами умением видеть, анализировать и формулировать проблему, обобщать информацию, выделять главное, ставить цель и определять задачи, прогнозировать ситуацию, делать выводы; умением подготовить и провести презентацию проекта, используя современные информационные технологии.

Целью нашего коллективного научно-исследовательского проекта «Летопись дирижёрско-хорового отделения»(руководитель Изосимова С.А.) стало воссоздание  истории отделения хорового дирижирования с момента его возникновения до настоящего времени, сохранение для теперешнего и последующих поколений студентов информации о педагогах, руководителях творческих коллективов, выпускниках ДХО, об учебной и воспитательной работе, проводимой со студентами отделения.

Среди задач проекта: приобщение студентов к исследовательской деятельности,  повышение их социальной активности, развитие самостоятельности, инициативы, творчества; воспитание чувства любви к родному отделению, гордости за его достижения; чувства сопричастности и ответственности за дела в родном училище; сохранение памяти о годах учёбы на отделении хорового дирижирования БМУ(Т) и однокурсниках; уникальная возможность вписать свои имена в летопись ДХО.

За прошедший год нами было собрано большое количество материала, который лёг в основу альбомов «Летопись ДХО. История. 2009-2010 и 2010-2011 учебных годов», а также подготовлена электронная версия Летописи. Наш проект получил высокую оценку заместителя директора Саратовского областного научно-методического центра Азатовой И.В.

В данный момент работа над проектом продолжается.

Информационный проект

Этот тип проектов направлен на сбор и анализ информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Информационный проект требует хорошо продуманной структуры, а также возможности систематической коррекции по ходу работы. По значимости информационные проекты близки к исследовательским и нередко становятся их органичной частью.

Настоящим событием стало появление в нашем училище студенческой газеты «440 Гц» (авторский проект студента IV курса специальности «Хоровое дирижирование» Ильина Д. и преподавателя Изосимовой С.А.).

Целью проекта было создание в БМУ(Т) своего информационного пространства, оперативное и объективное освещение текущих дел, событий и фактов, отражение всех сфер нашей жизни, развитие инициативы, творчества студентов.

В нашем училище достаточно яркая, насыщенная интересными событиями жизнь. На страницах газеты мы старались осветить всё, что у нас происходит: концерты, конкурсы, всевозможные мероприятия; рассказать о праздниках; поздравить студентов, педагогов, сотрудников училища, а также творческие коллективы с днями рождения, юбилеями, победами в конкурсах и др. Об этом говорят рубрики нашей газеты: «Слово администрации», «Колонка редактора», «МУЗтайп, или  коротко о главном», «Интервью с интересным человеком», «Наши праздники»,  «Поздравительный адрес», «Наше творчество», «Анонс», «Помни, студент!», «Фотовзгляд», «Весёлая рубрика для серьёзных и несерьёзных читателей».

Газета «440 Гц» получила высокую оценку министра культуры Саратовской области В.Н.Синюкова и Саратовского областного учебно-методического центра, администрации нашего училища, вызвала огромный интерес у всего коллектива училища. Появление своей газеты стало толчком к созданию информационного сайта БМУ(Т).

Поступление в ССУЗ – чрезвычайно ответственный момент в жизни каждого первокурсника. Начало обучения в музыкальном училище кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Первокурсникам необходимо освоиться в новой обстановке, принять новую социальную роль, освоить требования выбранной специальности, привыкнуть к новому коллективу, приобщиться к профессии.

Помочь первокурсникам легче и быстрее адаптироваться в нашем учебном заведении был призван проект преподавателей Изосимовой С.А., Померанцевой И.В. и студентов II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникиной О., Моргуновой М., Рубановой К.  «Памятка первокурснику».

Памятка содержит много полезной информации: юридический адрес училища, телефоны (факс), информацию об  администрации училища, руководителях отделений (председатели ПЦК и ПК), классных руководителях, а также о старостах классных групп и органе студенческого самоуправления - Студенческом совете БМУ. Она знакомит первокурсников с 45-летней историей нашего музыкального училища (техникума) и нашими достижениями, с организацией учебного процесса и нормативно-правовыми документами, с правилами поведения на концерте классической музыки. Последние странички Памятки – это советы студентов старших курсов первокурсникам и информация развлекательного характера.

Памятка первокурснику  вызвала много эмоций и положительных отзывов не только от первокурсников, но и от старшекурсников и преподавателей нашего училища.

Проект «Памятка первокурснику» - долгосрочный, он актуален для всех поколений первокурсников музыкального училища. Мы планируем в начале каждого нового учебного года вносить коррективы в Памятку и вручать её первокурсникам на традиционном Празднике посвящения в студенты Балашовского музыкального училища (техникума).  

Социальный проект

Социальный проект ориентирован на формирование у студентов таких моделей деятельности и личностных свойств и качеств, которые способствуют становлению их социальной мобильности.

Наша классная группа - единственная группа в Балашовском музыкальном училище (техникуме), в которую входят студенты двух специальностей  – «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство». Она - одна из самых больших и по численности студентов – в группе 24 человека. Возраст студентов нашей группы – от 14-ти до 42-х лет.

Мы очень разные. У каждого свой характер, свои интересы, свой социальный статус, свои жизненные цели. Каждый из нас очень индивидуален, и это очень хорошо.  Тем не менее, мы очень дружная группа. Мы умеем добиваться поставленных целей. В последние годы мы вышли на высокий уровень успеваемости. Второй год в нашем училище проводится конкурс на лучшую студенческую группу, и второй год наша группа занимает в этом конкурсе первое место.

Мы разные, но вместе представляем очень интересный и дружный коллектив единомышленников. И в дальнейшем мы постараемся удержать тот уровень, которого мы достигли. В этом – цель нашего коллективного проекта «Мы разные, но мы вместе» (руководитель  проекта Изосимова С.А.).  

В рамках данного проекта мы уже провели ряд мероприятий: День здоровья, посвящённый 1 сентября; Посвящение первокурсников в дирижёры и вокалисты; посетили Саратовский академический театра оперы и балета и Саратовский цирк им. братьев Никитиных; подготовили арт-моб «Мы разные, но мы вместе», посвящённый Международному дню студента.

Мы разные, и в этом наше богатство,

Мы вместе – и в этом наша сила!

Творческий проект

Приобретение опыта творчества, творческая активность является необходимым качеством будущего специалиста, обеспечивающим его конкурентоспособность.

Одним из самых ярких событий прошлого учебного года стал «Весенний бал» (проект преподавателей БМУ(Т) Изосимовой С.А. и Милинчука В.П., команда проекта – студенты классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство»).

В наше время популярным развлечением молодёжи является  посещение ночных клубов и дискотек. Дёрганье под так называемую поп- и клубную музыку, спиртное, сигареты, мобильники, привычный в среде молодёжи сленг… Ни о какой познавательной, воспитательной или эстетической роли таких мероприятий говорить не приходится. Главной целью проекта «Весенний бал», посвящённого наступлению самого прекрасного времени года, стало желание поделиться опытом организации досуга молодёжи, показать, как можно отдыхать по-другому, в более приятной и спокойной обстановке.

Участникам и гостям бала была предоставлена уникальная возможность перенестись  в эпоху прекрасных дам и галантных кавалеров, роскошных залов  и  головокружительных вальсов.

В зале была воссоздана атмосфера XIX столетия: звучала классическая музыка, изящные барышни, ведомые элегантными кавалерами, кружились в танце в великолепных платьях. В программе бала кроме традиционных танцев - полонеза, вальса, польки – были игры  и конкурсы времён Петровских Ассамблей - вальс с цветком, кёттен-танец, а также викторина «Бальный этикет», фуршетный стол. В течение праздника гости научились танцевать  Полонез, польку – тройку, веселую «Польку знакомств». А пока пары отдыхали, в дивертисментах звучала живая музыка в исполнении преподавателей и студентов музыкального училища. Кульминацией события стал выбор Короля и Королевы бала.

Весенний бал внёс в повседневную жизнь красоту и изысканность, практически утраченную современным обществом. Закончился бал, погасли свечи, но участники и гости не спешили расходиться: до позднего вечера они продолжали танцевать, общаться, делиться впечатлениями с друзьями и новыми знакомыми.

Мы надеемся, что проведение балов в нашем  училище станет  доброй, красивой традицией.

Ещё один достойный внимания проект – коллективный проект «Мир наших увлечений» (руководитель Изосимова С.А). 

Проект был призван способствовать ознакомлению с разнообразными увлечениями студентов, развитию их творческого потенциала. Мы были удивлены, насколько широк круг интересов наших ребят – рукоделие, оригами, фотография, народный и эстрадный танцы, эстрадное пение, кулинарное искусство и др. В рамках данного проекта мы охватили лишь одну, но достаточно обширную, область наших увлечений – рукоделие.

Реализация проекта началась с проведения  Творческих мастерских по рукоделию, в ходе которых каждый участник познакомил группу со своим хобби, представил свои работы. В процессе реализации проекта у нас возникла идея освоить новые виды рукоделия и воплотить их в коллективных работах. Результатом этого стали две выставки творческих работ. Вот лишь некоторые отзывы о выставках: «Замечательно, что музыка – не единственное увлечение в вашей жизни! Молодцы!», «Ваша выставка даёт толчок развитию фантазии. Всё, что вы делаете, обязательно пригодится в жизни!», «Выставка замечательная! В ней вдохновенно и творчески воплощена красота!». Все творческие работы были подарены преподавателям Балашовского музыкального училища.

В мае прошлого учебного года наши работы в техниках: вышивка крестиком, контурная и монохромная вышивка, а также оригами, торцевание, квиллинг, - были представлены на выставке-продаже в рамках благотворительного проекта «Давайте делать добро»; сумма денег, собранных от продажи творческих работ студентов и преподавателей нашего отдела, составила 1.500 руб.). 17 ноября - в Международный день студента - мы подарили администрации и председателям ПЦК и ПК сделанные нами деревья счастья (кофейные, цветочные, конфетные, розовые).  В каждой из этих работ частичка нашей души и тепло наших рук.

Проект «Мир наших увлечений» стал важным и интересным событием в жизни БМУ(Т). В ходе работы проекта студенты нашей группы лучше узнали друг  друга, подружились, а участие первокурсников в коллективном творческом деле помогло им легче адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Опыт, приобретённый в процессе работы над проектом, пригодится нам в будущем – при изготовлении эксклюзивных работ в популярной сегодня технике хенд-мейд, а также в работе с детьми.

Итогом нашего проекта станет выставка, посвящённая 45-летнему юбилею БМУ, который состоится 1 июня 2012 года. На ней будут представлены лучшие работы в освоенных нами техниках.

Заключение

Таким образом, проектная деятельность - это специфическая технология, представляющая собой учебную, исследовательскую, воспитательную, конструктивную, творческую деятельность и значительно расширяющая пространство профессиональной компетенции студентов.

Использование проектной деятельности в образовательном процессе любого учебного заведения (ССУЗа, ВУЗа) способствует выращиванию профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, обеспечивает должное и соответствующее духу времени качество образования, дает возможность использования инновационных методов в обучении, что является приоритетными с точки зрения модернизации системы современного образования.

Участие студентов в проектной деятельности позволяет выделить новых молодых лидеров, создает условия для внедрения полученных знаний в практику, стимулирует активную творческую деятельность будущих специалистов культуры.

Творческий настрой, стремление к получению знаний, практическая деятельность способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления, пробуждают активность и самостоятельность, стремление к проникновению в сущность вещей  –  качества, столь необходимые современному специалисту. Совместное творчество преподавателей и студентов –  самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

Список литературы

  1. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. - Новосибирск: Наука, 2005. - 308 с.
  2. Веселова В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: Дис. канд. пед. наук. - Армавир, 2001.
  3. Драшок И.А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов: Дис. канд. пед. Наук. - Саратов, 2005.
  4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Дрофа, 2005. -  С.68-69.
  5. Морозова О.А. Социокультурное проектирование как способ стимулирования студенческой активности // Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции/ Под ред. С.Л.Коротковой, С.В.Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 340-342.
  6. Сауренко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: Дис. канд. пед. наук. - М., 2004.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Дульдургинский Детский сад «Чебурашка»

Составлено Педагогом-психологом МДОУ

«Дульдургинский детский сад «Чебурашка»

Шойжинимаевой Должинжаб

                               

Содержание

Бурятская народная игра «Шагай наадан»………….

Авторские игры………………………………………….

 

                 

                       

                           

                       Методическое пособие

                                                                                                                         

                           с. Дульдурга – 2011

                                                                                               

   

Методическое пособие составлено

Педагогом-психологом ДОУ

Шойжинимаевой Должинжаб

Содержание:

Введение                                                                    

Бурятская народная игра «Шагай наадан»

Авторские игры                                                                    

1

  Игра — удивительный продукт человеческого воображения, его фантазии.
       Возникнув в незапамятные времена, игра стала своеобразной формой передачи подрастающему поколению опыта общественной жизни, духовных ценностей и средством познания окружающего мира.
      По содержанию все народные игры выразительны, лаконичны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех его психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка
дошкольника.
      Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры.
    Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в седую древность.
       Многие старые игры пережили свое время, но и в наши дни дети по-прежнему любят «Шагай наадан» в переводе «бараньи кости» (лодыжки—альчики) или бабки.
Эта игра является отражением основного занятия народа
скотоводчества, поэтому альчики (бараньн кости) означают пять видов животных:
1.хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх — это козел (козлик);
2. бухэ (горбатый), упавшее выпуклой стороной вверх—это
овца;
.
3. морин» (конь), упавшая на бок ровной стороной, ребром это лошадка;

4. « ухэр» (крупный скот), упавшие на бок резной стороной это бычок;
5. «тэмээн» —это кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом это верблюд. 

2

3

Нужно отметить, что бараньи альчики  очень удобны в обращении, прочны, гигиеничны (можно подвергать санитарной обработке), легко запоминаются, эстетичны (можно раскрасить в отваре древесной коры в коричневый цвет, в луковой кожуре—в желтый цвет, в отваре трав в стеблей—в зеленый цвет), они совершенно безопасны, потому исключают травмы.
    В произведениях устного народного творчества (в эпосах, улиигерах, бурятских народных сказках) можно найти описание игр «шагай», которые способствовали совершенствованию у детей физических качеств, двигательных умений и навыков, развитию сенсорных способностей, воспитанию целеустремленности, чувства, коллективизма. воли к победе, что не потеряла свою актуальность в наше время
    Игры «шагай»
 имеют более десятка разновидностей, известных нам:
1. «Хонхо, бухэ,  туулга»
собирание костяшек, павших спиной и на спину;
2. «Таалсалга»
отгадывание;
3. « Мори урилдаалган»
«конные скачки»
4.  «Хумпараа»
подкидывание тремя костяшками-бабками;
5.  «Няхалалга»
щелканье;
б.  «Хорео барилга»
постройка оград для скота; 
7.  «Хонгордоолго» подкидывание;
8. «Табаршаалга»
от слова табан» пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;
9. «Шуурэлгэ»
хватание бабок горстью;
10. «Харбалга»
метание бабки (лодыжки) в бабку;
11. «Дурбэн бэрхэ»
четыре молодца;
12. «Ерхо харбалга»
стрельба в костяной стрелы «ерхо»,.
     Эта увлекательная
т полезная игра стоит того, чтобы ее возродили и подарили детям
   Однако анализ игровой деятельности в
4

дошкольных учреждениях в нашем районе показывает, что наши воспитанники недостаточно знакомы с этими играми.
   Игры «шагай» можно играть по всех возрастных группах детского сада. Собрав целый мешок бараньих косточек (альчиков) в младшей группе можно проводить несложные игры- «таалсалга
отгадывание, «хорео барилга» строительство ограды для скота.                                    «Таалсалга»
В игре «таалсалга» в обеих руках у ребенка по горсточке косточек
, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой—меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот самый внимательный, наблюдательный. В этой игре дети постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше, «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, воспитатель спрашивает: сколько? и учить отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добиваться от детей ответа: «Два, три» и т. д.
В игре «Хумпараа»подкидывая трех альчиков (косточек) учим своих воспитанников управлять рукой, координировать движения, развивать глазомер. Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм.

                               «Хумпараа»

По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, во для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать, кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки (козлят, овечек, лошадок или бычков) забирает себе.

В игре «хорео барилга» — строительство ограды для скота или других игрушечных зверят, дети учились ставить предметы рядышком, последовательно развивая понятия «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «большой» и «маленький».

5

      В средней и старшей группах эта игра усложняется дети играли в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строили себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставили туда пять косточек бугром вверх — пять овечек, шесть косточек выемкой вверх—шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяли пять игровых, раскрашенных кос- точек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает косточки-бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота. В средней, старшей группе наиболее популярным у детей стала игра, «Мори урилдаалга» — конные скачки, направленная па обучение детей счету.              «Мори урилдаалга»

                 (конные скачки)    

6

Двое детей строят стену в 10 альчиков-бабок. В начале стены по обе стороны становятся «кони» участников. Играющие по очереди кидают  Хумпараа (из З косточек). Начинает игру тот, у кого все 3 бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у другого упали сразу 3 коня, тот делает скачек сразу через 2 бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечного альчика стены, тот победитель, но по желанию  соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.

  Дети с интересом играли в игру «Шагай харбалга» - метение, которая способствует развитию глазомера, острота зрения, координации движений. Бабки (кости) в этой игре ставятся в два противоположных ряда на расстоянии 40-60 см. Дети играют по двое. Каждый играющий метит косточкой из своей «стены» (конь или скот) в «стену» соперника. Сколько косточек выбьет из «стены» противника, все забирают себе. Если промахнется то, отдает свою косточку-«стрелу» сопернику.

                                  Бег лодыжек

  Игрок щелками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

                               Бодание баранов.

   Два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

7

                                  Авторские игры

                                  «Кто где живет»

    Материалы: счетные палочки разного цвета, альчики.

  Поместить в городьбу из счетных палочек выигранные альчики в игре «Ловля лодыжек»

В красном загоне- лошади, зеленом- коровы, синем- козы, желтом- бараны. И сосчитать, сколько животных в каждом загоне.

                              « Ловись рывка…»

    Материалы: 2-ванночкис водой, альчики, сачки или ложки.

 I вариант.

В ванночки наполненные водой опускается разное количество альчиков и ребенку предлагается рукой доставать по очереди альчики и сосчитать.

II вариант.

Альчики достаются сачком или ложкой.

                       «Узнай по форме»

      (модификация игры «Чудесный мешочек»)

I вариант

Ребенку предлагаются опустить руки в мешочек и найти альчик на ощупь определить «конь» или «корова».  

II вариант

8

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти альчик и не доставая его из песка определить какой формы альчик попался.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в формировании звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены основные методы и приемы работы учителя-дефектолога по развитию звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики...

Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. ...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»

      Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...

Новогоднее представление для детей с ограниченными возможностями здоровья "Волшебный Новый год"

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых - это Новый год! Время новогодних праздников - это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в ка...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО

Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....