Главные вкладки

    Воспитание маленького петербуржца
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    В данном материале дан анализ программ по петербургуведению, приобщению к русской культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon wrl2786.tmp_.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ МАЛЕНЬКОГО ПЕТЕРБУРЖЦА

                                                                                                      В осеннем тумане

                                                                                                 В январском снегу

                                                                                              Стоит Петербург

                                                                                               На морском берегу

                                                                                                       (  Н.Полякова)

    В 2001 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

    Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.

    В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).

    Академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней  родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.

    Поэтому нравственное – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Временный стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

    Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей родины.

    Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

    1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
    2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
    3. Воспитание уважения к труду людей;
    4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
    5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
    6. Расширение представлений о России, ее столице;
    7. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
    8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
    9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

    Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

     Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет  и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняться и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

    Для реализации нравственно- патриотического воспитания дошкольников необходимы:

    1. Создание благоприятных материально – технических и социальных условий;
    2. Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала  опорой на опыт и чувства детей;
    3. Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
    4. Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

    В основе этого сложного процесса лежит развитие чувств.

    « Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - писал К.Д.Ушинский.

    Особую группу составляют нравственные чувства.

    « Те высокие нравственные…чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.

    Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д.Ушинский, Н. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости. Способности противостоять лжи и жестокости.

    Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Именно этому посвящена программа «Я –Ты –Мы» (О.Л.Князева),способствующая  решении проблем нравственно – патриотического воспитания детей.

    Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». К.Д.Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

    Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. В этой связи большую помощь в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников оказывает программ О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная программа помогает приобщить детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личности культуры ребенка как основы его любви к Родине.

    Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение.  Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

    Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

    Семья

    Детский сад

    Родная улица,район

    Родной город

    Страна, ее столица, символика

    Права и обязанности - Конституция

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю педагогу необходимо выделить характерное только для данной местности, данного края. Любой край неповторим в замечательном народном творчестве.

    Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

    Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью,      впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.

    Целесообразно знакомить детей с городом, используя локальный материал, т.е. привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимание.

    Сведения и понятия о своем родном городе дети усваивают, начиная с малого. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, где находится детский сад.

    Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы.  Ему объясняют, что у каждого человека есть свой родной дом и город. Где он родился и живет. Для  этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает сознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

    Продолжением работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.

     К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи, и  традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.

    Для того, чтобы ребенок гордился своим городом, необходимо постоянно пополнять его знания о нем. Большая роль в этой работе отводится экскурсиям. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует подготовить ребенка, важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

    Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом имеется немало разнообразных средств и методов:

    1. Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города. Улиц;
    2. Рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, фильмов;
    3. Наборы открыток, альбомы с видами городов помогут дошкольнику познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен. Слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение к ним;
    4. Побуждение ребенка к различной деятельности. В которой он может отражать имеющиеся знания и впечатления о родном городе (в играх, рисовании, лепке, поделке игрушек, пении песен, чтении стихов и др.), способствует переосмыслению знаний, выражению своего отношения к окружающему;
    5. Привлечение ребенка к посильному общественно полезному труду в ближайшем для него окружении. Например, совместный с родителями труд по благоустройству двора, территории детского сада.
    6. Поощрение ребенка за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за примерное поведение в общественных местах.

    Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у  дошкольника чувство восхищения родным городом, создать у него любовь и привязанность к родным местам. С этого начинается чувство Родины.

    Санкт – Петербург  - культурная столица России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга отличаются высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.

    Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – это бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца. Давайте подготовим детей к этой встрече с чудом. Эту работу можно начинать с младшей группы детского сада, и обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями.

    Приобщая детей к культуре, истории и традициям Санкт – Петербурга и к истокам русской народной культуры, мы в нашем детском саду используем методическую разработку «Здравствуй Петербург» Н.И.Ворониной, составленную на основе адаптированного для дошкольников курса «Чудесный город» Л.К.Ермолаевой и программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.

     Работа ведется по проекту «Если выпало счастье здесь жить».

    Цель проекта: Создание условий для гармоничного развития личности ребенка, осознающего себя жителем Санкт – Петербурга и продолжателем его традиций.

    Задачи проекта:

    1. Создание особого музейного пространства в ДОУ: «Русской избы» и «Петербургской гостиной», позволяющих получить наглядное представление о соответствующей эпохе, окунуться в атмосферу и условия жизни народа в прошлые времена.
    2. Установить связи с культурными учреждениями нашего города (музеями, туристическими бюро, детской филармонией и пр.) с целью совместного сотрудничества.
    3. Привлечение родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, занятий.

    В детском саду разработан цикл занятий, посвященный знакомству детей с нарушением зрения с историей города. Занятия проходят в «Петербургской гостиной».

    В каждой группе оснащен уголок Петербурговедения. В нем подобраны игры, альбомы, иллюстрации, книги, мозаики по петербургской тематике.

    Наш детский сад имеет свой герб, Создана летопись «История развития дошкольной тифлопедагогики в Санкт – Петербурге.

     Для старших дошкольников организуются автобусные экскурсии по городу, экскурсии в музей хлеба, музей истории города.

    Совместно с родителями проводятся выставки семейных реликвий, фотографий «Любимые места в Санкт – Петербурге», «Рисуем сказки Пушкина»- рисунки и поделки по сказкам А.С.Пушкина.

     Дети совместно с родителями рисовали генеалогическое древо семьи, герб семьи.

    Проводятся комплексные занятия: «Наш Пушкин», день памяти героической обороны города, посвященные Васильевскому острову « Я живу на Васильевском».

    В « Русской  избе» проводят занятия, посвященные знакомству детей с бытом, ремеслами и традициями русского народа. Детей учат мастерить кукол из тряпок, мочала, ниток.

    Совместно с родителями проводятся праздники:

    1. Кузьминка
    2. Святки
    3. Масленица
    4. Встреча Весны
    5. День защитника отечества.

    На совместных занятиях с родителями дети овладевают народными ремеслами, разучиванием народных песен, потешек, частушек.

    Организуются экскурсии в «Русскую деревню», спортивные праздники с элементами народных игр.

    Регулярно  в детском саду проводятся концерты детской филармонии, показ кукольных спектаклей.

    Мы надеемся создать все условия для развития гармоничной личности ребенка с нарушениями зрения, осознающего себя достойным жителем Санкт – Петербурга, продолжателем его традиций, а также создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры. В результате активизируется творческая деятельность детей, повышается их увлеченность, заинтересованность в самостоятельной исследовательской работе, для решения поставленных задач. Мы надеемся повысить заинтересованность родителей к жизни ДОУ, поможет лучше узнать своего ребенка, наблюдая его в различных видах деятельности: игре, творчестве, на праздниках и занятиях.

    Для знакомства дошкольников с Санкт – Петербургом обычно используют следующие программы: «Взрослеем вместе с городом» Г.С.Вежель; «Чудесный город» Л.К.Ермолаевой, «Первые шаги» Г.Т.Алифановой, «Знакомство с Санкт – Петербургом» Н.Т.Смирновой.

    Проведем анализ содержания данных программ.

    «Взрослеем вместе с городом» Г.С.Вежель.

    Разрабатывалась в русле общеметодологических проблем развития образовательных систем в составе темы «Развитие воспитательного пространства» в 1995 году в г. Санкт- Петербурге.

    Цель программы: становление мировоззрения, необходимого для духовной зрелости человека.

    Программа интегрированная, четырехступенчатая, воспитательно-образовательная система – ВЗРОСЛЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ…

    IY образовательная ступень (10 – 11 классы):

    ОСНОВЫ ИСТОРИОСОФИИ - осмысленная история Мировой культуры;

    III образовательная ступень (9 – 5 классы):

    ФАКТОЛОГИЯ, дающая представление об единстве Мировой культуры;

    II образовательная ступень (3 – 1 классы):

    ГЛАВНЫЕ ЗНАНИЯ – нравственно – эстетически означенные, обеспечивающие ориентацию человека в окружающем его Мире;

    I ступень (дошкольное образование):

    СТРОИМ «ГОРОД – САД», в игре Сущность постигая.

    Средство: Постижение истории Мировой культуры в привязке к Санкт – Петербургу – средоточию Мировых идей, образов и судеб.

    Цель I ступени – воспитание положительно – созидательного отношения ребенка ко всему и вся, и к самому себе тоже.

    Общая методическая установка – детство человечества и человека сходны: там и там – стремление постичь в образах СУЩНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ И СВОЕГО МЕСТА В НЕМ.

    Конкретные целевые установки:

    1. Сведение в целое Общего – Частного – Отдельного: МИРА – ГОРОДА – ЧЕЛОВЕКА.
    2. Поиск ответов на вопросы ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ и КАК.
    3. Постижение Истины – Добра – Красоты, согласно которым Петербург родился, чтобы стать ГОРОРДОМ – САДОМ ДЛЯ СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ.
    4. Воспитание способностей видеть в Петербурге ДРЕВНЕРУСКИЕ КОРНИ.
    5.   Обучение не рисунку, живописи, лепке, макетированию, проектированию – ОБУЧЕНИЮ УМЕНИЮ ВИДЕТЬ КРАСОТУ.

    Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, слайдами, аудио – видеокассетами. Есть курсы и воскресные школы.

    Способы контроля усвоения знаний: три способа закрепления накапливаемого опыта размышлений:

    1. Режиссуру занятий нужно троить так, чтобы в ходе их вызвать ответное чувство, задев душу (свою и детскую),ПОТОМУ ЧТО ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНА.
    2. Переводить переживание, впечатление в зримый образ, собственным воображением рожденный (набросок, акварель), ПОТОМУ ЧТО В ПОСТИЖЕНИЯХ ЗНАЧИМ ТОЛЬКО СВОЙ ОПЫТ.
    3. Свободная систематизация накопленных размышлений, естественная при закреплении пережитого в зримых образах: собираем в папку – перебираем, вдруг что – то ожило опять…

    «Чудесный город»  Л.К. Ермолаева.

    Программа пропедевтического краеведческого курса, составлена в русле концепции школьного краеведческого образования, разработанной

    Богуславским Г.А., Ермолаевой Л.К.

    Цель программы: вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им, осознание ценности памятников истории и культуры; «влюбить» в Город.

    Задачи курса:

    1. Формирование знаний:
    1. Познакомить маленьких горожан со спецификой Города как «среды обитания»;
    1. Сформировать представление об уникальности, неповторимости, сказочности нашего Города;
    1. Познакомить с центральными ансамблями невских берегов;
    1. Раскрыть значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, достопримечательностей и символов нашего города;
    1. Познакомить учеников со своим районом.

      2.Формирование нравственно – этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию.

    1. Замечать красоту Петербурга;
    2. Бережно относиться к богатству нашего города;
    3. Соблюдать правила поведения горожанина – петербуржца.

    3.Формирование учебных умений:

    1. «читать» карту – схему;
    2. пользоваться краеведческими справочниками;
    3. описывать памятники, достопримечательности города;
    4. ориентироваться в Петербурге.

    Программа предполагает непрерывное изучение Санкт – Петербурга детьми, начиная с дошкольного возраста, на протяжении всех лет обучения в школе. Она включает три блока знаний:

    1. первоначальные сведения о городе как среде обитания, о его особенностях, о «ядре» Санкт – Петербурга;
    2. элементарные знания о роли нашего края в жизни России, о значении Города в мировой культуре (5 – 7 классы);
    3. систематические знания об истории и культуре Санкт – Петербурга и его области (8 – 9 классы).

    Методическое обеспечение:

    1. наличие дидактического материала;
    2. экскурсионная программа
    3. «Петербургская тетрадь» - учебное пособие.

    Критерии оценки достижений воспитанников: выполнение заданий в «Петербургской тетради».

    «Первые шаги» (воспитание петербуржца – дошкольника) Г.Т.Алифанова.

    Программа содержит в себе конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни.

    ЦЕЛИ: младшая группа – воспитание любви и интереса к родному городу, воспитание желания узнать свой город.

    Средняя группа -  вызываем познавательный интерес к городу, формируем начальные знания о родном городе.

    Старшая группа -  воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры, осознание ценности памятников культуры и искусства.

    Подготовительная группа – развитие духовного кругозора личности.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

    1. Работа в группе;
    2. Целевые прогулки, экскурсии;
    3. Работа в кабинете петербурговедения;
    4. Оснащение педпроцесса.

    Методическое обеспечение: методическое пособие, темы экскурсий, конспекты занятий – путешествий.

    Наличие критериев оценки достижения воспитанников – определен круг вопросов и понятий, которые дети должны знать к концу года.

    «Знакомство с Санкт – Петербургом» Н.Т.Смирнова.

    Задачи программы:

    1. Познакомить дошкольников с ближайшем окружением, микрорайоном: улица, проспект, переулок, площадь, дом,красивые здания, памятники.
    2. Познакомит с некоторыми достопримечатательностями Петербурга.
    3. Дать начальные сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе. Познакомить с творчеством отдельных архитекторов, писателей, поэтов и, художников и композиторов.
    4. Расширить словарный запас детей.
    5. Приобщить дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, к участию в петербургских праздниках.
    6. Создать эмоциональный настрой на город.
    7. Способствовать формированию этики поведения петербуржца.

    Методическое обеспечение:

    1. Темы экскурсий выходного дня;
    2.  Список литературы для чтения вне занятий;
    3.  Перечень игр и пособий, разработанных для реализации программы.

    Способы контроля усвоения знаний:

    Усвоение знаний детьми выявляется различными способами:

    1. Узнавание объекта в изображении и в натуре, названии его, узнавании по описанию;
    2. Анализ рисунков, аппликаций, конструктивных работ;
    3. Знание детьми программных стихотворений;
    4. Экспертная оценка (родители и воспитатели)
    5. Тестирование.

    Все проанализированные программы направлены на достижения главной цели – воспитание достойного гражданина нашего города, который должен гордиться тем, что живет в прекрасном городе –Санкт – Петербурге.

    Программа «Первые шаги» Алифановой Г.Т. вобрала  себя все лучшие разработки  и методики остальных программ.

    У всех программ  разработаны методические рекомендации, перечислены условия реализации программ.

    Работа с детьми 6 – 7 летнего возраста очень специфична. Наш детский сад является коррекционным:   для детей с нарушением зрения. Поэтому  использование чисто одной программы затруднено в силу специфики детей.

    Мы используем  программу « Чудесный город»  Ермолаевой Л.К., методическую разработку « Здравствуй Петербург» Ворониной Н.И.. Эта разработка строится на использовании большого количества игр и дидактических пособий, позволяющих в игровой, увлекательной форме  знакомить детей с родным городом. Они  способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, творчества, помогают осваивать навыки учебной деятельности.

    Мы надеемся, что дети, выйдя из детского сада, не потеряют все те знания, которые в них заложили в дошкольном детстве.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Растим маленьких петербуржцев"

    Эти игры помогут  нашим детям  лучше узнать город в котором они живут, пополнить словарный запас, развить творческие способности в процессе коммуникативной деятельности, выработать положител...

    Правила маленького петербуржца

    Настоящий петербуржец не будет людям достождать,будет сдержанным, культурным  - так он будет поступить.Настоящий петербуржец не будет дом и город обижать, а теплом души и сердца будет только согр...

    Воспитание маленького петербуржца как грамотного пешехода.

    По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей cтраны совершаются десятки тысяч  дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный т...

    Воспитание маленького петербуржца через приобщение к театральной культуре родного города

           Санкт-Петербург культурная столица нашей родины. Это неоспоримый факт. Но не только музеи, театры, дворцы и памятники делают таким наш город. Главное – это люди, живу...

    Использование регионального компонента - истории и культуры СПб и Петергофа в воспитании маленького петербуржца.

    «Мир детства. Он очень хорош. Он открыт Свету, Добру, Красоте, открыт уму и сердцу. Но он не долговечен, этот мир. И очень важно, ЧТО унесет с собой маленький человек во взрослую жизнь. Ведь того, что...

    Воспитание маленького петербуржца

    Знакомство с историей родного города – важная часть деятельности работника дошкольного образования. Начиная изучать природу, историю, особенности родного края в старшем дошкольном возрасте, мы заклады...

    Воспитание юного петербуржца. Проект группы для детей с ОВЗ "Маленькие граждане большого города"

    Внутренний мир "особого" ребенка и богат, и интересен. Как помочь социализации такого ребенка в нашем сложном, меняющемся мире? Как раскрыть творческий потенциал "особого" ребенка ...