Учебный материал по хатха-йоге
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hatha.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, предупреждения некоторых заболеваний, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. В хатха-йоге существует три «золотых правила».

Последовательность с постепенным переходом от простого к сложному.

Систематичность и регулярность.

Умеренность во всем.

           Работа по данной теме ведется с 1999 года с детьми старшего дошкольного возраста. Были изучены многие источники, рекомендации  и литература по вопросам оздоровления детей:

Чистяков М.И.Психогимнастика-М,1990г.

Васильев Т. Э.Начало хатха-йоги.

Евтимов В. Йога-М, 1986г.

Чжичжун Бянь. Секреты молодости и долголетия-М, 1989г.

ж. Дошкольное воспитание.№9 ,1993г.

Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления. М,2000г.

Змановский Ю. Ф. здоровый дошкольник. М,1991г.

         На основе выше указанной литературы была разработана мини-программа, которая рассчитана на 2года обучения детей от 5 до 7лет.

Цель: Укрепление здоровья детей, достижение гармонии трех начал                человека: физического, умственно-эмоционального (психического) и       духовного.

Задачи: 1.Совершенствование психических процессов: познание своего характера, укрепление воли.

2.Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

3.Духовное обогащение: научиться быть чистоплотными внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, веселым, не причинять вреда другим.

4.Обучению выполнения правил здорового питания и гигиены.

5.Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.

         В работу внедряется методика комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, а также коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья детей, которая разработана на основе комплексной системы психосаморегуляции В. В. Антонова и Г. Ю. Вавер, системы хатха-йоги и китайских оздоровительных систем.

В качестве методов физического развития используются динамические, статические, дыхательные упражнения хатха-йоги и упражнения, разработанные на основе китайских оздоровительных систем, из которых создаются специальные комплексы, оказывающие целенаправленный оздоровительный эффект на организм ребенка с учетом характера патологического процесса. Нервно-психическому развитию способствуют методы эстетико-терапии: игры-медитации, спонтанный танец, прослушивание музыкальных образцов, изобразительная деятельность, активизирующие положительные эмоции, гармонирующие внутренний мир ребенка, создающие ощущение душевного комфорта, способствующие формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также игры для развития мышления, внимания, наблюдательности, памяти. В программе  занятий предусмотрены проведение бесед на этико-нравственные темы с последующим обсуждением, что позволяет правильно формировать личность ребенка.

        Каждое занятие строится по определенному плану.

Вводная медитация (сосредоточение на том или ином предлагаемом в игровой форме образе) Например: «Цветы». Дети изображают цветы на полянке. Каждый цветок распространяет аромат, привлекая к себе насекомых и радует своей красотой все живые существа вокруг. Дети наслаждаются теми приятными эмоциями, которые они дарят окружающему миру.

Игры с включением упражнений системы хатха-йоги и элементов китайских оздоровительных систем. Сюда входят динамические, дыхательные упражнения и статические позы.

          Динамические упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно- мышечную и сердечно-сосудистую системы.

           Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега.

           Дыхательные упражнения системы хатха-йога включают в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания «ХА». Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект у ЧБД.

Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

            Статическая поза или асана хатха-йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Каждая асана начинается с периода освоения, поэтому сначала она выполняется в динамическом варианте (повторяется несколько раз). Затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях  в некоторых участках тела в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны.

             Потом ребенку предлагается представить себя в образе, которому соответствует название асаны (Например: рыбы, кошки и т. д.). Фиксация в статической позе происходит на короткое время 5-15 сек., максимально до 1 мин.

             Асаны вводятся в комплексы постепенно: начинают с 3-4 простых асан и доводят до 8-10 более сложных.

Релаксация (расслабление).

  Завершается комплекс одним из видов расслабления в игровой форме, предлагая детям полежать на спине, на боку (Например: свернувшись клубочком как котенок). Или на животе (Например: в позе крокодила или черепахи).

4 Эстетико-терапия.

5. Беседы на этико- нравственные темы.

В течение занятия используются различные музыкальные произведения. Музыкальный фон дается в самом начале и служит для настройки детей на занятия; во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движений; во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение; музыка сопровождает игры-медитации, упражнения.

 

Практический материал.

Закаливающие процедуры после сна.

Цель. Закаливание и подготовка организма к активной деятельности.

        Дети просыпаются под спокойную музыку и выполняют упражнения на кроватях.

«Потягивание» - руки за голову, ноги прямые, тянем носочки.(3-5раз)

«Ножницы руками» - лежа на спине (4-6раз)

«Жуки» - свободные  махи руками и ногами (3-5раз)

«Поза «рыбки»» - опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками. (Хатха - йога)(2-3раза)

И. п.: лежа на спине, руки на животе. На вдох – втягивание живота, на выдох – выпячивание (4-5раз) (Диафрагмальное дыхание)

Точечный массаж.

        1.Просыпается лицо, подушечками пальцев проводим от носа до ушей 10 раз.

        2.Тыльноц стороной рук тянем от подбородка до ушей. Счет обратный 10, 9, 8, 7…

        3. Просыпается лоб, нажимаем подушечками пальцев на лоб и тянем до висков. Счет порядковый: 1-ый, 2-ой, 3-ий…

        4. Просыпаются уши.

        а) прижимаются ушные раковины к голове, затем опускаются. И так 10 раз.

б) захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потянуть их вниз, затем отпустить.10 раз. Счет хором.

        в) ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся спереди выступ ушной раковины; поворачивать и сдавливать его во все стороны в течении 20-30 сек.

Массаж рук.

Растираем большой палец, при этом повышается функциональная деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

а) Указательный палец – активизирует деятельность желудка.

        б) Средний – кишечник.

        в) Безымянный – нормализует функцию       печени.

        г) Мизинец – работу сердца.

Полоскание носа. (Хатха-йога)

На стакан теплой отстоенной воды добавить 0,5 ч. л. поваренной соли. половину готового раствора постепенно выливать в глубокое блюдце или сложенную ковшиком ладонь и втягивать одной ноздрей, предварительно вдохнув носом немного воздуха. Другую ноздрю при этом зажать и наклонить голову в сторону промываемой половины носа. Дышать ртом. То же проделать с другой ноздрей. После этого потрясти головой, наклоняясь над раковиной, чтобы вода вытекла из носа. Затем сделать несколько коротких вдохов и сильных выдохов через обе ноздри, чтобы полностью удалить воду из носовых ходов.

Полоскание горла.

        Дети набирают в рот воды. Опрокидывают голову назад и полощут горло. Полоскать надо так, чтобы звенел «колокольчик».

        Раствор воды готовится из расчета: на 3 литра воды 3 ст. ложки соли, до 10 капель йода. Раствор разливается в стаканы по 100гр.

И. П. – лежа на спине, выпятить грудь, убрать руки под спину, выгнуться.

        Теперь снимем всю усталость. Лягте ровно, руки за голову, закройте глаза и представьте: над собой синее-синее небо, светит улыбаясь осеннее солнышко. Подумайте, о чем-то хорошем, добром.

        Дети встаньте, Перестроение в круг. Давайте поблагодарим солнце за его тепло. Дети дружно говорят «Спасибо, солнце!».

Литература.

Чистяков М. И. Психогимнастика – М.,1990г.

2. Бянь Чжичжун. Секреты молодости и долголетия-   М., 1989г.

3.  ж. «Дошкольное воспитание»-1993г.

Евтимов В.Йога-М.,1986г.

Васильев Т. Э., Начало Хатха-йоги. 1998г.

Мартынов С. М. «Здоровье ребенка в ваших руках». 1991г.

Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава мордовской ССР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка «Хатха-йога» для детей 6-7 лет Тема: сказка-йога «Терешечка»

Задачи:Образовательные:- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);Развивающие:- продолжа...

План-конспект физкультурного занятия с элементами хатха-йоги «Путешествие в страну Йоги»

План-конспектфизкультурного занятия с элементами хатха-йоги «Путешествие в страну Йоги»...

Консультация для родителей "Детская йога" (хатха йога)

Хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста.В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяетсястатическому поддержанию по...

Серая звездочка – сказка-йога о жабе - конспект оздоровительного занятия с детьми 4 - 5 лет с элементами хатха-йоги

Актуальность занятий с элементами хатха-йоги для детей дошкольного возраста   Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направл...