Учебный материал в раздел "Детский сад".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Потапова Ирина Владимировна

Данный методический материал   будет интересен воспитателям  и специалистам  дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности ребенка от 4  до  5 лет

Предисловие

          Родители  младших дошкольников  - именно так ученые называют возрастную группу детей от трех до пяти лет – стремятся заполнить время ребенка различными обучающими и развивающими программами и мероприятиями. Их доводы на первый взгляд вполне убедительны: не за горами период, когда нужно будет готовиться к поступлению в школу, а значит, уже сейчас необходимо позаботиться об умственном развитии сына или дочери. Бывает, и не редко, что обучение ребенка продолжается не только в будни, но и в выходные. Столь желанное общение малыша с родителями, его стремление играть, быть непосредственным уходит на второй план, уступая место невесть кем изобретенным «надо» …

Показатели развития ребенка

          Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

          В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики.

          Первая – это степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Так, в конструировании ребенок передает свое представление об устройстве дома, машины, гаража, в рисовании – свой образ папы, прекрасной принцессы, волшебного царства. Иногда это может быть сделано не очень умело, но степень сложности произведения, проработанности его деталей – важнейшие показатели развития детской деятельности.

          Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.  Так, в рисовании это может быть владение техниками изображения гуашью, карандашом, акварелью, в аппликации – владение действиями с клеем, ножницами и бумагой.

          Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными  знаниями,  развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики.

2.

          Первая – это получение детьми различных знаний. Сюда входит развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

          Вторая характеристика овладения знаниями – это освоение способов их получения. Она включает развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребенком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.

          Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением  и усложнением  самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.

          Уровень освоения правил общения особенно остро проявляется во  взаимодействии  ребенка с другими детьми. Подобное взаимодействие достаточно четко прослеживается во время занятий в детском саду, в разных видах свободной деятельности детей и особенно в игре.

Сюжетно-ролевая игра

          Дошкольный возраст – это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологич6ская наука о развитии, которая установила, что игра (в частности, сюжетно-ролевая0 для развития дошкольников имеет решающее значение.

          Выделение отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребенку взрослых (например, семейных отношений в игре «дочки-матери»); затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так, в игре «в больницу» есть несколько взаимодополняющихся ролей, связанных общим смыслом: врач, медсестра, больной), и, наконец, они проигрывают свои отношения к другим взрослым (например, игра «в школу»).

          Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же  сюжеты  (например, «дочки-матери», «доктор» и т.п.), однако  содержание  игр, то, что ребенок в своих действиях акцентирует, постепенно

3.

меняется. Для психического развития очень важно, чтобы ребенок перешел от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению социальных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка). Для такого перехода требуется время; дети должны  полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдет, и в игре не сформируются все механизмы нового, произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребенка ожидают трудности в школе.

          Дети также проигрывают действия с предметами, но игровые действия и их внешняя последовательность уже соответствуют реальной действительности.

          Дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. Они могут наладить ролевое взаимодействие с 1-2 партнерами.

          Дети могут выстроить последовательность нескольких ролевых действий в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная деятельность взрослых.

          Они уже способны выделить правило, по которому нужно действовать, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того, как действовать нельзя.

Аппликация

          Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

          Дети 4 – 5 лет овладевают техникой работы ножницами, элементарными приемами вырезывания. Наиболее трудным для них является  вырезывание округлых форм – кругов и овалов.

          В среднем дошкольном возрасте дети учатся не только предметной и декоративной, но и сюжетной аппликации. Они пробуют составлять предметные изображения сложного строения. Количество деталей, используемых в работе, возрастает. Например, у дома  теперь есть не только стена, крыша, но и несколько окон, дверей.

          В работе с детьми 4 – 5  лет используется бумага основных цветов и некоторых оттенков (голубого, серого, розового). Дети учатся видеть красоту

4.

различных цветовых сочетаний, у них развивается умение  чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ.

          К 5 годам дети умеют:

          - правильно держать ножницы, действовать ими, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной  формы путем закругления углов;

          - выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из 2 – 3 готовых форм  с незначительными деталями (дом, вагон);

          - составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.

Конструирование

          Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции).

          В конструктивной деятельности выделяются два этапа: создание замысла и его исполнение. Первый этап заключается в обдумывании будущей практической деятельности: представлении конечного результата, выделении состава и соотношения частей   конструируемого объекта, выборе способов достижения этого результата, планировании последовательности практических действий. Однако второй этап – практическая деятельность по реализации замысла – не является чисто исполнительским, что определяет важнейшую особенность конструктивной деятельности: условность разделения конструирования на два этапа, так как происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. При этом большую роль играют именно практические действия, носящие поисковый характер. Они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

          У  детей  4 – 5 лет происходит интенсивное развитие конструктивной деятельности из  строительного материала,  ее основных элементов (замысла, способов конструирования). Разнообразнее  становятся детские конструкции, их сюжеты, но замыслы еще недостаточно отчетливы и устойчивы.

          К  5   годам дети:

          - различают и называют детали строительного материала (кубик, длинная и короткая пластины, брусок, призма);используют детали с учетом

5.

их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

          - преобразовывают конструкции в высоту, длину, ширину двумя способами;

          - конструируют по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу;

          - сооружают  8 – 10  несложных конструкций, не только передавая схематическую форму, но и внося различные детали для выделения конкретных особенностей объекта;

          - строят разные конструкции одного и того же объекта (до пяти вариантов усложняющихся конструкций домов, трамваев);

          - обследуют образцы в определенной последовательности, сравнивают их со схемами.

          Начиная с четырех с половиной лет года дети знакомятся  с конструктивными возможностями  бумаги.

          К  5  годам они:

          - складывают прямоугольный лист пополам и поперек,  совмещая при этом углы и стороны;

          - конструируют игрушки путем сложения листа (вагон, пригласительный билет, машина, автобус, двухэтажный дом и др.);

          - выделяют знакомый способ изготовления игрушки из бумаги при обследовании новой игрушки

          Летом воспитанники средней группы (4 – 5 лет) приобщаются к изготовлению игрушек и поделок из  природного материала.   Они:

          - плетут веночки и шапочки из листьев;

          - делают игрушки из скорлупы грецкого ореха (лодочка, ежик).

Развитие речи

          Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связанная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

          На  5-м  году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослым и сверстниками.

          Звуковая культура речи.  Ее основным направлением является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно

6.

уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.

          Дети в этом возрасте в большинстве своем уже четко произносят все звуки родного языка. Если ребенок не четко произносит шипящие, свистящие и сонорные согласные звуки – нужно обратить на это внимание.

          В сравнении двух предметов (вернее, слов, их означающих) дети легче находят слово с заданным звуком. Образец, данный взрослым, помогает малышу, он на него всегда ориентируется. Например, взрослый спрашивает ребенка: «В каком слове есть звук «р» - в слове мак или в слове рррак ? Где

Спрятался звук «сь», в каких словах – «сьсьсьэтка» или щетка ? и т.д.

          Ребенок 4 лет восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов настолько, что может подобрать «слова-друзья» : свечка – печка, галка – палка, норка – корка, игрушка – погремушка  и т.д.  Тем более, что дети испытывают определенную тягу к рифме.

          Развитое речевое дыхание позволяет им выполнять такие сложные упражнения, как катать карандаши и шарики по гладкой поверхности, дуя на них; выдувать мыльные пузыри; приводить в движение вертушки, направляя на них струю воздуха изо рта,  и т.д.

          Дети занимаются звукоподражанием (лесу, жукам, комарам, мотору, водичке и др.).

          Кроме того, у детей уже хорошо развит голосовой аппарат, они могут менять громкость голоса (произносить громко или тихо одни и те же слова, фразы), а также варьировать темп речи (говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки).

          Дети используют интонационную выразительность чтения стихов,  сказок, инсценируя их, читают по ролям, разными голосами за животных и персонажей.

          Грамматический строй речи.  Усложняется грамматическое оформление речи. Дети 4 – 5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Они упражняются в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения, названий предметов посуды,  мебели и др. Иначе говоря, дети на интуитивном уровне начинают использовать грамматические правила. Например, такие слова: сахарница, салатница, конфетница, но  солонка, масленка, кофейник, молочник и др.

          Многие дети употребляют нелогизмы – детские слова типа: «откнопил», «оконистый», «желтик», «красник» и т.д. На первый взгляд создается впечатление, что дети безграмотны. На самом деле это пример

7.

детского словотворчества, которое позволяет лучше и быстрее усвоить аналогии в словообразовании. Дети, которые не творят неологизмов, нуждаются во внимании со стороны педагога. Словотворчество – нормальное явление в процессе освоения ребенком родного языка.

          Лексическая сторона речи  (словарная работа). Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычленением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.

          Характерным для детей этого возраста является умение подобрать соответствующие предмету действия (ножницы – режут, машина – ездит, лопата – копает и т.д. или собака – лает, кусает, бегает, сторожит).

          Дети уже способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Однако некоторые дети затрудняются в классификации: животных – на диких и домашних, посуду – на столовую и чайную. Только когда у детей накопились конкретные представления, возможен переход к обобщению. Дети объединяют предметы по существенным признакам в логических упражнениях: узнают и называют предметы, выделяют признаки предметов (находят сходства и различия), обобщают и группируют. Они могут определить, что похоже, а что различно в предметах, игрушках, персонажах. Слова хорошо усваиваются, когда понятен их смысл. Словарь тесно связан с познанием окружающего мира. Последнее происходит через наглядность и описание дается словесное. Все слова находятся в речевых контекстах.

          Связная речь.  У детей 4 лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Во время пересказа произведения ребенок 4  лет способен выразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, что произошло.

          Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводя аналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят к маленькой истории из 2 – 4 предложений, позже -  к небольшим рассказам. Описание игрушки начинается с ответов на вопросы воспитателя, называния самых характерных признаков. Затем это переносится на описание внешности сверстников, взрослых.

 

   

 

         

           

       

8.

Развитие взаимодействия и общения со сверстниками

          В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста  уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми  остаются неравноправными : взрослый – воспитывает, учит, ребенок – подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе

Взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить в другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

          Игровое взаимодействие детей и общение

          По мере развития и усложнения сюжетно-ролевой игры, га основе ранее полученного социального опыта у детей 4 – 5 лет происходят дальнейшие изменения во взаимодействии и общении со сверстниками, которые становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами, нежели взрослый.

          В этом возрасте в совместную игровую деятельность вовлекается уже большее количество детей (от 2 до 5), увеличивается и продолжительность их игровых объединений (в среднем 15 – 20 минут, но в отдельных случаях взаимодействие детей может длиться  и 40 – 50 минут). Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.

          В возрасте 4 – 5 лет у детей еще не возникает отношение к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Как правило, он необходим им для реализации своих замыслов. Поэтому  чаще всего дети, предлагая другим поиграть, обращаются к ним с предложениями типа «Давай, я буду как будто …», «Я буду …». Несмотря на отсутствие у детей указанных отношений, в игре они уже весьма интенсивно взаимодействуют и общаются между собой.

Так, при распределении ролей дети из сначала называют, а затем каждый

9.

выбирает роль с учетом того, какие роли уже были взяты другими, иногда даже могут изменить сюжет, чтобы в нем нашлось место для роли другого.

Самое большое место в игровом взаимодействии детей этого возраста занимает ролевое общение: усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении

происходит дальнейшее развитие сюжета.

           Способы, которыми дети пытаются разрешить конфликты, возникающие в игре (наиболее часто они возникают из-за ролей), также отражают возросшую способность взаимодействовать с ровесниками. Все реже они пытаются оказать на партнера воздействие с помощью физической силы или взрослого, все чаще стараются (хотя бы на первых порах) договориться с партнером. Дети пытаются не просто отстоять, но и объяснить друг другу свои притязания и неправомерность притязаний соперника («Я первый сказал, что буду летчиком», «Я лучше знаю как надо лечить» и т.п.).

          При непосредственном общении друг с другом у детей этого возраста наблюдается большая согласованность высказываний, которые становятся сложнее, а также увеличивается продолжительность их бесед. Дети могут учитывать возможности слушателя (например, с малышом ребенок может говорить более простыми и короткими фразами. Нежели со своими ровесниками).

          Ребенку, который избегает общения со сверстниками либо его самого не принимают в игру другие дети, необходима помощь взрослого. Часто причиной нарушений взаимодействия ребенка со сверстниками является несформированность у него игровых навыков, неумение предложить интересную игру. Если  на характере поведения ребенка в общении и взаимодействии с другими негативно сказываются его личностные особенности, нужно обратиться к специалисту.

Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте

          Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

          В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и

10.

правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда,  когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

          Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил.

          4 – 5 –летними детьми нормы и правила также не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил не со словами: «Надо делиться», «Надо помогать», «Нельзя обижать другого» и т.п., а «Так не поступают», «Так нельзя» и т.п.

          Формирование обобщенных представлений приводит к тому, что следование правилам и нормам становится менее ситуативным, более устойчивым и самостоятельным. Так, 4-летние дети уже без напоминания взрослого здороваются и прощаются со всеми, говорят «спасибо» и «пожалуйста», самостоятельно одеваются, не  перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Но следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно. Неустойчива, ситуативна и избирательна в этом возрасте и регуляция поведения этическими нормами. Дети чаще склонны вести себя в зависимости от своих желаний и интересов, проявлять социально одобряемые формы поведения только в отношении значимых для них людей, в ситуации сопереживания другому.

          В 4 – 5 лет у детей оформляются представления о половых стереотипах поведения – что можно или нельзя делать мальчикам, девочкам.  

          Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только

11.

поведения другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

          Таким образом, поведение 4 – 5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Он уже может регулировать его, хотя в некоторых ситуациях для этого ребенку еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

Карта развития детей 4 – 5 лет

1. Развитие видов детских  деятельностей

          а) Игра:

          - выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль;

          -  самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3 – 4 действий.

          б) Рисование:

          - создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изображения.

          в) Аппликация:

          - может работать с ножницами (держать их правильно), вырезывая простые формы;        

          - составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу.

          г) Конструирование:

          - создает предметные конструкции из 5 – 6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);

          - осваивает конструирование из бумаги и природного материала.

2. Развитие двигательной сферы

          а) Развитие моторики  (координации движений):

          - может перешагивать через рейки гимнастической лестницы (горизонтально установленной на высоте 20 см от пола);

          - может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3 – 4 раза подряд;

          - может нанизывать бусины на леску.

          б) Проявление эмоциональных состояний в движении (вписать преобладающие признаки – по результатам наблюдения).

12.

3. Умственное развитие и развитие речи

          а) Умственное развитие:

          - может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;

          - может расположить по величине 5 – 7 предметов одинаковой формы;

          - по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4 – 5 деталей;

          - может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов;

          - занимается чем-нибудь, не отвлекаясь, в течение 15 – 20 минут;

          - может дать несколько (хотя бы 2 – 3) ответов на вопрос:»На что похожа фигурка ?» - об изображении фигурки неопределенной формы (например, контурное изображение куклы-неваляшки).          

          б) Развитие представлений об окружающем:

          - достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);

          - самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).

          в) Развитие речи :

          - правильно произносит все звуки (исключением могут составлять свистящие, шипящие и сонорные);

          - употребляет все части речи, появляется словотворчество;

          - самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого).

4. Социальное развитие

          а) Общение со сверстниками:

          - вступает в ролевое взаимодействие с детьми.

          б) Усвоение социальных норм и правил:

          - проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.);

          - замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников.

«Готовность  ребенка  к  школе»

Цели:

          - определить роль семьи в предшкольной подготовке ребенка;

          - ознакомить родителей с показателями готовности ребенка к обучению.

Подготовительная работа:

          - предварительная диагностика «Мотивационная готовность детей к началу учебного года»;

          - подготовка памятки-рекомендации родителям;

          - оформление приглашения родителям на собрание.

Участники;

      Заместитель директора школы по УВР, воспитатель, родители, школьный психолог, учителя начальных классов.

Основные понятия;

     Школьная зрелость, психическая готовность, социальная готовность, дидактическая готовность, здоровье школьника.

Ход собрания;

Организационная часть

     Воспитатель открывает собрание, называет тему, представляет участников.

     Круглый стол на тему «Каким должен быть первоклассник».

     Высказывания родителей обобщает педагог-психолог.

     Выступление учителя начальных классов на тему «Показатели готовности к обучению в школе».

     Перед поступлением ребенка в 1-й класс стоит провести диагностику его

Его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости дают, определив следующие показатели:

     *     физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения:

     *     психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам уровня развития интеллекта, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

     *     социальную готовность к школе ребенка как личности в его системе отношений с миром: отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам, правилам поведения и т.п.;

         *     дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики и т.д.).

     На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий или нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале, а затем в конце учебного года. Сравнение полученных результатов покажет, кто и насколько быстро развивается.

     Детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они были готовы к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики.

     Диагностика необходима и для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить изменения. По этой же причине диагностика нужна учителю.

     Основные аспекты готовности ребенка к школе:

*     здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно

обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Выполнение рекомендаций психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он  элементами самозащиты;

*     уровень воспитанности и нравственных качеств; трудолюбие;

отношение к окружающим;

*     выражение себя и своего отношения к окружающему миру

в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);

     *     знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные  вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;

     *     навыки учебной деятельности; мотивационная готовность ребенка к школе.

     Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и, таким образом, стимулирует его учебную деятельность. Очень важно своевременно формировать у ребенка навыкам учебной деятельности, не пугать его школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:

3.

                         ШКОЛА – ЭТО  НУЖНО !

                         ШКОЛА – ЭТО ТРУДНО!

                         ШКОЛА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

     Ознакомление родителей с результатами диагностики детей и индивидуальные консультации проводит педагог-психолог.

Заключительное слово.

     Подводя итоги, психолог предлагает родителям закончить фразу «Мне кажется, что у моего ребенка сформирована (не сформирована) …»

     Вручение памятки для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе».

Памятка-рекомендация

«Готов ли ваш ребенок к школе»

     Задайте своему ребенку следующие вопросы, которые помогут Вам определить, что ребенок знает о себе и своей семье.

     1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.

     2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?

     3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.

     4. Где они работают?

     5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы.

     6. Если родителей нет дома вечером и в выходные дни, где они могут быть? Как их найти?

     7.  Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?

     8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (говорят, что пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?

     9. Отгадай загадки о себе:

     *     один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);

     *     между двух светил я в середине один (нос);

    *     всю жизнь ходят вместе, а обогнать друг друга не могут (ноги);

     *     если б не было его, ты не сказал бы ничего (язык).

     

     Следующие высказывания помогут Вам выявить степень знаний и отношение ребенка к программе «Забочусь о себе сам»;

     1. Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет ежедневные правили личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

     2. Сформирована ли у ребенка потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т.д.?

     3. Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.

     4. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно употребляемых в больших количествах  (сахаре, соли, жирах и т.д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?

     5. Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

     6. Знание о пользе свежего воздуха, вреде пыли, о потребности жить в чистом помещении и принимать участие в уборке квартиры.

     7. Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом  и т.д.

     8. Знакомы ли ребенку некоторые приемы релаксации?

     9. Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать затраченную энергию?

     Ребенок должен обладать знаниями и специальными практическими умениями, необходимыми будущему первокласснику: общей эрудицией, знаниями об окружающем мире: временах года, растительном и животном мире, быте людей (одежде, обуви, постельном белье, посуде, технике); правилами поведения, правилами дорожного движения и т.д.

     Ребенок должен знать:

     *     цифры, знаки (+)  и  (-) ;

     *     смежные числа в пределах 10 («соседи-числа»);

     *     количественный состав чисел в пределах 10(состав числа);

     *     простейшие геометрические фигуры.  

     Ребенок должен уметь:

     *     читать числа до 10;

*     считать до 10 (прямой и обратный счет);

     *     ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку».

     Ребенок должен обладать устной грамотностью и знать:

     *     средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

     *     ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

     Ребенок должен уметь :

     *     проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

     *     различать и называть гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки;

     *     выделять ударение в словах;

     *     устно пересказать то, что только что прочитал (осознанность текста);

     *     обводить и списывать (срисовать) печатные буквы и слова.

     Требования к речи как показателю готовности ребенка к школьному обучению:

     *     ясное произношение всех звуков родного языка;

     *    умение ребенка говорить тихо – громко -тихо, менять темп речи быстро -  медленно – быстро;

     *   использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стихотворение;

     *   уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать разговаривающих людей;

     *  умение вести диалог логично; без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

     *   умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Уровень графических навыков:

     *     развитие мелкой моторики пальцев рук;

     *     умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

     *     умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

Уровень мышления и воображения:

     *     умение выполнять действие классификации;

     *     умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

     *     умение строить простейшие умозаключения.

     Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, оцените Вашего ребенка со следующих позиций:

     *     Умеет ли ребенок слышать Ваши указания и слушаться Вас в различных пределах, с первого раза?

     *     Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?

     *     Соблюдены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

     - основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

     - умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.

     *   Умеет ли Ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без Вашего личного контроля и присутствия?

     *  Каков уровень организованности и самостоятельности Вашего ребенка?

     *   По каким причинам ребенок хочет идти в школу (потому что купят портфель; надоело быть маленьким и ходить в детский сад; в школе я узнаю много нового и интересного).

Для родителей старших дошкольников

на тему: «Подготовка к школе»

Цель:

*     сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать

       о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

     В е д у щ и й. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.

Вопрос:

  1. Что же является важным в подготовке к школе?

     Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

     Ученые выделяют разные виды готовности к школе.

     Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

     Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты  школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стрем-

ление  ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других

    Важная сторона психологической готовности ребенка и школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать

2.

произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятель-

ности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления  в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.

Вопрос:

  1. Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий

первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества:

 настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранные на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

     Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то. Как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил

Текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти.  Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос  педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

     Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками,

находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Советы родителям :

  1. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

  1. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

  1. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе м ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

  1. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

  1. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

  1. Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. О носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

 

     Можно предложить родителям просмотр несколько фрагментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

     Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики с дошкольном возрасте  может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

     Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.



Предварительный просмотр:

                                Открытое  занятие по развитию речи.

Тема:  « Этот загадочный космос» .

Цель:   познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к  

             космическому  пространству; расширить представление детей о

              профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии;

              развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

          - Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну). Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия. Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

          Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

          И вот ученые под руководством конструктора Сергея Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту – послать человека в космос.

          12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

     Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт – Г.Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще одно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В.Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт – С.Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они медицинские наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю

о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в также, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

                                       Дома за книжкой и в детском саду

                                       Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

                                       Лететь на Луну.

                                       Упорно мечтают они  о Луне

                                       И даже летают …  но только во сне.

          - А вы. Ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

          - Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

          - Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что

бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

          - А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

          - А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.

          Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними

Легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом).

          Все космонавты – мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают,

Занимаются различными видами спорта.

          - Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в

отряд космонавтов: Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот

такую тренировку.

          Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так …»

          - Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

     Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет?»

          - Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего  же еще у нас не хватает? (Ракеты). 

          - Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места).

          - Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

          (Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают …).

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

          - До свидания, ребята, счастливого пути!

Использованная литература:

Е.Н.Вареник «Утренняя гимнастика в детском саду» Москва 2008; «СФЕРА».

Сборник дидактических и подвижных игр. Москва 1962; «ПРОСВЕЩЕНИЕ        РСФСР»

Е.В.Субботский «Ребенок открывает мир»  Москва,1991 «ПРОСВЕЩЕНИЕ  

Бондаренко,,,,,,,,,            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал в разделе "Начальное образование"

Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образования....

План-график распределения учебного материала

План-график учебного материала  с первого по четвертый квартал для второй младшей. средней и старшей групп...

Учебный материал по хатха-йоге

Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа....

Учебный материал

Учебный материал...

распределения учебного материала по плаванию в доу

распределения учебного материала по плаванию в доу...

Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"

Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...