«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник».
материал на тему

Леон Лариса Семёновна
Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник».

                                  Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети»

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Таковой и является гармония человека с природой. Мы, взрослые должны понять и донести детям три основных правила:

- Человек - основная часть Природы;

- Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу; а рассматривать их надо в единстве;

- Человек и все, что его окружает - это частицы единого, Целого;

- ответственность Разума перед Природой.                                                      Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы через поэзию, живопись, музыку. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.                                         Искусство - особенно сильное и незаменимое средство воспитания взаимоотношений человека с природой и соблюдения между ними гармонии. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее  внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в природе и жизни.                                                                                                              Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Изобразительное искусство, как явления природы, у ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый. Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту.                                                                                                         Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие окружающего мира, его красок форм, звуков.                                                В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.                                                       Воспитание тонкого аппарата творческого восприятия природы, жизни, искусства, вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной среде деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим и природным миром.

Искусство, в том числе и театр, учит нас замечать и ценить всё прекрасное в том, что нас окружает. Тот, кто любит и ценит красоту, вряд ли станет разрушать. Часто зло начинается с самого малого-с оторванных крыльев у мухи, как раз той самой мухи, из которой стоит делать слона. Можно уничтожить вредное насекомое, но нельзя его терзать. Это развращает детскую душу.                                                                                                      Любовь к животным воспитывает у ребёнка чувство ответственности. А это, пожалуй, самое главное. Ответственности за чьё-то здоровье, за чью-то жизнь, За свой выбор. Помните, как у Сент-Экзюпери: "Мы всегда в ответе за того, кого приучили". И ещё: "Встал утром, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету". Писатель Николай Сладков говорил: "Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно". Одним из таких помощников является театрально-игровая деятельность детей. Почему театральное творчество детей мы называем театрально-игровым?  Потому что оно, в отличие от творчества взрослых, носит свободный игровой характер, который сохраняется даже в том случае, когда детьми разыгрывается спектакль на литературный сюжет.

Драматический театр.                                                                                                      Театр, где роли исполняют сами дети.                                                                         Чем меньше ребёнок, тем больше его деятельность схожа с игровой, тем больше подражательности в его действиях. Малышу 3-4 лет недоступна длительная работа над образом, подмостки его смущают. Так как у маленького ребёнка развитие речи отстаёт от развития движений, ему легче показать, чем сказать, поэтому хорошо использовать простые инсценировки рифмованных текстов. Тексты могут быть разными, но, коль мы говорим о взаимоотношениях человека с природой, то лучше брать тексты о животных или такие, которые помогут ребёнку осознать себя, как биологическое целое (ощутить своё тело и каждую его часть). На этом построена почти вся народная педагогика ("Сорока-ворона", "Ладушки-ладушки"...)                            Можно брать и авторский текст. Например, стихотворение Е.Коргановой "Ладушки-ладошки" или сказка К.Чуковского "Цыплёнок". В книге не расписаны движения, но каждый придумает свой вариант. Инсценировать стихи можно и с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Этюдная работа.                                                                                               Маленькому актёру ещё нужно многому научиться прежде, чем выйти на подмостки. В любом деле человек начинает с азов, с небольших лёгких задач, упражнений, если мы говорим о театральном творчестве - этюдов. И, если спектакль, инсценировку поставить мы не успеваем, то этюдная работа вполне реальна и необходима.                                                                            Она освобождает творческую природу ребёнка, создаёт условия, в которых эта природа пробуждается и действует. Она приводит к освобождению мышц, к правильному сценическому самочувствию, к умению органически действовать в предлагаемых обстоятельствах - "быть, а не казаться на сцене". Этюдная работа снимает с ребёнка зажим. Этюдной работой в широком смысле слова мы называем все виды тренировочной работы: от простейших упражнений до сложных сюжетных этюдов.                                                               Театр в переводе с греческого означает "действие". Выполняем ли мы простейшее упражнение или работаем над сложным сюжетным этюдом, действие подчиняется одним и тем же законам, законам нашей органики (оно должно быть естественным). Но, каждое действие можно выполнить по-разному. В жизни мы ведём себя органично, не задумываясь. Например, когда в жизни мы задумывались над выражением своего лица?! Занятые делом, мы даже не подозреваем, как выглядим со стороны. Обдуманное выражение лица у нас бывает только, когда мы хотим кого-нибудь обмануть или пытаемся что-либо скрыть.                                                                                       Так, к примеру, скрывая несчастья, люди делают весёлое лицо, улыбаются, получив отказ - стараются казаться равнодушными... И, как правило, начинают вести себя неестественно, движения становятся скованными, на лице - застывшее выражение...                                                                               Ничего не добьётся и актёр, пытающийся изобразить чувства и старательно проделывающий заранее намеченные жесты, изо всех сил следя за выражением своего лица. Где уж тут думать о партнёре, тут цель - понравиться зрителям или вам, воспитателю.

Но, вся система Станиславского (система органического действия на сцене) заключается в моменте толерантности - умении слушать и слышать. Поэтому начинать работу следует с тренировки отдельных элементов органического действия: внимания, воображения, оценки предлагаемых обстоятельств. Для развития каждого из этих элементов существует ряд упражнений.

"Эмпатия"                                                                                                       Представляешь себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы. Пример: Ты - уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?) Или. Ты - цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи. Или. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать.

"Точка зрения"

Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя. Примеры: мальчик увидел гнездо. Его действия. (Мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным). Или же: в одной и той же ситуации предлагаем ребёнку сыграть разные образы: муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук? А теперь поменяйтесь ролями. Или: вы изображаете двух собак. Одна - большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная.                                                                                                       После обсуждения действий и чувств заданных образов, упражнения разыгрываются в виде инсценировок. Ценность этого приёма в том, что ребёнок учится чувствовать ситуацию с разных точек зрения, может проанализировать её плюсы и минусы.                                                                          Эта способность лежит в основе природоохранной деятельности. Сорвать цветок для человека хорошо. Он будет стоять в вазе, им можно любоваться. Но, когда ребёнок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить. Речь идёт опять же о чувстве ответственности.

Упражнения, обращённые к слуху:

  1. Посидеть, не шевелясь, и прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Назовите, что вы слышали. (Стук, голоса, гудок машины, шум ветра, пение птиц, шелест листвы, шум дождя...)
  2. Звуки за стеной, в коридоре.
  3. В комнате, где находитесь сами.

Последнее потребует особенной сосредоточенности, ведь здесь звуки будут совсем слабые и случайные. (Треск, дыхание товарищей...) Можно положить на верхнюю полку часы - будильник (для лучшей акустики) и спросить: "Какой новый звук появился в нашей комнате?"

Упражнения, обращённые к зрению:

  1. Рассмотреть какой-нибудь предмет и описать его во всех подробностях.
  2. Закрыть глаза и вспомнить, во что был одет Саша, или какая причёска сегодня у Кати...
  3. Знакомая всем нам игра "Что изменилось?", когда мы убираем или меняем местами предметы.

Упражнения на обоняние и вкус:

Не меньшую роль играют упражнения на обоняние и вкус: игры: "Определи на вкус", "Угадай по запаху".

Упражнение на осязание:

"Определи на ощупь"...

Упражнения, развивающие воображение:

Для развития воображения также есть множество упражнений. Например, вы предлагаете детям, взяв в руки какой либо предмет (или посмотрев на какую либо вещь в комнате), сочинить его историю: кто были его владельцы, каким образом он попал сюда, что с ним произойдёт через сто лет, когда его найдут в раскопках.

Можно брать 3 или несколько предметов, ничем не связанных между собой (скажем, иголку, скамейку и ключ) и пытаться с детьми сочинить рассказ, где бы эти предметы фигурировали и были нужны друг другу для развития сюжета.

Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной, дабы не утратить гармонию с природой.        

Нам взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, через искусство, что бы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-викторина : «Дом наш – храм. Храм – наш дом »

Цель: раскрыть значение дома, как храма в русской культуре  и храма, как дома для верующих людей....

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»

* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

"Путешествие в храм природы"

Информационно-иследовательский проект "Путешествие в храм природы"  для детей 5-6 лет....

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...

Отчет о проведении Всероссийского урока "Эколята- молодые защитники природы" дошкольный возраст 5-6лет «Друзья человека»

Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка дошкольного возраста, а домашние животные -это та часть окружающего мира, которая наиболее доступна для наблюдения и взаимодействия. Домашние животны...