Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).
статья по теме

Гончарова Нина Николаевна

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период для формирования духовно-нравственных основ. Мы считаем, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_dnv.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе сотрудничества семьи и детского сада

(из опыта работы).

         Воспитывать человека – значит

                                                                                                 определять судьбу нации.

                                                                                                                 Святейший Патриарх

                                                                                                                  Московский и всея Руси

 Алексий II

 

      В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

      Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период для формирования духовно-нравственных основ. Мы считаем, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

      Предпринятые нами попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

      Педагогический коллектив нашего детского сада убежден,  что формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

      Поэтому неслучайно в 2008 году в нашем детском саду была разработана целевая программа по взаимодействию с семьей «Сотрудничество». Одной из задач которой было возрождение семейных традиций на основе воспитания духовно-нравственной личности.

      В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие  с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка.

     Это позволило спланировать дальнейшую деятельность нашего коллектива по возрождению традиций православного семейного воспитания и определить основные направления работы:

  1. духовно-образовательное,
  2. культурно-познавательное,
  3. нравственно-трудовое.

      Исходя из этих направлений, организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду подчинена единой цели – сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры и стремление возродить традиции семейного воспитания. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать музыкальную культуру.
  4. Прививать трудовые навыки.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

      Немного подробнее хотелось бы остановиться на направлениях деятельности, которые создают основу для плодотворной работы.

      Духовно-образовательное направление.

      Ни для кого не секрет, что для начала успешной работы в той или иной области необходимы определенные условия, одним из которых является подготовка и образование взрослых – педагогов и родителей. Поэтому в 2009 году 3 педагога детского сада приняли участие в работе информационно-обучающего семинара «Формирование пространства духовно-нравственной культуры в образовательном учреждении». В 2010 году пять педагогов прошли курсовую подготовку по социокультурному циклу «Истоки», что позволило апробировать данную программу в этом учебном году. Методическая работа тоже отвечает поставленным задачам, для воспитателей детского сада проводятся семинарские занятия «Внедрение православно-ориентированной программы «Истоки» в образовательный процесс», консультации специалистов «Содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», тренинги и т.д.

      В детском саду ведется целенаправленная работа с родителями по возрождению традиций православного семейного воспитания. С этой целью проводятся консультации специалистов, конференции, открытые занятия. Так, в мае 2009 года на конференции по проблемам взаимодействия с семьей, проводимой в детском саду, был представлен лучший опыт семейного воспитания «Растим счастливого малыша», «Семейные ценности», «Приобщение детей к труду в семье Гусевых» и др.

      Положительным опытом сотрудничества педагогов и родителей нашего детского сада является организация и проведение Недели Семьи, приуроченной к Международному Дню Семьи. Именно здесь, на одном из заключительных мероприятий, родители представляют опыт семейного воспитания, а его становится все больше и больше («Духовно-нравственное воспитание в семье Жиленко», «Формула счастья семьи Зеленкевич», «Традиции семьи Тотминых»  и др.)

      В основу воспитательной системы положен проектно-исследовательский метод. В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников были реализованы мини-проекты «Моя дружная семья», «Родные истоки», «Защитники Отечества». Завершающим этапом проекта «Защитники Отечества» явилось изготовление Венка памяти и возложение его вместе с родителями к Памятнику погибшим воинам в День Победы.

     В рамках реализации программы «Истоки» с детьми проводятся организованные занятия. Темы берутся близкие к восприятию ребенка: «Любимый образ», «Праздничная песня», «Дружная семья», «Радость послушания» и другие.

     Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой, развлекательной форме можно знакомить детей с традициями русского народа, с его историей. А это уже следующее направление нашей деятельности – культурно-познавательное.

      В нашей работе  удачно зарекомендовали себя такие формы, как:

  1. совместные мероприятия педагогов и родителей: консультации  «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании», беседы, вечера для родителей и т. д.;
  2. совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники, концерты, фестивали, экскурсии, выпуск совместных газет, создание мини-музеев, выставки совместного творчества, акции и т.д.

      Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

      Создание мини-музеев.

      С большим удовольствием педагоги, дети и родители нашего детского сада участвуют в создании мини-музеев. Так, на протяжении целого года мы вместе собирали экспонаты для музеев «Жили-были», «Русская изба». Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие» – коврики, скатерти, полотенца, салфетки, устаревшие предметы быта, юбилейные и старинные монеты и др. Предметы народного костюма, макеты предметов старинного быта, народное песенное творчество, игры используются в драматизации народных сказок, традиционных праздниках, таких как «Масленица», «Богатырская сила».      

      Традиционно патриотизм – одна из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. Чем, в плане такого воспитательного направления, может быть полезен музей?

      Развиваясь, ребенок не может «самоутвердиться вообще». Он утверждает себя непременно на основе каких-то впечатляющих его лично примерах. Поэтому мы используем личные архивы родителей. В мини-музее Воинской славы воспитанники примеряют военную форму солдат Великой Отечественной войны и современной Российской армии. Воспитатели рассказывают детям о героическом подвиге солдат в годы войны. Совместными усилиями создан альбом «Прославим землю русскую», подобрана различная художественная и научно-познавательная литература для чтения детям.

      Третье направление работы – нравственно-трудовое, которое осуществляется в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, художественно-творческой.

      Зимой ребята вместе с воспитателем расчищают дорожки, постройки от снега, лепят снежные скульптуры. А летом с удовольствием работают на нашем огороде и в цветнике. Дети сажают овощи, цветочную рассаду,  пропалывают и поливают грядки и клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.

      Традиционным в детском саду стало проведение акции «Сделаем наш детский сад красивым!» Дети с большим желанием наравне со взрослыми участвуют в благоустройстве территории. Все вместе мы приводим в порядок деревья и кустарники, возделываем клумбы, высаживаем цветы, ремонтируем постройки, разрисовывая и расписывая их в самые яркие цвета.

      Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе со взрослыми, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что  затраченные усилия не прошли даром.

Результатом нашей работы мы можем считать то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.

В заключение  хотелось бы сравнить каждого своего воспитанника с цветком.

     Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Н.Н.Гончарова, старший воспитатель

МДОУ детский сад № 18 «Малыш» п. Пижма, Тоншаевский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации...

«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье и детском саду» (из опыта работы)

В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, та...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни....

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...