"Развитие мелкой моторики младших дошкольников с ДЦП в процессе изодеятельности ."
материал по теме

Ирина Степановна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики младших дошкольников с ДЦП в процессе изодеятельности »

   Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это полиморфная в клиническом и психическом отношении группа . В этой группе выделяют три категории :

1.-Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы : дети с поражением головного мозга детским церебральным параличом ; опухолями и травматическими поражениями головного мозга ;

-дети с поражением проводящих нервных путей ( параличами рук, кривошеей и т.п. )

2. Дети,имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствии родовой травмы .

3.Дети , имеющие нарушения опорно- двигательного аппарата при сохранном интеллекте (хондродистрофией , шолиозом и т.д.)

  Все дети с нарушениями опорно –двигательного аппарата нуждаются в специальном коррекционно-педагогическом обучении и воспитании . Целью коррекционного обучения и воспитания является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями . Здесь мы должны учитывать особенности дошкольного возраста , которые заключаются в том , что ребенок не в состоянии ориентироваться на конечный результат , поэтому вся работа должна быть построена таким образом , чтобы коррекция проводилась ненавязчиво , в процессе тех видов деятельности , которые привлекательны для дошкольников . Специально для детей с ограниченными физическими возможностями проводятся занятия по «Креативной терапии». Задачи креативной терапии включают в себя :

1.Развивать творческое воображение детей ;2. Развивать эстетические чувства .   3. Развивать сенсомоторную сферу . 4. Развивать психические процессы : внимание , память , мышление .                   5. Развивать связную речь , выражая в речи эмоциональное отношение к воспринимаемым произведениям искусства .

  Однако на занятиях по креативной терапии не всегда удается получить желаемого результата из-за  грубых нарушений в моторной сфере .  Детям трудно держать в руках карандаш , кисть . У многих детей стоит диагноз « правосторонний парапарез » , поэтому дети вынуждены рисовать левой рукой , а это создает дополнительные трудности в рисовании и других видах изобразительной деятельности .

  Приемы достижения изображаемого для детей с плохо развитой ручной моторикой  могут быть разнообразными , они  позволяют компенсировать  двигательную недостаточность и практически любому ребенку что-то изобразить .

  В рисовании: а. изображение краской на бумаге с помощью трафарета с «окошком » определенной формы ; например, круг: мяч, колобок , солнце ;

б.дополнение изображений простейшими элементами ( подрисовывание ниточку к шарику );

в. Рисование пальцем тот же круг : мяч , колобок , солнце ;

г.выполнение основы изображения по опорным штрихам или точкам и дорисовывание его;

д. использование  шаблонов и раскрашивание их ;

е.рисование сухой кистью на листе бумаги ;

ж. имитация движения предмета пальцем в воздухе ( круг , овал , полоски и т.д.)

з. использование операционных карт и схем в более старшем возрасте ;

и. прием пассивного действия ( когда воспитатель работает рукой ребенка ) .

В аппликации: а. наклеивание элементов изображения на опорной точке ;

б.дополнение изображения одним элементом ( посадить колобка  на дорожку );

в.подрисовывание карандашом элементов изображения ;

г.прием пассивного действия ( когда воспитатель работает рукой ребенка ).

 В лепке : а. деление пластилина на куски по заданному глубокому надрезу :разделять , отсоединять , отщипывать ;

б. тактильное обследование предмета ;

в. Прием пассивного действия ( когда воспитатель работает рукой ребенка ).

   Каждое занятие  по изобразительной деятельности должно начинаться с нормализации тонуса рук .  Для этой цели используется массаж ладоней , например: прокатывание между ладошками мячиков , малых ручных массажеров , шестигранных карандашей ,фломастеров ; мять еловые шишки , эспандеры ; потирание ладошек до ощущения теплого эффекта ; потряхивание кистей        рук . Такой массаж улучшает крово – и лимфообращение , ускоряет обмен веществ в тканях , нормализует мышечный тонус .

  В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии . Принцип действия методики основан на том , что от воздействия низких температур возникает реакция на воздействие раздражителей , в результате чего изменяется эффекторный ответ . Возможно воздействием льдом , холодной водой ,попеременное контрасное воздействие теплом и холодом .  Однако такие процедуры следует проводить с осторожностью , соблюдаа обязательный медицинский контроль .

   Особенно важна пальчиковая гимнастика .  Она  обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев , развитию мелкой моторики руки . В ходе пальчиковых игр дети , повторяя движения взрослых , активизируют моторику рук . Тем самым вырабатывают ловкость , умение управлять своими движениями , концентрировать внимание на одном виде деятельности .  Пальчиковая гимнастика способствует развитию не только мелкой моторики рук , она активно развивает мозг ребенка , стимулирует развитие речи . Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами Савиной Л.П., Большаковой С. Е.,Черенковой Е.Ф.,Нищевой и др.

  Как уже было отмечено ранее , ребенку четырех лет трудно захватывать карандаш ( правильно держать его тремя пальцами – щепотью ). Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть , является ее своеобразным продолжением . Поэтому маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате , а на точке соприкосновения карандаша и бумаги , вот почему прежде всего нужно формировать правильный захват карандаша . Этому способствуют пальчиковые упражнения , направленные на развитие тактильных ощущений , щепоти , содружество трех пальцев руки : большого  , указательного , среднего.

   Вот примерный перечень упражнений на формирование позы захвата :  мозайка, конструктор, сбор  гороха, фасоли , косточек  ,  переборка крупы из одной баночки в другую , перекладывание игрушек , шнуровка .

   Значительную роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики играет работа со штампами , Детям  предлагаются разные виды штампов : промышленные , изготовленные взрослыми из подручных материалов , карандаш – штамп .

   Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка . Все упражнения нацелены  на быструю смену тонуса мускулатуры рук : напряжение ,расслабление , силовые напряжения .  В работе это выглядит следующим образом : ребенок берет штамп за руку ( щепоть в этот момент напряжена ); ребенок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его ( происходит расслабление руки ); ребенок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска на ней ( происходит силовое напряжение рук и) ; ребенок отрывает штамп от бумаги ( рука расслабляется ).

   В процессе выполнения упражнений происходит неоднократная смена тонуса мускулатуры рук .

   Такой же принцип рисования заложен в методе рисования тычком , изготовленном из              поролона . Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем : воспитатель заранее на месте у детей рисует простым карандашом контур предмета , дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур предмета , а потом начинают рисовать тычками сначало по линии ,   нарисованной карандашом , а затем внутри ее.

   Рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти рук и в то же время вызывает у детей радостное эмоциональное настроение от изображаемого .  Методика рисования тычком хорошо описана в книге  Утробиной К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет « . Здесь же предлагаются  конспекты и темы занятий для  младших дошкольников : «Салют», «Щенок», «Цыпленок », «Маленькая елочка», «Котенок», «Утенок», «Одуванчики ».

  Для достижения большего эффекта в развитии манупулятивной деятельности кисти рук используется  тренировочное  рисование .  Оно включает в себя систему графических             упражнений .  Как и любое другое занятие по изобразительной деятельности , тренировочное рисование должно проходить в форме игры . Эти занятия рассчитаны на  стимулирование движений кисти руки , включающих в работу отдельные группы мышц .  Наличие парезов у ребенка затрудняет выполнение этой задачи . Чтобы ребенок увлекся и начал делать кругообразные движения , мы можем предложить : «Давай нарисуем облака на небе . Когда их собираем много , то ихз них идет дождь ( штриховые линии сверху вниз , от неба до земли ), из земли растет травка , она тянется снизу вверх? « ( Облака и дождь рисуются синим карандашом , травка – зеленым ).

   Познакомиться с ломанной линией дети могут при изображении гор , где пасутся овечки .  овечки едят траву (прямые линии ) , а над ними светит солнце и плывут облака ( замкнутые               линии) . Хороший результат  дает сотворчество  между воспитателем  и ребенком :  воспитатель в ходе тренировочного рисования  изображает  тучу , а ребенок – дождь ;  воспитатель  - машину , а ребенок – след от нее .

   Тренировочное рисование  графических   изображений  является  важным  этапом при обучении  ребенка в дальнейшем  письму .

   Поскольку  развитие ручной умелости  предполагает определенную степень зрелости  мозговых структур ,  заставлять  маленького ребенка заниматься «через силу » неэффективно . При выполнении статических проб дети не могут  сохранять принятую  позу  длительное время . Они быстро  утомляются  и устают .  Для снижения тонуса мышц дошкольникам рекомендуется предлагать различные  тренинги мышечного расслабления , которые включают в себя упражнения  на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук .

1.Поза покоя. Принять удобную позу, если ребенок может , то есть ближе к краю стула , опереться на спинку , руки свободно положить на колени , ноги слегка расставить .

2.»Кулачки». Сожмите пальцы в кулачок покрепче , руки лежат на коленях, сожмите их сильно- сильно , чтобы косточки побелели . Вот как напряглись руки – сильное  напряжение . Вам приятно так сидеть ! Руки устали-расслабили руки . Отдыхаем . Кисти рук потеплели . Легко , приятно стало    

3. «Олени». Представили себе , что мы – олени . Поднять руки над головой, скрестить их , широко расставить пальцы – вот какие рога у оленя! Напрягите руки . Они стали твердыми . Быстро опустите руки , уроните их на колени. Расслабили руки.

   Упражнения на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара »; упражнения на расслабление плечевого пояса , предплечья ,здесь можно использовать элементы вибрационного массажа  ; поглаживание по  тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному , локтевому и плечевому суставам ; поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон ;  поглаживание от кончиков  пальцев  вверх по руке .

   Таким образом , работа по развитию мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности – это трудоемкий и целенаправленный процесс , которым необходимо заниматься регулярно  не только на занятиях по креативной терапии , но и в  свободное от занятий время , больше планировать индивидуальной работы с детьми , активно привлекать к этому процессу родителей , предлагая им специальные упражнения для развития мелкой моторики.

   Занятия должны  приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления .  Со стороны взрослых потребуется максимальная деликатность . терпимость , понимание маленького ребенка , чтобы не вызвать у него негативного  отношения к занятиям , а наоборот создать радостное эмоциональное настроение . вызвать уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

«Ум на кончиках пальцев» или развитие мелкой моторики младших дошкольников.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему буд...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Проект «Ловкие пальчики» для развития мелкой моторики младших дошкольников

Проект «Ловкие пальчики» для развития мелкой моторики младших дошкольников...

Особенности развитие мелкой моторики младших дошкольников

laquo;Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые,  питают источник творческой мысли»В.А. Сухомлинский....

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....