Космическое путешествие.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Саблина Инга Викторовна

Сказочно-игровой практикум для родителей и детей с ОНР.

Цель: Развитие и тренировка внимания у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 07_kosmicheskoe_puteshestvie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочно-игровой практикум для родителей и детей с ОНР старшей группы «Космическое путешествие»

Цель: Развитие и тренировка внимания у детей с речевыми нарушениями.

Задачи: 1. Познакомить родителей с правилами ведения тренинговых занятий.

2. Дать представление родителям о том, что внимание – один из важнейших познавательных процессов, основа любой интеллектуальной деятельности.

3. Систематизация знаний о психологических закономерностях развития внимания у детей с ОНР.

4. Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию и коррекции внимания у детей с ОНР в домашних условиях.

5. Осветить новинки литературы по данной теме.

6. Эмоциональное сближение детей и взрослых по средствам совместного включения в сказочный сюжет.

Оборудование: Стулья по количеству человек; картинки к играм «Нелепицы», «Найди отличия», «Найди пару»; цифровая корректурная проба, логические блоки Дьенеша, ручки; цветные карандаши, пуговицы и цветной квадрат  с разлинованными 9-ю клетками; запись с космической музыкой; костюм инопланетянина.

Крылатые фразы:

Гений – это прежде всего внимание! (Ж. Кювье фр. Биолог)

Внимание – это та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира. (К. Д. Ушинский)

Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания. (Ч. Дарвин)

Теоретическя часть для родителей.

Родителям предлагается проверить своё внимание, ответив на несколько вопросов:

  1. Сколько ступенек на крыльце детского сада?
  2. Каким цветом покрашены стены в раздевалке вашей группы?
  3. Сколько скамеек стоит в раздевалке?

Далее родителям предлагается прослушать небольшой отрывок текста и сосчитать сколько слов начинается со звука «ж» (всего 27 слов):

Однажды жарким днём важная желтопузая жаба жарила на жаровне жаркое из желудей. Мимо бежал жизнерадостный ёжик. (8 слов)

- Уважаемая жаба, не желаете ли угостить меня тем, что жарится в вашей жаровне?! – воскликнул ёжик. (4 слова)

Жадная жаба жеманно прижала лапки к жёлтому животу и сказала (5 слов):

- Жевать в жару жареные жёлуди нежелательно.

- Неужели ты не знаешь, что это ужасно жадная жаба, - прожужжал пролетавший мимо жук.- Я живу за кустом жимолости и приглашаю тебя поужинать нежным желе! (10 слов)

Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (восприятие, память, мышление, воображение) не может протекать без внимания. Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.

Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания:

- Концентрированность – это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

- Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

- Объём внимания – это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребёнок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.

- Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в рпоцессе деятельности, требующей пыполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать и одновременно писать.

- Переключаемость – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на дугой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

Очень важно научить детей дошкольного возраста управлять своим непроизвольным вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать. В дошкольном возрасте ребёнок ещё не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Такая помощь может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания. Учёные выяснили, что универсальным средством организации внимания является речь. Если вы научите ребёнка самостоятельно отдавать себе команды, вы сделаете первый шаг в сторону самоорганизации его внимания. Чтобы ребёнок овладел умением управлять своим вниманием, нужно:

  1. научить его планировать предстоящие действия;
  2. наблюдать за предметами и явлениями;
  3. стимулировать ребёнка к проговариванию последовательности действий;
  4. развить умение задавать вопросы, позволяющие обнаружить явные и скрытые свойства предметов.

Для развития внимания детей с успехом могут быть использованы различные игры (см. «Памятку для родителей»).

Итак, внимание можно тренировать. Но желаемый успех не достигается после 1-2 занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца. Для занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Организуйте деятельность ребёнка так, чтобы ему самому захотелось принять участие в этой игре.

Памятка для родителей:

Игры для тренировки внимания на каждый день.

  1. «Да» и «Нет» не говорите, чёрного и белого не берите!

Цель: развитие произвольного внимания и произвольного поведения.

  1. «Магазин» Ребёнок должен описать предмет, не называя его.
  2. Рисование узоров и раскрашивание по образцу.
  3. Выкладывание из спичек (счётных палочек) фигур, предметов, узоров по образцу.
  4. Что изменилось?

Цель: развитие зрительного внимания.

Оборудование: игрушки, картинки 10-15 штук.

Ход: Ребёнку предлагают запомнить разложенные на столе 4-5 картинок или игрушек.Затем ребёнку предлогают закрыть глаза или отвернуться, а взрослый в это время либо меняет местами, либо убирает, либо добавляет предметы. Задача ребёнка правильно ответить на вопрос: «Что изменилось?». Ребёнку необходимо восстановить то, что было первоначально. Постепенно количество предметов увеличивайте.

  1.  «Таблицы Шульте»

Цель: тренировка концентрации, устойчивости и объёма внамания.

Оборудование: таблицы с цифрами, расположенными в случайном порядке.

Ход: ребёнку необходимо называть, отыскивать и указывать числа в порядке возрастания (убывания).

  1. Что звучит? 

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: музыкальные инстументы.

Ход: Ведущий знакомит и просит запомнить ребёнка,  как звучит каждый музыкальный инструмент, а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий инструмент.

  1. Лабиринты

Цель: развитие произвольного внимания и умения соблюдать правила решения графической задачи.

  1. Игра «Путаница» 

Цель: Развитие зрительного гнозиса и тренировка произвольного внимания.

Ход: Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений предметов, животных и т. д. Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать все замаскированные изображения.

  1. Упражнение «Ладошки»

Цель: тренировка произвольного внимания.

  1. Особый маршрут внимания 

Ход: Попробуйте превратить знакомый маршрут вашего ребёнка (допустим, путь в садик, на детскую площадку, в магазин ит. д.) в особый. Спросите его, сколько ступенек на лестнице, по которой вы спускаетесь, какого цвета входная дверь, что находится за тем углом… да мало ли вопросов можно задать друг другу, а потом вместе проверить ответ.

  1. Игры индейцев 

Цель: Развитие объёма внимания.

Ход: разложите перед ребёнком 6-10 предметов и предложите ему внимательно их изучить в течении 5-10 секунд. Затем закройте их тканью и предложите иалышу как можно подробнее описать каждый предмет, его величину, форму, цвет, назвать последовательно все предметы.

  1. Игра «Найди предмет».

Цель: развитие зрительного внимания.

Оборудование: все предметы, которые окружают ребёнка.

Ход: Во все стороны пойду и всё… (круглое, зелёное, на звук «П» и т. д.) найду.

  1. Игра: «Догони и поймай ».  

Цель: развитие способности концентрировать и распределять зрительное внимание.

Оборудование: Бланк фигурной (цифровой, буквенной) корректурной пробы, содержащий 6-7 строк печатного текста.

Ход: Последовательно просматривая каждую строчку в бланке, ребёнок должен как можно скорее зачёркивать какой-нибудь один или несколько элементов. Побеждает тот, кто сделает наименьшее количество ошибок. Ошибками считаются: пропущенные и ошибочно зачёркнутые элементы.

Данное задание рекомендовано выполнять по 5 минут ежедневно в течение 2-4 месяцев.

  1. Игра «Муха».

Цель: тренировка устойчивости и концентрации внимания.

Оборудование: квадратное поле состоящее из 9 клеток, пуговица – муха.

Ход: игра проводится по 5-10 минут, 2-3 раза в неделю в течении 1-2 месяцев. Исходное положение «Мухи» в центре поля. Существует несколько вариантов игры: 1. Ведущий подаёт от 3 до 10 команд «Мухе»: «вверх», «вниз», «вправо» «влево». Игрок должен только глазами внимательно проследить за передвижением «Мухи» и показать, в каком квадрате она приземлится. Выходить за пределы поля запрещается. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

2. Работа в парах. Один игрок отворачивается и, не глядя на игровое поле, подаёт команды. Другой – передвигает «Муху». Цель: удержать «Муху» на поле в течении 5 минут и не дать ей улететь. Затем партнёры меняются ролями.

  1. Читаем сказки или слушаем CD диски.

Цель: Развитие слухового внимания.

  1. Это мой нос.

Цель: развитие внимания.

Ход: Первый игрок указывает на любую часть своего тела (берёт себя за ухо), но называет её неверно: «Это мой нос». Второй игрок должен правильно назвать указанную часть тела, но в то же время показать на себе что-то другое, например, может взять себя за локоть и сказать: «Это моё ухо». Тогда следующий игрок, хлопнув себя по пятке, утверждает: «Это мой локоть». На что другой, указывая себе на горло, сообщает: Это моя пятка и т. д. Усложнение: запрет на повторение.

Практическая часть для родителей с участием детей.

Приветствие: игра «Карусель»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.

Содержание: Участники, образуя 2 круга – дети - внешний (подвижный) и взрослые - внутренний (неподвижный) поворачиваются лицом друг к другу, начинают здороваться с каждым из участников:

- правой (левой) ступнёй;

- правой (левой) коленкой;

- правым (левым) бедром;

- правым (левым) логтём;

- правым (левым) плечом;

- ладонями.

Первое знакомство состоялось!

Психолог: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю в космическое путешествие. Занимайте места в ракете (дети садятся на стульчики, расставленные по кругу). Как вы думаете, ребята, какие должны быть космонавты?

Дети: смелые, отважные, сильные, внимательные…

Психолог: Вот сейчас я и проверю, насколько вы внимательные! (предлагается задание «Найди отличие». Цель: развитие наблюдательности.

Дети в паре со взрослым выполняют задание.

Психолог: Теперь мы готовы отправиться в полёт (все приседают за стульчиками и произносят слова): Всё готово? Разместились?

Отправляемся в полёт.

И немедля начинаем

наш предстартовый отсчёт:

5, 4, 3, 2, 1, старт!

(Встают с поднятыми вверх руками, с соединёнными ладонями над головой. Качаются.)

Выше неба, выше грёз.

Полетели в стаю звёзд.

Летим быстрее всех на свете

К прекрасной, сказочной планете!

Психолог: Полёт проходит нормально. Держим курс на незнакомую планету. Кажется  нам пришло послание. Вот фотографии из других миров. Найдите, чего небывает на нашей планете?

Игра «Нелепицы». Цель: развитие наблюдательности и эмоциональной сферы ребёнка.

Дети в паре со взрослым выполняют задание.

Психолог: Сверим курс! Возьмите «космические карты».

Игра «Муха». Цель: тренировка устойчивости и концентрации внимания.

Дети в паре со взрослым выполняют задание.

Психолог: Мы летим в правильном направлении, теперь можно немного отдохнуть.

Игра «Поменяйся местом». Цель: тренировка произвольного внимания.

Дети и взрослые сидят по кругу на стульчиках. Психолог  встаёт в центр круга и произносит: «Поменяйтесь местом все те, кто…(например: любит мороженое, в брюках, умеет плавать и т. д.)». Сидящие, которым присуще данная характеристика, должны как можно быстрее занять свободный стульчик, а кто остался – становится ведущим.

Психолог: Ой, кажется, нам пришла радиограмма

Игра: «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

Дети и взрослые друг другу по кругу передают слова: звезда, планета, небо, вода. помоги и т. д.

Психолог: Кажется нас ждут. Вижу незнакомую планету. Приземляемся. Выходите из космического корабля. Давайте осмотримся вокруг.

Под космическую музыку появляется инопланетянин: Здравствуйте! Я – Цириус житель этой планеты! Я рад приветствовать Вас у себя на планете. Вы любите играть?

Дети: ответы детей.

Инопланетянин: на моей планете живёт очень много шпионов. Вот они (показывает цифру 2). Помогите мне, пожалуйста, их поймать.

Игра: «Догони и поймай цифру». Цель: развитие способности концентрировать и распределять зрительное внимание. Выдаётся бланк цифровой корректурной пробы.

Дети и взрослые выполняют задание, зачёркивая цифру 2.

Инопланетянин: Вы отлично потрудились. Теперь можно и отдохнуть.

Игра: «Запретное движение». Цель: тренировка произвольного внимания.

Дети и взрослые выполняют задание.

Инопланетянин: У меня на планете такой беспорядок. Никак не могу найти пару одинаковых предметов. Игра: «Найди пару». Цель: развитие наблюдательности.

Дети и взрослые выполняют задание.

Инопланетянин: Давайте ещё поиграем в игру «Во все стороны пойду, всё, что нужно, я найду». Цель: развитие зрительного внимания.

Ребёнок и взрослый, взявшись за руки, под музыку собирают разбросанные по залу блоки Дьенеша и распределяют их по цвету (или форме, или размеру) в соответствующие ёмкости. Условие: Собирать можно только днём, когда светит солнце (включен свет). Когда наступает ночь (свет выключается) – все должны неподвижно замереть в той позе, в которой застала их «ночь».

Психолог: Спасибо, Цириус, за тёплый приём, но нам пора возвращаться домой.

Инопланетянин: И вам спасибо! Мне с вами было очень хорошо! Прилетайте ещё. А на память о нашей встрече примите от меня небольшой подарок (вручает конверт, в котором лежат «Волшебные картинки» (бланк с чёрно-белым изображением, все части которого обозначены знаками, в соответствии с которыми эту картинку необходимо раскрасить) и памятки для родителей с играми для тренировки внимания на каждый день.)

Психолог: Занимайте свои места в космическом корабле

(все приседают за стульчиками и произносят слова):

Всё готово? Разместились?

Отправляемся в полёт.

И немедля начинаем

наш предстартовый отсчёт:

5, 4, 3, 2, 1, старт!

(Встают с поднятыми вверх руками, с соединёнными ладонями над головой. Качаются.)

Выше неба, выше грёз.

Полетели в стаю звёзд.

Летим быстрее всех на свете

К прекрасной, сказочной планете!

Подведение итогов занятия. Открывают конверт и раздают подарки от Цириуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...