треннг для педагогов ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Развитие коммуникативных умений педагогов»

Цель. Развитие коммуникативных  умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.

Задачи.

Объяснение принципов работы тренинговой группы.

Создание благоприятного  психоэмоционального  климата.

Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы.

Ознакомление педагогов с приемами конструктивного общения.

Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов конструктивного общения.

Ознакомление с типами поведения в конфликтных ситуациях, выбор эффективного пути выхода из конфликта.

Методика и практика

Структура занятия:

-приветствие;

-опрос каждого члена группы о его самочувствии(участники оценивают свое эмоциональное и физическое состояние, сообщают о своих мыслях и ожиданиях по отношению к занятию);

-предложение ведущим темы занятия;

-упражнения на разогрев;

-постановка проблемы;

-отработка ситуаций;

-завершающее упражнение;

-подведение итогов занятия(высказывания участников по кругу о своем физическом и эмоциональном состоянии ,осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему);

-резюме ведущего;

-прощание.

                                   ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Участники тренинга заходят в комнату и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

-Как вы себя чувствуете?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Что вы ждете от тренинга?

На первом занятии ведущий объясняет, в чем своеобразие психологического тренинга, и знакомит с принципами этой работы.

«Здесь и теперь».Предметом анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли, появляющиеся в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, формированию умения сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах.

Искренность и открытость. Самое главное- не лицемерить и не лгать.

Принцип «Я».Основное внимание участников должно быть сосредоточено на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать высказывания типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение» и т.п.Все высказывания должны строится от первого лица единственного числа: « Я чувствую…», «Мне кажется…».

Активность. При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.

Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за ее пределы. Затем ведущий предлагает тему занятия – «Конструктивное  и неконструктивное общение».

Разогрев.

Упражнение «Презентация».

Каждый участник называет свое имя и какое-либо свое качество, которое начинается на одну из букв имени(лучше- на первую). Например, Света- спокойная(справедливая), Лариса- ласковая( любвеобильная).

Постановка проблемы. «Виды поддержки».

Ведущий объясняет, что такое конструктивное и неконструктивное общение.

Виды неконструктивного общения.

Сравнение.

«Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки».Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

Приказ.

«Немедленно успокойся». Запрет на переживания.

Невключенное слушание.

Слушающий задает какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

Поторапливание.

«Короче говоря…», «Я все понял…».

Интерпретация.

«На самом деле…».Слушающий придает ситуации  другой смысл и интерпретирует ее по-своему.

Критика.

«Ты не прав, как всегда…», «Ну ты, как обычно…».

Предвидение.

«Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

Приемы конструктивного общения.

Слушание.

Поддержка( психологический механизм каждого вида поддержки приведен в таблице).

Вид поддержки

Язык поддержки

Психологический механизм

    Возможные ошибки

Указание на сильные стороны личности

«Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…».

Расширение взгляда человека на себя, переключение с негатива на позитив.

Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать.

Нельзя льстить человеку.

Разрешение на ошибку

«Это бывает с каждым»

Снятие чувства вины

Покровительственный тон

Признание объективной сложной ситуации

«В такой ситуации другого выхода нет»

Снятие личной ответственности

Драматизация ситуации

«Я такой же, как ты»

«Я бы тоже так поступила»

Ощущение равенства позиций

«Перетягивание одеяла» на себя

Указание на положительные стороны ситуации

«Зато ты теперь имеешь такой опыт». «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом.

Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны.

Игнорирование значимости ситуации.

Предложение помощи

«Чем я могу тебе помочь?»

Ощущение заботы, готовности разделить ответственность

Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи.

Завершающее упражнение.

«Пожелание».

Ведущий.Закончим наше занятие пожеланиями на сегодняшний день. Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему и т.д.Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

Подведение итогов занятия.

Резюме ведущего.

Прощание.

                                         ВТОРОЙ ДЕНЬ

Участники тренинга заходят в комнату и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Упражнение «Мне приятно тебе сказать…».

Ведущий.Традиционные приветствия на этом занятии мы проведем с обязательным использовании фразы: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…». Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким.

Участники по кругу приветствуют друг друга.

Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

Продолжение изучения темы «Конструктивное и неконструктивное общение».

Ведущий коротко повторяет информацию о видах поддержки.

Постановка проблемы. «Конфликт».

Ведущий объясняет, что конфликт-это столкновение интересов людей, и дает информацию о поведении людей в конфликтных ситуациях(примерно 10-15 минут).

Задает вопросы:

-Как часто вы конфликтуете?

-Являетесь ли вы инициатором конфликта?

-Какие конфликты для вас наиболее болезненны: на работе, дома или с друзьями?

-Как вы решаете конфликтные ситуации?

Отработка ситуаций.

Один из участников описывает ситуацию, а сосед слева оказывает поддержку.

Например: «Пришла вечером домой и вижу, что дети пообедали и оставили в мойке грязную посуду. Я очень расстроилась».

Поддержка: «Да, неприятная ситуация. Но зато ты убедилась, что

Дети пообедали, а не сидели в ожидании тебя голодные».

Каждый член группы должен описать одну ситуацию.

Завершающее упражнение.

«Ассоциации»

Ведущий выбирает одного человека из группы. Остальные участники, отвечая на вопросы ведущего, подбирают образы, напоминающие им этого человека.

Например:

-Если это цветок, то какой?

-Если это животное, то какое?

-Если это вид одежды, то какой?

-Если это страна, то какая?

Подведение итогов занятия.

Резюме ведущего.

Прощание.

                                        ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Участники тренинга заходят в комнату и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

Окончание изучения темы «Конструктивное и неконструктивное общение».

Разогрев.

Упражнение «Узнай меня!».

Один человек выходит из помещения, где занимается группа. Участники тренинга отвечают на вопросы ведущего об этом человеке:

-Какие у него глаза?

-Что на нем сегодня надето?

-Какая прическа?

-Какой примерно рост? И т.д.

Затем человек возвращается, и все проверяют, правильно ли он6и отвечали на вопросы.

Постановка проблемы. «Поведение людей в конфликтных ситуациях».

Упражнение «Три стула».

Ведущий ставит три стула и на каждый кладет лист бумаги. На одном листе написано «Уверенно чувствует себя в общении с людьми», на втором- «Когда как», на третьем- «Неуверенно чувствует себя в общении с людьми».

Каждый участник выбирает высказывание, которое, по его мнению, характеризует его собственное поведение, встает рядом с соответствующим стулом  и аргументирует свой выбор.

Ведущий объясняет, что существует три типа поведения, в том числе в конфликтной ситуации: неуверенное, агрессивное, уверенное.

Признаки неуверенного поведения:

-услышав первое «нет» собеседника, человек сразу же уходит;

-стоит и ждет, когда ему предложат сесть;

-пантомимика зажата, что-то теребит руками;

-не смотрит в глаза собеседнику.

Неуверенный  в себе человек- это человек, который считает, что он плохой, а большинство людей - лучше него.

Признаки агрессивного поведения:

-человек не слышит партнера;

превозносит себя;

-говорит громко, на тональность выше собеседника;

-делает резкие жесты;

-не держит дистанции при разговоре.

Формула агрессивного поведения- «У меня все хорошо, у тебя все плохо».

Признаки уверенного поведения:

-человек говорит прямо, без намеков;

-использует «Я - высказывания»;

-умеет просить и отказывать, а также принимать отказ другого;

-аргументирует свою точку зрения;

-склонен к альтернативе и компромиссу.

Формула уверенного поведения- «У меня все хорошо, у тебя все хорошо».

Отработка ситуаций.

Ведущий предлагает разыграть три- четыре конфликтные ситуации, продемонстрировав три типа поведения( уверенное, агрессивное, неуверенное).

Например: «Ваш муж много работает, и вы уже несколько лет не отдыхали вместе. Неожиданно в октябре ему предоставили отпуск и предложили тур на двоих в Грецию. Но начальница не отпускает вас с работы даже на две недели, так как ваши обязанности никто, кроме вас, выполнить не может. Ваша задача- убедить начальницу вас отпустить».

Разыгрывание ситуации: один участник тренинга играет роль начальницы, другой сотрудницы.

Завершающее упражнение.

«Перед дальней дорогой».

Один из участников- «отъезжающий» - выходит из комнаты, остальные «собирают ему чемодан в дорогу», то есть называют те положительные качества, которые, по мнению группы, помогут ему в общении с людьми.

Кроме того, «отъезжающему» необходимо напомнить о его отрицательных качествах, которые могут помешать ему и над которыми стоит поработать, чтобы жизнь стала более приятной и интересной.

Мнение каждого члена группы должно быть поддержано большинством. После голосования названные положительные и отрицательные качества записываются на листе бумаги секретарем- одним из участников тренинга.

В «чемодан» нужно положить не менее пяти- семи как положительных, так и отрицательных качеств.

«Отъезжающего» приглашают в комнату, зачитывают и передают ему список.

Если «отъезжающему» не все понятно, он имеет право задать любой вопрос.

Затем в роли «отъезжающего» выступает другой участник тренинга.

Упражнение повторяется до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».

Подведение итогов занятия.

Резюме ведущего.

Прощание.

 



Предварительный просмотр:

Тренинг «Развитие коммуникативных умений педагогов»

Цель. Развитие коммуникативных  умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.

Задачи.

Объяснение принципов работы тренинговой группы.

Создание благоприятного  психоэмоционального  климата.

Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы.

Ознакомление педагогов с приемами конструктивного общения.

Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов конструктивного общения.

Ознакомление с типами поведения в конфликтных ситуациях, выбор эффективного пути выхода из конфликта.

Методика и практика

Структура занятия:

-приветствие;

-опрос каждого члена группы о его самочувствии(участники оценивают свое эмоциональное и физическое состояние, сообщают о своих мыслях и ожиданиях по отношению к занятию);

-предложение ведущим темы занятия;

-упражнения на разогрев;

-постановка проблемы;

-отработка ситуаций;

-завершающее упражнение;

-подведение итогов занятия(высказывания участников по кругу о своем физическом и эмоциональном состоянии ,осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему);

-резюме ведущего;

-прощание.

                                   ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Участники тренинга заходят в комнату и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

-Как вы себя чувствуете?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Что вы ждете от тренинга?

На первом занятии ведущий объясняет, в чем своеобразие психологического тренинга, и знакомит с принципами этой работы.

«Здесь и теперь».Предметом анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли, появляющиеся в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, формированию умения сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах.

Искренность и открытость. Самое главное- не лицемерить и не лгать.

Принцип «Я».Основное внимание участников должно быть сосредоточено на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать высказывания типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение» и т.п.Все высказывания должны строится от первого лица единственного числа: « Я чувствую…», «Мне кажется…».

Активность. При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.

Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за ее пределы. Затем ведущий предлагает тему занятия – «Конструктивное  и неконструктивное общение».

Разогрев.

Упражнение «Презентация».

Каждый участник называет свое имя и какое-либо свое качество, которое начинается на одну из букв имени(лучше- на первую). Например, Света- спокойная(справедливая), Лариса- ласковая( любвеобильная).

Постановка проблемы. «Виды поддержки».

Ведущий объясняет, что такое конструктивное и неконструктивное общение.

Виды неконструктивного общения.

Сравнение.

«Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки».Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

Приказ.

«Немедленно успокойся». Запрет на переживания.

Невключенное слушание.

Слушающий задает какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

Поторапливание.

«Короче говоря…», «Я все понял…».

Интерпретация.

«На самом деле…».Слушающий придает ситуации  другой смысл и интерпретирует ее по-своему.

Критика.

«Ты не прав, как всегда…», «Ну ты, как обычно…».

Предвидение.

«Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

Приемы конструктивного общения.

Слушание.

Поддержка( психологический механизм каждого вида поддержки приведен в таблице).

Вид поддержки

Язык поддержки

Психологический механизм

    Возможные ошибки

Указание на сильные стороны личности

«Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…».

Расширение взгляда человека на себя, переключение с негатива на позитив.

Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать.

Нельзя льстить человеку.

Разрешение на ошибку

«Это бывает с каждым»

Снятие чувства вины

Покровительственный тон

Признание объективной сложной ситуации

«В такой ситуации другого выхода нет»

Снятие личной ответственности

Драматизация ситуации

«Я такой же, как ты»

«Я бы тоже так поступила»

Ощущение равенства позиций

«Перетягивание одеяла» на себя

Указание на положительные стороны ситуации

«Зато ты теперь имеешь такой опыт». «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом.

Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны.

Игнорирование значимости ситуации.

Предложение помощи

«Чем я могу тебе помочь?»

Ощущение заботы, готовности разделить ответственность

Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи.

Завершающее упражнение.

«Пожелание».

Ведущий.Закончим наше занятие пожеланиями на сегодняшний день. Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему и т.д.Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

Подведение итогов занятия.

Резюме ведущего.

Прощание.

                                         ВТОРОЙ ДЕНЬ

Участники тренинга заходят в комнату и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Упражнение «Мне приятно тебе сказать…».

Ведущий.Традиционные приветствия на этом занятии мы проведем с обязательным использовании фразы: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…». Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким.

Участники по кругу приветствуют друг друга.

Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

Продолжение изучения темы «Конструктивное и неконструктивное общение».

Ведущий коротко повторяет информацию о видах поддержки.

Постановка проблемы. «Конфликт».

Ведущий объясняет, что конфликт-это столкновение интересов людей, и дает информацию о поведении людей в конфликтных ситуациях(примерно 10-15 минут).

Задает вопросы:

-Как часто вы конфликтуете?

-Являетесь ли вы инициатором конфликта?

-Какие конфликты для вас наиболее болезненны: на работе, дома или с друзьями?

-Как вы решаете конфликтные ситуации?

Отработка ситуаций.

Один из участников описывает ситуацию, а сосед слева оказывает поддержку.

Например: «Пришла вечером домой и вижу, что дети пообедали и оставили в мойке грязную посуду. Я очень расстроилась».

Поддержка: «Да, неприятная ситуация. Но зато ты убедилась, что

Дети пообедали, а не сидели в ожидании тебя голодные».

Каждый член группы должен описать одну ситуацию.

Завершающее упражнение.

«Ассоциации»

Ведущий выбирает одного человека из группы. Остальные участники, отвечая на вопросы ведущего, подбирают образы, напоминающие им этого человека.

Например:

-Если это цветок, то какой?

-Если это животное, то какое?

-Если это вид одежды, то какой?

-Если это страна, то какая?

Подведение итогов занятия.

Резюме ведущего.

Прощание.

                                        ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Участники тренинга заходят в комнату и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

Окончание изучения темы «Конструктивное и неконструктивное общение».

Разогрев.

Упражнение «Узнай меня!».

Один человек выходит из помещения, где занимается группа. Участники тренинга отвечают на вопросы ведущего об этом человеке:

-Какие у него глаза?

-Что на нем сегодня надето?

-Какая прическа?

-Какой примерно рост? И т.д.

Затем человек возвращается, и все проверяют, правильно ли он6и отвечали на вопросы.

Постановка проблемы. «Поведение людей в конфликтных ситуациях».

Упражнение «Три стула».

Ведущий ставит три стула и на каждый кладет лист бумаги. На одном листе написано «Уверенно чувствует себя в общении с людьми», на втором- «Когда как», на третьем- «Неуверенно чувствует себя в общении с людьми».

Каждый участник выбирает высказывание, которое, по его мнению, характеризует его собственное поведение, встает рядом с соответствующим стулом  и аргументирует свой выбор.

Ведущий объясняет, что существует три типа поведения, в том числе в конфликтной ситуации: неуверенное, агрессивное, уверенное.

Признаки неуверенного поведения:

-услышав первое «нет» собеседника, человек сразу же уходит;

-стоит и ждет, когда ему предложат сесть;

-пантомимика зажата, что-то теребит руками;

-не смотрит в глаза собеседнику.

Неуверенный  в себе человек- это человек, который считает, что он плохой, а большинство людей - лучше него.

Признаки агрессивного поведения:

-человек не слышит партнера;

превозносит себя;

-говорит громко, на тональность выше собеседника;

-делает резкие жесты;

-не держит дистанции при разговоре.

Формула агрессивного поведения- «У меня все хорошо, у тебя все плохо».

Признаки уверенного поведения:

-человек говорит прямо, без намеков;

-использует «Я - высказывания»;

-умеет просить и отказывать, а также принимать отказ другого;

-аргументирует свою точку зрения;

-склонен к альтернативе и компромиссу.

Формула уверенного поведения- «У меня все хорошо, у тебя все хорошо».

Отработка ситуаций.

Ведущий предлагает разыграть три- четыре конфликтные ситуации, продемонстрировав три типа поведения( уверенное, агрессивное, неуверенное).

Например: «Ваш муж много работает, и вы уже несколько лет не отдыхали вместе. Неожиданно в октябре ему предоставили отпуск и предложили тур на двоих в Грецию. Но начальница не отпускает вас с работы даже на две недели, так как ваши обязанности никто, кроме вас, выполнить не может. Ваша задача- убедить начальницу вас отпустить».

Разыгрывание ситуации: один участник тренинга играет роль начальницы, другой сотрудницы.

Завершающее упражнение.

«Перед дальней дорогой».

Один из участников- «отъезжающий» - выходит из комнаты, остальные «собирают ему чемодан в дорогу», то есть называют те положительные качества, которые, по мнению группы, помогут ему в общении с людьми.

Кроме того, «отъезжающему» необходимо напомнить о его отрицательных качествах, которые могут помешать ему и над которыми стоит поработать, чтобы жизнь стала более приятной и интересной.

Мнение каждого члена группы должно быть поддержано большинством. После голосования названные положительные и отрицательные качества записываются на листе бумаги секретарем- одним из участников тренинга.

В «чемодан» нужно положить не менее пяти- семи как положительных, так и отрицательных качеств.

«Отъезжающего» приглашают в комнату, зачитывают и передают ему список.

Если «отъезжающему» не все понятно, он имеет право задать любой вопрос.

Затем в роли «отъезжающего» выступает другой участник тренинга.

Упражнение повторяется до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».

Подведение итогов занятия.

Резюме ведущего.

Прощание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...