"Прекрасна речь!"
статья по теме

Павлова Ольга Александровна

Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekrasna__rech.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Прекрасна  речь!

 

            Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

              Детский  сад  №5 «Светлячок»  общеразвивающего  вида

            с  приоритетным  осуществлением  эстетического  развития

                                                                       

                                                                     Павлова  Ольга  Александровна

     

     Моя  педагогическая  философия

                                                             

                                                         

                                                   Тяжинский  2010

                                                                     Прекрасна  речь,  когда  она  как  ручеек,

                                                                     Бежит  среди  камней  чиста,  нетороплива.

                                                           И  ты  готов  внимать  её  поток.

                                                           И  восклицать : - О!  Как  же  ты   красива!

         

                                                                                                          Е. Щукина.

Слово – связующая  нить  в  общении  людей,  а  написанное,  высеченное  в  камне  слово – связующая  нить  поколений,  эпох,  времен.

В  слове  наши  чувства,  настроение,  отношение  к  миру.  Сколько  оттенков  может  передать  слово  в тембре,  ритме,  темпе  речи.

Слово  ранит,  слово  лечит.  Бережное  отношение   к  слову,  признание  его  силы  нашли  отражение  в  пословицах  и  поговорках, складывающихся  веками:  «Хорошую  речь,  хорошо  и  слушать»,  «Хорошая  речь  слаще  меда»,  «По  речи  узнают  человека».

С  самого  раннего  детства  жизнь  человека  связана  с  языком.  Ребенок  нет  еще  года,  а  он  прислушивается  к  звукам  речи,  и  начинает  понимать  и  осваивать  родной  язык. В  дошкольный  период  ребенок  учиться  отчетливо  и  грамматически  правильно  произносить  слова  и  фразы,  накапливает  словарный  запас.  К. А. Аксаков  писал:  «Слово  есть  первый  признак  сознательной,  разумной  жизни.  Слово  есть  воссоздание  внутри  себя  мира». Воссоздание  это  идет  всю  жизнь,  но  особенно  интенсивно  в  дошкольном  возрасте. И  очень  важно  помочь  ребенку  как  можно  успешнее  овладеть  этим  прекрасным  даром.

Речь,  как  средство  выражения  мысли,  является  орудием  мышления.  Она  связана  с  умственным  развитием.  Хорошо  развитая  речь  детей  является  одним  из  главных  показателей  готовности  к  обучению  в  школе.  И  эту  главную  задачу  решает  воспитатель,  передавая  в  школу  детей,  с  развитой  речью  умеющих  правильно  отвечать  на  вопросы,  связно  рассказывать,  выразительно  читать  стихи.

Воспитатель  учит  слову,   воспитывает  словом,  обращает  внимание  на  бережное   отношение  к  слову.

Воспитатель  подобен  артисту  любое   слово,  фразу,  предложение  должен  произнести  так,  чтобы  ребенок  захотел  говорить  красиво  и  правильно.

Дети  с  удовольствием   втягиваются  в  театрализованное  действие,  в  котором  начинают  слышать  и  понимать  слово.

Чтобы  пропеть  гласные  звуки,  передать  ритм,  воспитателю  нужно  быть  музыкантом.  Отождествляя  речь  и  музыку,  еще  Аристотель  писал:  «Приятная  для   слуха  речь – своего  рода  музыка».

Дизайнер…Какой  прекрасный  смысл  заложен  в  этом  слове!  Отчего  же  воспитатель  еще  и  дизайнер?  Да  оттого,  что  он  создает  удобства,  красоту,  экономичность,  то  есть  условия  для  овладения  речью.  Что  может  располагать  к  общению?  Привлекательная  окружающая  обстановка,  каждый  предмет  в  которой  несет  в  себе  смысловую  нагрузку,  эстетическое  удовольствие  и  обязательно  тайну  или  загадку.  Только  так  ребенка  можно  увлечь,  заинтересовать  и  пригласить  к  диалогу.

Ребенок  и  сам  принимает  участие  в  создании  развивающей  среды,  принося  любимые  игрушки,  игрушки – самоделки,  выполненные  им  самим,  его  мамой  и  папой.  И  тогда  окружение  становится  малышу  близким  и  дорогим,  поскольку  рядом  с  ним   частичка  его  дома.

Личность  воспитателя  многогранна.

Она  собирает  в  себе  профессиональную  компетентность,  речевой  этикет,  культуру  межличностных  отношений,  выдержку  и  терпение,  толерантность,  доброжелательность  и  находчивость,  а  еще  у  воспитателя  в   распоряжении  есть  улыбка.

 По  меткому  выражению  В. Солоухина  «Душа  зябнет  и  каменеет  без  улыбки».  А  если  к  улыбке  прибавить  еще  доброе,  умное,  красиво  сказанное  слово,  тогда  воспитатель – образец  для  окружающих,  не  только  детей,  но  и  взрослых.