Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика
материал по теме

Здоровье наших малышей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyacionnaya_gimnastika.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc51.5 КБ
Файл kompleks_uprazhneniy.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Примерный комплекс упражнений

Автор: Маркелова С.А.

1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

2.
"Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

3.
Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окна". 
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
"Трубочка" - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
"Рупор" - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
"Окно" - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

4.
 "Болтушка"

5. "
Щелканье" ("Цоканье") языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.

6.
"Болтушка"

7. Упражнение
"Крокодил". Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт - в младшем возрасте руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой, в старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз.

8. "
Болтушка"

9. "
Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).

10
. "Болтушка"

11. "
Часики" - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - "Дощечка"). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд.

12
. "Болтушка"

13.
Упражнение "Змея". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык , как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз.

14
. "Болтушка"

15.
"Ножницы" - выполняется лежа на животе, ладони прижаты к полу. Выполняется 5-7 раз.

16
. "Накажем непослушный язык" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

 

Из упражнений, приведенных ниже, вы можете подобрать для своего ребенка более простые, с которых начнете заниматься.

 

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: "бл – бл – бл".

 

На нижней губке язычок

Расстелим, как половичок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

 

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

Как волшебник, наш Николка -

Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

 

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.

 

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

 

Шарик лопнул у Танюшки –

Плачет бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук "ш". передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

 

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – "ыыыы"!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

 

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

 

Лопаткой яму я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.

 

Ветер дул на одуванчик –

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.

 

Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука "о". затем имитировать захват губами ягоды земляники.

 

Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

 

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

 

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Плачет великан – ребёнок.

Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.

 

Сосёт апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

 

Тарелку вылизал щеночек,

Колбаски просит он кусочек.

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напомнить тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

 

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

 

У щенка малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.

 

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

 

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 5

 

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко .

 

Наливаем воду в бочку –

Надуваем сильно щёчки.

Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.

 

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

 

Мы печём, печём блиночки

И для сына, и для дочки.

Немного приоктрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

 

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

 

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжа.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (как лошадка цокает копытами)

 

Тик – так, тик – так –

Ходят часики –

Вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

 

На качелях мы качались

И друг другу улыбались.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика №1

Автор: Маркелова С.А.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

· «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

· «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

· «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

· «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

· «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

· «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

· «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

· «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
.

Дыхательная гимнастика №2

Комплекс № 1

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз 
  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
  6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз 

Комплекс № 2

  1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз 
  2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз. 
  3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз 
  4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов. 

Дыхательная гимнастика № 3

Комплекс № 1

Трубач

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносит «п-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

Каша кипит

Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф. Повторить 3-4 раза.

Паровозик

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

На турнике

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад за голову – долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Комплекс № 2

Насос

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6-8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». повторить 5-6 раз.

Вырасти большой

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.
Гуси летят
Медленная ходьба в течение 1-3 мин. Поднять руки в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у».

Дыхательная гимнастика № 4

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.       

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

 

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

 

Повторить 2-3 раза

 

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш--ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

 

Повторить 3 – 4 раза.

 

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

 

Повторить 3-4 раза.

 

 

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову.

Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

 

 

Упражнение 8.ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

 

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

 

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

 

Дыхательная гимнастика № 5

1. «ЧАСИКИ»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

2. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд.

6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки-вдох, палку опустить назад на лопатки-длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага-вдох, на 6-8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

8. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5-6 раз.

10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки-вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.

12. «ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

13. «МАЯТНИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне-выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз-выдох, произносить «г-у-у у-у».

15. «СЕМАФОР»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны-вдох, медленно опускать вниз-длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.

 



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии

Разработала: Маркелова С.А.

Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся дошкольникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса подразумевает знание основных положений кинезиологии и основ точечного массажа.

Упражнение для развития памяти 

Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас.

массажируем точку на переносице

Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами.

массажируем точки на висках

Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Пальчиковая гимнастика 

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке


Точечный массаж 

На полянке стоит дом.
В этом доме умный гном.

массажируем точку между бровей

Он в окошечки глядит,
Что увидит — говорит.

массажируем точки на висках


Упражнение перед психомышечным расслаблением 

Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Упражненье начинаем,
Руки выше поднимаем.
Кулачки зажали. Тихо посчитали:
1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали. Ехали — устали.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
На корабль мы попали,
Волны сильно нас качали.
Чтоб случайно не упасть,
Ноги нужно напрягать.
1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Вот мы на велосипеде
Едем, едем, едем, едем.
Все проехали дороги,
Отдыхают наши ноги.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Набежала черная туча —
Мы глаза зажмурим лучше.
Все лицо мы напрягаем,
Теперь спокойно отдыхаем.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Дождь пошел и сильный ветер —
Задрожали наши дети.
Все наше тело в напряженье,
Очень трудно без движенья.
1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.
Всем, конечно, очень нравится
Лечь, глаза закрыть, расслабиться.

Психомышечное расслабление «Цветные краски» 

Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

Мишка 

Мишка ложкой кушал мед.
Набрал он меда полный рот,
На пенечке он сидит
И тихонько говорит:
«Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу,
В гости лучше я пойду,
Друга я себе найду».
Это будет ………
Катя, глазки закрывай:
Кто перед тобой — узнай.

задания подбираются в зависимости от цели и темы занятия


Массаж ладоней 

Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

Ласковое солнышко 

Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали.

Пальчиковая гимнастика «Новый год» 

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец


Где вы, рыбки? 

Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают
в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы
плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле
чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.
Рыбка — присесть.
Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.

Букет цветов 

Посадили зернышко,

ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»

Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!

кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Зернышко, расти — расти!

ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки,

ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки.

кисти сжимаем и разжимаем по очереди


Пальчиковая гимнастика «Путешествие» 

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.

возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот ладошечки шуршат,

потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат.

потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей,

хлопки

А теперь ты их согрей.

ладони на щеки

К путешествию готовы?

кулаки на коленях

Да!

руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова:

вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.

руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.

ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

Едет поезд,

ребром ладони двигаем по коленям или по столу

Колеса стучат.

кулачки стучат по коленям или по столу

С поезда много веселых ребят (зверят).

подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол

Перечислить имена детей (зверей). Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу.

Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке» 

Позвала нас в гости кошка,

ладони на щеках, качаем головой

И пошли мы по дорожке.

пальцы «шагают» по коленям или по столу

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Видим дерево высокое,

наставляем кулачки друг над другом

Видим озеро глубокое.

волнообразные движения кистями

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Птицы песенки поют

ладони перекрестно — «птица»

Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,

пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот

Никому их не дают.

ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Это дом,

«крыша»

А в нем окошко.

«окно»

Нас встречают кот и кошка.

хлопаем в ладоши

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Мы немножко погостим

руки «здороваются»

И обратно побежим.

пальцы «бегут» по коленям или по столу

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу


Слова для упражнения с панно «Гусеница» 

Шла гусеница по дорожке.
У нее в ботинках ножки.
Ротик, нос, а глаза — два,
И большая голова.
Желтый, зеленый, красный, синий,
С улыбкой ты всегда красивый!

по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы


Слова для упражнения с шумовыми инструментами 

Чики-чи, чики-чи.
Кто же это так стучит?

левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот

Крепко глазки закрываем,

дети закрывают глаза ладонями

Кто это стучит — узнаем.

ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек)

Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет.

Магазин одежды 

Открываем магазин,

соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны

Протираем пыль с витрин.

ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот

В магазин заходят люди,

подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой

Продавать одежду будем.

костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки

дети называют различную одежду

Магазин теперь закроем,

фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони

Каждый пальчик мы помоем.

массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки

Потрудились мы на «пять» —

потираем ладони

Пальцы могут отдыхать.

поглаживаем каждый палец


Найди животных 

Мы тихонько в лес зайдем.

пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем?

одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.

одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

дети по очереди называют диких животных

По деревне мы шагаем,

пальцы шагают по столу (коленям)

Видим будки и сараи.

одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

дети по очереди называют домашних животных

В жарких странах оказались,

пальцы шагают по столу (коленям)

Очень долго удивлялись.

одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

дети по очереди называют животных жарких стран


Урожай 

Овощи растут на грядке.

скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы

Посчитай их по порядку:

соединить по очереди пальцы на двух руках

Капуста, перец, огурец,

кулак, ребро, ладонь

Я сегодня молодец.

гладим себя по груди

На грядке овощи растут,

скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы

Что же мы увидим тут?

соединить по очереди пальцы на двух руках

Картофель, помидор, морковь,

кулак, ребро, ладонь

Мы себя похвалим вновь.

гладим себя по груди


Осень 

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Приходи!

зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Погляди!

ладони на щеки

Листья желтые кружатся,

плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся.

ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет,

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,

синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,

«птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.

барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем

имитируем

И ботинки обуваем

топаем ногами

Знаем месяцы:

ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

кулак, ребро, ладонь


Осень 

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Приходи!

зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Погляди!

ладони на щеки

Листья желтые кружатся,

плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся.

ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет,

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,

синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,

«птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.

барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем

имитируем

И ботинки обуваем

топаем ногами

Знаем месяцы:

ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

кулак, ребро, ладонь


Зима 

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь


Грибы да ягоды 

Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог:

ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)

Дождь грибочек поливал,

пальцы ласково глядят по щекам

И грибочек подрастал.

руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг

называем грибы

Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу.

кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)

Солнце ягодку согрело,

пальцы ласково гладят по щекам

Наша ягодка поспела.

делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках

называем ягоды


Точка внимания 

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди


Внимательный мишка 

По полянке мишка шел

пальцы одной руки шагают по ладони другой

И в бочонке мед нашел.

царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой

Лапкой мед он доставал,

надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки

Язычком его лизал.

круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки

Нету меда!

крепко зажать кулаки

Где же мед?

выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка — не найдет.

ладони на щеках, качаем головой

Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.

указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы


Это звери 

У зверей четыре лапы.

поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках

Когти могут поцарапать.

пальцы двигаются как коготки

Не лицо у них, а морда.

соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз

Хвост, усы, а носик мокрый.

волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа

И, конечно, ушки

растираем ладонями уши

Только на макушке.

массажируем две точки на темени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...