Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники
методическая разработка по теме

Особенности развития психических процессов дошкольника.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника.

Задачи работы педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_sayt.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Я дома не люблю сидеть,

                                                                        Нет, не люблю сидеть.

                                                                        Мне нравиться на мир глядеть...

                                                                                                         Е.Благинина

        Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом заранее сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личности ребенка и подготовка его к дальнейшему обучению в школе.

        Развитие памяти, внимания, общих способностей наших детей- главная задача творческого педагога и любящих, заботливых родителей.  Выполнить ее мы можем только совместными усилиями. Мы должны развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е.адаптируем их к учебному процессу; а также научим рациональным приемам обработки информации, т.е. овладение приемами РАЦИОТЕХНИКИ (логическое мышление), МНЕМОТЕХНИКИ(искусственные приемы запоминания) и ЭЙДОТЕХНИКИ(образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы,логоневрозы, различные психические отклонения.

        Исследования последних 10 лет показывают, что дети, углубленно занимающиеся интеллектуальным развитием , опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения.

        Каждый хочет видеть своего ребенка умным, сообразительным, интеллектуально развитым. Чтобы помочь малышу реализовать свои богатые потенциальные возможности умственного развития, нужно давать ему то, что он готов усвоить, что необходимо ему в данный момент. Нужно « хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления и умственного труда» (В.И.Сухомлинский).

Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых приемов и моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.                                                                                                                                                                                  

Мы всегда должны помнить, что ребенок испытывает радость от занятий только в тех случаях,                                                                                                             

 - если ему это интересно;

  - если у него что-то получается;

  - если его понимают;

  - если его принимают таким, каков он есть.

Моя работа рассчитана на систематическую работу с детьми 5-7 лет по нескольким направлениям:

  1. развитие логического и образного мышления;
  2. развитие внимания и памяти;
  3. развитие речи и воображения;
  4. подготовка руки ребенка к письму.

Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания, и основными средствами,которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки( прежде всего это разного рода модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

        Образы восприятия окружающего мира переплетаются у малыша с прошлым опытом. Здесь происходит выход за пределы конкретной ситуации. В восприятии сказываются особенности личности ребенка, его интересы, прошлый опыт, склад психической жизни. В этот процесс включается и воображение,  обеспечивая оригинальность воспринимаемого образа.

       Развитие любознательности, стремления познавать окружающее, произвольности поведения приводит к тому, что постепенно у дошкольника восприятие превращается в особую умственную деятельность, имеющую цель – наблюдение. Эту цель сначала ставит взрослый и помогает ребенку наблюдать, называя предметы и их признаки, задавая вопросы. Указательный жест направляет внимание малыша. И здесь внимание выступает как средство умственной деятельности. Его устойчивость, сосредоточенность, переключение и распределение помогают выделить объект, переходить от одного признака к другому, с одной стороны к другой, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Затем ребенок начинает сам ставить цель , наблюдать и управлять своим вниманием. Так восприятие становится произвольным , оно превращается в особую целенаправленную интеллектуальную деятельность. Благодаря этому ребенок больше замечает вокруг себя и лучше понимает окружающее.

      Развитие восприятия тесно связано с развитием речи. Малыш не только называет воспринимаемое определенным словом, но и сравнивает его с данными своих наблюдений, пытается установить, верно ли дано название, анализируя значение слова. Речь выполняет и еще одну важную функцию в организации наблюдения – планирующую. С помощью речи ребенок предварительно намечает то, что он будет наблюдать. В речи малыш фиксирует данные наблюдений.

      С целью развития восприятия, мышления и речи ребенка необходимо объяснять ему значение слов, связывая их с соответствующими предметами и их признаками, свойствами, качествами.

        Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведение того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д.  Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, т.к. усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков,привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

        У дошкольников память носит непроизвольный характер ,т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становися произвольной,т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и припоминания, воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельноти.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует МНЕМОТЕХНИКА.

         Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавлиемые внутри того, что запоминается ( между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем- либо уже хорошо известным.

      Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы ,событий, предметов, их свойств, качеств,признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Для того, чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у ребенка, следует организовать его активную деятельность, специально включая материал для запоминания. Благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостный образ. Память включается в наблюдение, но в то же время сама зависит от умения субъекта наблюдать.

Задачи работы педагога

  1. Развивать у детей психические процессы: память( различные виды), внимание,мышление.
  2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
  3. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений в мнемотаблице.
  4. С помощью приемов мнемотехники развивать у детей память, учить с детьми стихи.
  5. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  6. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  7. Формировать у детей учебные навыки, желание заниматься сообща.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов дошкольников

Развиваем внимание, память. Учимся сравнивать....

Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников

Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...

Развитие психических процессов дошкольников в домашних условиях

Актуальность темы. Особенности развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развивающие игры и упражнения....

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...

Конспект занятия по развитию речи "Катины помощники" с использованием приемов мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием приемов мнемотехники...

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы...