Приобщение ребенка к театрализованным играм
методическая разработка (младшая группа) по теме

Леднева Татьяна Васильевна

Театрализованная деятельность помогает развивать у дошкольника эмоциональную, личностную, речевую стороны. Важно подобрать интересные и доступные для каждого возраста игры и упражнения, которые позволят малышу выразить свои чувства, желания, взгляды, проявить творчество. Развлечение "В гостях у сказки"   комплексно подходит к совершенствованию звуковой, артикуляционной, когнитивной, артистичной, мелкомоторной сфер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал, предлагаемый педагогами Дошкольного отделения №15 МОУ «СОШ №1» на Фестиваль педагогических идей «Детское художественное творчество» в номинации «Театр и дети», представляет разработку развлечения для детей 2 младшей и средней групп «В гостях у сказки».

Цель: Развитие творческих возможностей детей младшего дошкольного возраста в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Рождение творческой инициативы.

Задачи:

  1. Учить элементам художественно – образных средств (интонации, мимике, жестам, позам,  пантомимике, модуляции голоса).
  2. Активизировать монологическую речь дошкольников.
  3. Совершенствовать звуковую сторону речи.
  4. Развивать у детей простейшие образные умения (имитировать характерные движения животных, звукоподражание).
  5. Формировать интерес к театрализованным играм.
  6. Воспитывать сочувствия персонажам.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, фантазии, инициативности и т.д.

Процесс развития речи в театрализованной деятельности предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства,  желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Исследование, проведенное Г.А.Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Важным аспектом в деятельности воспитателя в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения художественно – образных навыков. Работа педагога с детьми младшего дошкольного возраста направлена на:

  1. Развитие силы голоса и темпа речи.
  2. Формирование правильного звукопроизношения.
  3. Развитие мелких движений кисти, чувства ритма.
  4. Различение эмоций, настроения.
  5. Развитие координации движений, пантомимической выразительности.

С этой целью используются игры и упражнения, представленные в Приложении.

После комплексной работы воспитателей по развитию звуковой, артикуляционной, эмоциональной, когнитивной, творческой, мелкомоторной сфер  личности ребенка можно провести  развлечение «В гостях у сказки».



Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный»
Учебно – методический кабинет

Городское методическое объединение

воспитателей дошкольных учреждений

Фестиваль педагогических идей

«Детское художественное творчество»

Номинация «Театр и дети»

Развлечение для младших дошкольников

Цель: Развитие творческих возможностей детей младшего дошкольного возраста в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Рождение творческой инициативы.

Задачи:

  1. Учить элементам художественно – образных средств (интонации, мимике, жестам, позам,  пантомимике, модуляции голоса).
  2. Активизировать монологическую речь дошкольников.
  3. Совершенствовать звуковую сторону речи.
  4. Развивать у детей простейшие образные умения (имитировать характерные движения животных, звукоподражание).
  5. Формировать интерес к театрализованным играм.
  6. Воспитывать сочувствия персонажам.

Действующие лица:

  1. Ведущая (воспитатель).
  2. Сказочница (воспитатель).
  3. Мышка (ребенок).
  4. Лягушка (ребенок).
  5. Медведь (ребенок).
  6. Зайчик (ребенок).
  7. Лиса (ребенок).

Оформление: зал оформляется в сказочном стиле, развешиваются сказочные герои и персонажи (игрушки и иллюстрации), «сказочный» сундучок, мольберт, компьютер.

Ведущая: Однажды день и час приходит,

Все ждут с надеждой их приход,

И чудо снова происходит,

Нас сказка в гости позовёт!

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери постучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

Звучит музыка, появляется Сказочница.

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте друзья! Вы меня узнали? Сказочница я.

 Я очень рада вас всех видеть. Вы любите сказки?

Дети: Да!

Сказочница: Вот у меня сундучок. В нём живет много разных сказочных героев. Вы хотите их увидеть?

Дети: Да!

Сказочница:   Мы со сказкою дружны

Их герои нам нужны.

Кто-то в дверь стучится к нам

Посмотрите, кто же там?

Появляется ребёнок «мышка».

Мышка:  «Пи-пи-пи», - она сказала,

Сразу в норку убежала,

Что же это за малышка?

Это серенькая … (Мышка)

Сказочница: Здравствуй, мышка!

Мышка: Пи-пи-пи, здравствуй сказочница, здравствуйте ребята.

Сказочница: В каких сказках встречается наша гостья?

Дети:  «Гуси – лебеди», «Курочка Ряба», «Теремок».

Сказочница: Правильно, а вот и книга со сказкой «Теремок» (Достаёт из сундучка сказку «Теремок» и ставит её на мольберт).

Ведущая: Ребята давайте поиграем с мышкой.

Пальчиковая игра «Замок».

Цель: Развитие мелкой мускулатуры рук, синхронизация движений и речи.

Стоит в поле теремок                         (сложили руки домиком),

На двери весит замок                         (переплели пальцы в замок).

Кто его открыть бы мог?

Постучали                                           (на этом слове ритмично ударяете друг о друга    

                                                             основания ладоней, не расцепляя пальцы),

Покрутили                                          (не расцепляя пальцев, одну руку тянете к себе,    

                                                             другую – от себя, попеременно меняя их),

Потянули                                            (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы,

                                                             но, не отпуская замок полностью),

И открыли                                          (резко отпускают руки, разводите их широко в

                                                            стороны).

Сказочница: Молодцы ребята, открыли замок.

Ребёнок мышка садится на стул.

Сказочница:   Мы со сказкою дружны

Их герои нам нужны.

Кто-то в дверь стучится к нам

Посмотрите, кто же там?

Появляется ребёнок «Лягушка».

Лягушка: «Скачет по болоту зелёная квакушка.

Зелёненькие ножки,

Зовут её … (Лягушка).

Сказочница: В каких сказках встречается лягушка?

Дети: «Теремок», «Под грибом», «Цыплёнок», «Рукавичка».

Сказочница: Правильно. А вот книга со сказкой «Рукавичка» (достаёт из сундучка сказку «Рукавичка», ставит её на мольберт).

Ведущая: А что лягушка умеет делать?

Дети: Прыгать, ловить мошек.

Ведущая: А мошек она ловит длинным языком.

Проводится артикуляционная гимнастика «Лягушки». 

Цель: Тренировка органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) для правильного звукопроизношения.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

(1. Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3 – 4 раза.

 2. Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза).

Ребёнок «Лягушка» садится на стул.

Сказочница:   Мы со сказкою дружны

Их герои нам нужны.

Кто-то в дверь стучится к нам

Посмотрите, кто же там?

Появляется ребёнок медведь.

Медведь: Лапу кто зимой сосёт,

А ещё он любит мёд.

Может громко зареветь

Как зовут его… (медведь).  

Сказочница: В каких сказках встречается медведь?

Дети: «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Сказочница: Правильно. А вот книга со сказкой «Три медведя» (достаёт из сундучка сказку «Три медведя», ставит её на мольберт).

Ведущая: Ребята, давайте поиграем с мишкой.

Имитационная игра «Мишка».

Цель: упражнять в выполнении подражательных движений, развивать пантомимическую выразительность.

Мишка, мишка касолапый                   (изобразить медведя который в перевалочку идёт)

Мишка по лесу идёт,

Мишка хочет сладких ягод,                 (погладить себя по животу, облизнуться)

Да ни как их не найдёт                         (поискать, пожать плечами)

Вдруг увидел много ягод                     (на лице восторг, собирает ягоды в рот)

и тихонько зарычал.

Подошли к мишутке дети                    (помаршировать)

Мишка ягоды им дал.                           (протягивает ягоды)

Ребёнок «Мишка» садится на стул.

Сказочница:   Мы со сказкою дружны

Их герои нам нужны.

Кто-то в дверь стучится к нам

Посмотрите, кто же там?

Входит ребёнок «Зайчик»

Заяц: Длинные ушки,

Быстрые лапки,

Серый, но не мышка

Кто это … (зайчишка).

Сказочница: В каких сказках встречается зайчишка?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Сказочница: Правильно. А вот книга со сказкой «Заюшкина избушка» (достаёт из сундучка сказку «Заюшкина избушка», ставит её на мольберт).

Ведущая: Ребята, давайте поиграем с зайчиком.

Словесная игра «Весёлый заяц».

Цель: отработка правильного, чёткого произношения звуков в словах, различение звуков в слогах.

Ведущий: Жил на свете зайчик

Маленького роста,

И смеялся зайчик

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха (ведущий произносит, дети повторяют)

Хе-хе-хе,

Хи-хи-хи,

Бух-бух!

Бу-бу-бу,

Бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Трюх-трюх!»

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

 (ведущий произносит, дети повторяют)

«Гы-гы-гы

Гу-гу-гу,

Го-го-го,

Бах-бах!

Ой, ребята!

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!»

Ребёнок «Заяц» садится на стул.

Сказочница:   Мы со сказкою дружны

Их герои нам нужны.

Кто-то в дверь стучится к нам

Посмотрите, кто же там?

Появляется ребёнок «лиса».

Лиса: Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайку ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (Лиса)

Сказочница: В каких сказках встречается лиса?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса заяц и петух».

Сказочница: Правильно. А вот книга со сказкой «Колобок» (достаёт сказку «Колобок», ставит её на мольберт).

Лиса: Бежала я мимо, да услышала, как у вас тут весело. Давайте с вами поиграем.

Игра «Хоровод сказочных героев». 

Цель: закрепить знания об эмоциях, развивать эмпатию.

Ход игры: Дети, двигаясь по кругу, изображают испуганного зайца, удивленную лягушку, грустного медведя,  злого волка, веселую лисицу.

Сказочница: Спасибо вам ребята! Я теперь спешу, друзья,

Сказки подарю вам я.

Нам сказки дарят чудо, а без чудес нельзя,

Они живут повсюду, и нам они друзья.

Там солнечные краски танцуют вальс для вас.

Нам не прожить без сказки, ей не прожить без нас!

Сказочница уходит.

Звучит песня «В гостях у сказки» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова), дети уходят, забрав книги со сказками  в группу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  2. Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. Сценарии праздников и театрализованных представлений  для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.: Издательство «Речь», 2001.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: ТЦ Сфера, 1990.
  5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. – М.: Линка-пресс, 2001
  7.  См. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  9. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  11.  Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно –ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г.Киреева, О.А.Саськова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  12. Анимационные картинки - http://logif.ru/publ/zhivotnye/6-7-2
  13. Анимационные картинки - http://priroda.inc.ru/prazdnik/anima/anima1.html
  14. Анимационные картинки - http://krasota-gif.com/other_animals.htm
  15. Сундучок. Картинки, карточки, пособия и дидактические игры для развития речи,
    которые вы можете изготовить самостоятельно -
    http://doshkolnik.info/sunduk.htm
  16. Приобщение дошкольников к театру - http://doshkolnik.ru/vospitanie/2243-priobschenie-doshkolnikov-k.html
  17. «В гостях у сказки» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)) -  http://gnomik-nn.narod.ru/childrensong/v_gostyah_u_skazki.html
  18. «В гостях у сказки» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)) -  http://darjakaisa.ru/music/3535-v-gostjakh-u-skazki-sbornik-pesen.html


Предварительный просмотр:

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом в деятельности воспитателя в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения художественно – образных навыков. Работа педагога в младших группах направлена на:

  1. Развитие силы голоса и темпа речи.
  2. Формирование правильного звукопроизношения.
  3. Развитие мелких движений кисти, чувства ритма.
  4. Различение эмоций, настроения.
  5. Развитие координации движений, пантомимической выразительности.

С этой целью используются игры и упражнения.

Развитие силы голоса и темпа речи.

Громко – тихо

Цель: Развитие умения менять силу голоса, говорить то громко, то тихо.

Ход игры: взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:

«Бежит большая собачка, громко лает: «Гав – гав!»

Ребенок громко повторяет: «Гав – гав!»

«А маленькая собачка лает тихо: «Ав – ав!»

Ребенок тихо произносит: «Ав – ав!»

Взрослый убирает собачек  и говорит ребенку: «Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать, как она кричит. Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка тихо».

Кто как кричит

Цель: выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.

Ход занятия: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек и произносит звукоподражания.

«Утром рано мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание тоненьким голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько пищит птенчик? Ребенок повторяет.

В это время прилетела птичка, дала птенчику червячка и запищала «пи-пи-пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама – птичка пищит? Ребенок повторяет.

Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит «мяу-мяу» (тоненько). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?

Котенок звал маму – кошку, она услышала, бежит по дорожке и мяукает «мяу – мяу» (низким голосом). Как кошка мяукает?»

По ходу упражнения надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для него пределах.

Аналогично используются и другие персонажи. При тихом произношении звукоподражания ребенок не должен переходить на шепот.

Добавлялки

Цель: отработка дикции.

Ход: воспитатель читает стихотворение, дети за ним повторяют.

Ра – ра – ра (дети повторяют) начинается игра.

Ло – ло – ло (дети повторяют) на улице тепло.

Подбираются слоги в соответствии с уровнем развития детей.

См. - Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: Эскимо, 2003.

Артикуляционная гимнастика

С помощью веселых историй о Язычке знакомим ребенка с основными положениями губ и языка, отрабатываем определенные положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков.

См. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: Эскимо, 2003.

Пальчиковая гимнастика

Цель: Развитие подвижности пальцев рук, мелких движений кисти способствует развитию речи, мыслительных процессов.

Мы капустку рубим – рубим,

Мы капустку солим – солим,

Мы капустку трем – трем,

Мы капустку жмем – жмем.

Упражнение на ритмизацию «Курица и цыплята»

Цель: синхронизация движений пальцев рук, отработка четких заданных манипуляций.

Дети кладут руки на стол и подушечками пальцев отбивают ритм движения птиц. Сначала вышла курица: медленно и важно (медленные постукивания), а за ней прибежали цыплята (быстрые постукивания). Мама курица пошла к кормушке (медленные постукивания), цыплята за ней (быстрые постукивания)…Постукивать можно только указательным пальцем или всеми пальцами одновременно, или всеми пальцами попеременно, или пальцами двух рук.

См. - Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.

- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Сюжетные подвижные игры

Цель: Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться, координации движений, жестов.

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Оля по лесу гуляла,

Оля шишки собирала.

Оля шишки собирала

И в корзиночку их клала.

Села Оля отдыхать,

Захотелось ей поспать.

См.  - Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.: Издательство «Речь», 2001.

- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Психогимнастика

Пантомимический этюд «Хвастовство»

Дети изображают радостного и хвастливого зайку: улыбка на лице, смотрит прямо перед собой, грудь выпячивается вперед.

Пантомимический этюд «Болезнь»

Дети изображают больную и старенькую бабушку: глаза грустные, брови сдвинуты, спина согнута, рука поглаживает спину. туловище слегка наклонено вперед, прихрамывает.

См. - Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: ТЦ Сфера, 1990.

Упражнения на развитие эмпатии

Доброе животное

Цель: уметь действовать сообща, чувствовать желания сверстника, уметь сплачиваться.

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед. Выдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Зеркало

Цель: следить за действиями другого человека, подражать его действиям, контролировать свое поведение.

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Дети – это зеркала, а ведущий становится зверушкой. Зверушка прыгает, строит рожицы, приседает … - зеркала должны точно отражать движения и выражения лица зверушки.

Клеевой дождик

Цель: развивать сплоченность другу, умение соподчиняться.

Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столами.
  3. Обогнуть стол.
  4. Перешагнуть через веревочку.
  5. Прятаться от «диких животных».

На  протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

См. - Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: Приобщение детей и родителей к театрализованной игре через шорские народные сказки

Вид проекта: ролево – игровой.Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.Актуальность проекта: одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошк...

психологический подход к ребенку через театрализованную игру

Основанная на действии, совершаемом самим ребенком,наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями...

А1. Перспективное планирование «Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»

Перспективное планирование«Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»2 младшая группа...

Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованные игры.

В данной статье представлен новый подход к театрализованной деятельности в ДОУ. Театрализованные формы музицирования дают детям незаменимый опыт эмоционального развития и самовыражения. Поэтому очень ...

Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка методами театрализованной игры

Одной из особенностей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность ребенка. У детей с ОВЗ, как правило, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы. Театрализованные игры развивают эм...

Методическая разработка. Приобщение к театрализованной игре детей раннего возраста

Театрализованная деятельность является источником развития чувств,  переживаний ребенка, приoбщает его к духовным ценностям. Также театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка,...