Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста и методы её коррекции
методическая разработка (средняя группа) по теме

 

В данной статье поднимаются актуальные проблемы современного общества на сегодняшний день. Все больше детей дошкольного возраста попадают в зависимость от компьютера и с этим надо что – то делать . В статье говорится о том как развивается зависимость и методы её лечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Фесянова

 МБДОУ№37, г. Армавир.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Компьютерная зависимость? Разве может быть такое? Вроде бы всё так хорошо, так благопристойно: дети занимаются интересным делом, интеллектуальным трудом. Почему же Всемирная ассоциация здравоохранения причислила компьютерную игровую зависимость к разряду тяжёлых заболеваний. У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжён снабжен центром удовольствия. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Компьютерная болезнь - это недуг, который формируется постепенно.

Почему формируется компьютерная зависимость? Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Когда ребёнком овладевает чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: он становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру. В компьютерной игре ребёнок может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворённость? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребёнком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребёнку взрослые.

Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лешенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей.

Возникают эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста. 1.Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: неуравновешенность; возбудимость; бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями  (покраснение, усиленное потоотделение и т.д.); негативизм; упрямство; неуступчивость; конфликтность; жестокость; устойчивое негативное отношение к общению; застревание на отрицательных эмоциях; эмоциональная холодность; отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

Отдельно различают два вида зависимости: сетеголизм и кибераддикция.

Сетеголизм. Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение.

Кибераддикция. Это зависимость от компьютерных игр. Игры по степени опасности подразделяються на группы в зависимости от характера той или иной игры:

1.  Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. Здесь происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность - эти игры наиболее опасны.

2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации азарт достижения цели, «прохождение» игры или набор очков.

На данный момент, когда подрастает первое поколение «экранных детей» последствия, становятся все более очевидными. Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития - дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. Покупая малышу, новые компьютерные игры родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития.

Лечение компьютерной зависимости - сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. В таких случаях родители должны поддержать ребёнка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребёнок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребёнка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребёнок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребёнком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в  обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научился отличать игру от реальности. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста".

Как разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников»Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни совреме...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: "Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста"

Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю ...

Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста

Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста...

доклад на тему «Работа с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Работа с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей ...

Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети.Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя дом...