«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»
презентация по теме

Презентация опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentaciya_opyta.doc64 КБ
Файл prezentaciya_11.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Ренёва Елена Николаевна, воспитатель

МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 10 «Ягодка»

города Котельнича Кировской области


 «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития   ребёнка дошкольного возраста»



Тема моего опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста» выбрана неслучайно.

 Оригами - древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок.  Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что это уникальное средство формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Данная техника  - не только полезное занятие, но и интересное развлечение,  в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность. Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах и олимпиадах, спектаклях и праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге оказывает положительное влияние на  формирование личности в целом.

 Согласно федеральным государственным требованиям, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и личностные качества,  предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.  Общаясь с учителями начальных классов в рамках преемственности со школой, мы выявили следующую проблему:


дети приходят в школу с широким кругозором,  большим объёмом знаний, сформированными навыками чтения и счёта, но у них недостаточно развиты сенсомоторные навыки, устная речь,  способность организовывать свою деятельность.


Данную проблему считаю актуальной  и её решение вижу в осуществлении разных видов детской деятельности, способствующих развитию потенциала ребёнка,  среди которых особое место занимает работа с бумагой в технике оригами, основанных на реализации поставленной цели и внедрении следующих принципов: 1.Принцип доступности. При ознакомлении детей с новым познавательным материалом приоритетная роль отдаётся игре. 2. Принцип интеграции. Занятия оригами позволяют осуществить комплексное взаимодействие различных образовательных областей. 3. Принцип активности, самостоятельности, творчества.


Возможно, возникнет вопрос: а в чём же заключается инновационность моего опыта?  По программе конструирование из бумаги вводится со средней группы, я же начинаю заниматься  этой работой с более раннего возраста. Одним из важных моментов считаю знакомство и обучение детей не просто конструированию из бумаги, а использование именно модульного моделирования, которое  представляет собой многократное повторение одних и тех же действий, тем самым способствует прочному закреплению полученных знаний и использованию их в свободной деятельности.


Изучив литературу, я пришла к мнению, что работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников.


Работу в данном направлении начала с младшего возраста.


Уже с первых занятий стало ясно, что малыши трех-четырех лет могут выполнить несложные задания. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут.  


Сначала мы  мастерили очень простые поделки. Сминали бумагу и когда клали  на стол,  она  начинала слегка разворачиваться и  «шевелиться» отсюда и пошло название серии занятий – «Живая бумага», которые   проводила в форме игры. В результате  воспитанники смогли изготовить много различных поделок, нашедших практическое применение в группе: весёлая гусеница и корзина с грибами стали украшением раздевальной комнаты, а разноцветные шарики и снежки повысили двигательную активность. Дети узнали о том, что бумага бывает разная, мы вместе  создали альбом «Сорта бумаги»,  а о свойствах и необходимости бережного обращения с ней  поведал Гном Эконом. Эта  работа помогла расширить кругозор, развить любознательность. Малышам нравится заниматься с бумагой и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка.


К концу учебного года дети  загибали уголки и мастерили кружочки разноцветной бумаги: яблоки, огурцы, помидоры, которые затем  наклеивали  на лист, и в результате  получался сад или огород.


Главным моментом в работе с детьми этого возраста является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.


 К празднику 8 марта  дети участвовали в изготовлении праздничных открыток  в подарок мамам, которые берегут эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе открыточку с цветочком? Получается, что оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит быть внимательными к своим близким, вызывает желание делать подарки, хранить в памяти общие впечатления.


Вспомните  о том, как в детские годы, смастерив какую-нибудь поделку своими руками, вы несли её подарить кому-то из близких. Что вы при этом испытывали? Наверное,  чувство  радости и гордости.  


А когда твой  собственный ребёнок, будучи совсем маленьким, с восторгом  в глазах дарил какой-нибудь подарочек, принесённый из детского сада?..


В средней группе, продолжая работу по теме, я расширила познавательный аспект. В форме сказок с применением наглядности я предоставляла детям познавательный материал. Например, при знакомстве со сказкой «Волшебное превращение ёлочки» дети узнали, что бумагу  производят из хвойных пород деревьев.  Сказка «Путешествие Квадратика» познакомила дошкольников с тем, что бумагу изобрели в Китае, а первые мастера по складыванию поделок  появились в далёкой стране Японии. В результате у моих воспитанников расширился кругозор, пополнился словарный запас.


Так, при знакомстве с новыми приёмами складывания  занятия проводила в виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен  одной логичной и образной историей.


 Ребята 4-5лет  в игровой форме  легко усвоили такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль.  Научившись изготавливать «Треугольник» путём складывания квадрата по диагонали, мы приступили к изготовлению  различных игрушек в технике оригами, и использованию их для игровых ситуаций.


Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я  использовала разные приёмы.  В ходе детской деятельности  стремилась создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели.


Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.


 В старшей группе, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу проводила более углублённо. Организовала кружок «Волшебный цветок».


На занятиях кружка дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок,  основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.


Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяла различные формы работы с детьми. Объяснение  начинала с загадки, вносила готовую модель поделки, проводила дидактические игры. Занятия кружка были интересны  детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Изготовленные стаканчики пригодились в походе, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» каждый покупатель имел свой эксклюзивный кошелёк, весёлых пчёлок дети забрали домой для игры с котятами и т.д. Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Это позволило освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.


К концу учебного года мы постепенно перешли к модульному  оригами. Эта техника интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. Так возникла серия занятий «Оригамские цветы», где дети не только совершенствовали навыки мастерства, но и узнавали полезную информацию о  многообразии мира флоры, знакомились с легендами о  цветах. Модульное оригами интересно тем, что после освоения приёма ребёнок стремится многократно  самостоятельно выполнить такую же поделку для подарка, что невозможно при использовании традиционных техник. При этом он проявляет волевые усилия по развитию мелкой моторики, учится организовывать свою деятельность.


По результатам работы кружка были организованы выставки. Лучшие работы  участвовали в межрайонной выставке декоративно – прикладного искусства «Многоцветие талантов», где работа Шубина Севы заняла 1 место.


         В подготовительной группе  в связи с большим интересом детей к бумажному моделированию  продолжила работу кружка, в котором принимали участие  все заинтересованные.


На занятиях  использовала последовательное усложнение  заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка.


Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительного представления (“игра в молчанку”), складывание только по словесному описанию. Выполнение  таких заданий выявляет индивидуальные способности детей.


С целью формирования интереса воспитанников к складыванию поделок в технике оригами проводила занятия-загадки: когда нет образца, и результат работы будет ясен только в конце занятия. На таких занятиях проверяла уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей.


Хочу отметить, что оригами хорошо выявляет конструктивные способности детей, учит их работе со схемами.  Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагала различные «ребусы», в которых пропущен один  и более шагов складывания поделки,  когда дети должны были восстановить пропущенное самостоятельно.


Затем усложнила работу.  Проводила занятия  на тему «Придумай сам», в ходе которых  девочки мастерили разнообразные фантастические цветы, а мальчики – летательные аппараты.


При выполнении коллективной композиции «Ромашковое поле», ребята прикрепляли свои работы на общее панно, таким образом, была организована общая выставка, способствующая воспитанию чувства коллективизма.


Считаю, что применяемые мною  методы и приёмы обеспечивают  устойчивый интерес дошкольников к занятиям. Такое увлечение, на мой взгляд, в большей степени связано с самой сущностью оригами, где  сходятся  разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное), размышление и воображение, интерес  быстрого достижения  цели. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает  схемы, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук.


Ребята, посещающие кружок «Оригами», охотно участвовали в  выставках работ на разных уровнях, где неоднократно становились призёрами и дипломантами. 


Поделки из бумаги мы использовали для игр,  украшения и оформления группы,  участка, театральной деятельности, в качестве подарков. Эти работы регулярно украшали раздевальную комнату, чем привлекли внимание родителей, которые активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением детей и родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.  Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители - консультироваться в вопросе техники. В родительском уголке были помещены консультации по знакомству, значению  и освоению  техники оригами. В связи с возрастающим интересом родителей к данной теме провела семинар-практикум «Волшебный квадрат». Совместные работы детей и родителей приняли участие в выставках как внутри детского сада, так и в межрайонном конкурсе «Многоцветие талантов».


Проведенная работа  принесла благотворный результат. По итогам диагностики видно, что у детей, занимающихся в кружке «Оригами», на конец учебного года  повысился  уровень развития мышления,  внимания, памяти, сенсомоторных навыков.


Анализ уровня адаптации к условиям школьной деятельности  показал успешный результат.


Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.  Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста  являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а,  следовательно, оказывают важное значение на  успешную подготовку к школьному обучению.


Изготовление поделок из бумаги заинтересовало не только педагогов нашего ДОУ, но и коллег из других детских садов города, а так же учителей начальной школы для которых были проведены мастер-классы. В результате данной работы появилось поле для преемственности. Посещая учебные заведения города, вижу, что мой опыт получил распространение.


В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение более сложных приёмов работы с бумагой в данной технике и широкое применение их в своей педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ягодка» города Котельнича Кировской области Презентация педагогического опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста» автор: Ренёва Елена Николаевна , воспитатель I квалификационной категории

Слайд 2

« Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А. Сухомлинский) «Занимайтесь оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем - умом…» ( Ф.Фребель ) «Займите детей, и у вас не будет проблем с дисциплиной…» (А.В. Луначарский)

Слайд 3

Уровень подготовки детей к школьному обучению (выпуск 2004 года) свидетельствует о том, что: у детей хорошо сформирована произвольность поведения; дошкольники в достаточной степени овладели средствами познавательной деятельности; обладают высокой мотивационной готовностью к обучению в школе НО: - у 60% – недостаточно развита устная речь -у 35-40% - не развита мелкая моторика - у 70% - не сформировано умение организовать свою деятельность

Слайд 4

Цель: Создание условий для развития сенсомоторных навыков детей, формирование коммуникативных способностей и умения самостоятельно организовать свободную деятельность.

Слайд 5

Дети 3-4-х лет выполняют несложные задания Рассматривание альбома «Сорта бумаги» Кукольный театр оригами по сказке «Колобок» Конструирование «Гусеница» Конструирование «Грибочки»

Слайд 6

Подарок для мамы

Слайд 7

Ребята 4-5 лет в игровой форме легко усваивают термины и понятия оригами Аппликация из базовой формы «Треугольник» «Бабочка» «Ёлочка» «Собачка» Сгибание листа в разных направлениях

Слайд 8

Приёмы работы в средней группе: показ, объяснение познавательного материала в форме сказки, совместное проговаривание каждого этапа складывания поделки, помощь тем, у кого имеются затруднения, повторное объяснение непонятного этапа работы.

Слайд 9

Кружок «Волшебный цветок» Формы работы: Занятие-сказка; Рассматривание готовых моделей; Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Угадай, на что похоже?», «Посмотри и назови» и др.; Практическое использование поделок Использование модульного оригами

Слайд 10

Победитель межрайонной выставки «Многоцветие талантов», 2008 год

Слайд 11

Кружковая работа в подготовительной группе Работа со схемами Практическое занятие Выставка работ

Слайд 12

Методы и приёмы работы в подготовительной группе: Складывание на основе зрительного представления; Самостоятельное складывание по схеме; Складывание по словесному описанию; Выполнение работы без образца; Использование ребусов; Задания «Придумай сам»; Выполнение коллективной работы.

Слайд 13

Формы работы с родителями: Анкетирование Предоставление наглядной информации Консультации Семинары-практикумы Обмен опытом Создание передвижной библиотеки Организация выставок в группе, ДОУ и на городском уровне

Слайд 14

Результаты диагностирования, проведённого учителями начальных классов (данные последнего выпуска 2009 г.) Выполнение умственной работы для сознательного усвоения знаний – 97% Произвольное владение своим поведением – 95% Способность к самоорганизации - 95% Уровни успеваемости: высокий – 85% средний – 15% низкий – 0%

Слайд 15

Сотрудничество с коллегами Мастер-класс в ДОУ по изготовлению цветка «Тюльпан» Изготовление «валентинки» в МОУ СОШ № 5 Мастер-класс «Новогодняя открытка» с коллегами города

Слайд 16

Приглашаю к сотрудничеству! МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ягодка» 612601, г. Котельнич, ул.Октябрьская, 162. Телефон: 8 (8332) 4-22-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение на тему:"Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития дошкольного возраста"

Дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких...

Мастер-класс для педагогов "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста"

В материале представлен обзор опыта работы по  программе дополнительного образования "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития   р...

«Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок ...

«Проектная деятельность - как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».

В данной статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация. Тема: «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.»

ИСТОРИЯ ОРИГАМИО таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бу...

Мастер – класс для родителей: «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»

Познакомить родителей с техникой оригами, сформировать у них специальные знания в вопросах развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи и мышления. ...