Проект по патриотическому воспитанию "Моя малая родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Матвеева Олеся Александровна

Актуальность темы:

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patriot.docx621.69 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

ПРОЕКТ “МОЯ МАЛАЯ РОДИНА” (семья, дом, детский сад)

Проект: 

Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Актуальность темы:

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Гипотеза:

Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи проекта: 

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
  8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Основные направления реализации проекта: 

  1. Разработать проекты:
  1. “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
  2. “Мое село и область в которой я живу”;
  3. “Россия – Родина моя”;
  4. “Земля – планета на которой мы живём”.
  1. Разработать и провести циклы занятий:
  1. “Мой дом – моя семья”;
  2. “Хорошо у нас в саду”;
  3. “Улицы родного села”;
  4. “Мое село на Волге”;
  5. “Моя Родина – Россия”;
  6. “Москва – столица нашей Родины”.
  7. Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России, Самарской области;
  8. “Защитники отечества”;
  9. “Мы – дети Земли”;
  10. “Береги свою планету” .
  1. Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма.
  2. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
  1. Проведение праздников в детском саду:
  1. “День защитников отечества”;
  2. “9 мая – день Победы”;
  3. “Мамин день”;
  4. “Праздники по народному календарю”.
  1. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
  1. “Славься Край Самарский!”;
  2. “Село Хрящевка – глазами детей”.
  1. Деятельность Центра народного творчества детей:
  1. Оркестр народных инструментов.
  2. Театр русского костюма.
  1. Физкультура и здоровье:
  1. Организация дней здоровья.
  2. Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
  3. Экологические походы, поездки на море.
  4. Спортивные праздники “Малые Олимпийские игры”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Фестиваль подвижных игр народов Поволжья”.
  1. Акции:
  1. “Памятник”.
  2. “Озеленение территории детского сада”.
  1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
  1. Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т.д.
  2.  “Центра народного творчества”, мини-музеев “Летопись c.Хрящевка, “Москва – столица России” и т.п.
  3. Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
  4. Оформление альбомов: “Достопримечательности с.Хрящевка, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”.
  5. Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
  1. Работа с родителями:
  1. Знакомить детей с семейными реликвиями.
  2. Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
  3. Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
  4. Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
  5. Помощь в снятии видеофильмов.
  6. “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
  7. Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наше село”, “Земля – планета на которой мы живём”.
  1. Социальное развитие:
  1. Встречи с почетными людьми села.
  2. Экскурсии.
  3. Посещение выставок.
  4. Создание библиотеки в группе.
  5. Создание видеотеки.
  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» села Хрящевка с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного, коррекционно-развивающего и художественно-эстетического развития воспитанников.

СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ

    Подвижных игр народов          

                           Поволжья 

                                                                                 

Апрель 2011 г.

  1. Дата проведения: 28 апреля
  2. Место проведения: муз. зал.
  3. Одежда детей:  народные костюмы, спортивные костюмы.
  4. Оборудование: атрибуты к подвижным играм: маски-шапочки, мячи, гимнастические палочки, веревка, обручи; национальные костюмы; муз. сопровождение; национальные угощения.
  5. Программное содержание:
  6. -Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих в Поволжье через ознакомление с народными играми.
  7. -Развивать разностороннюю координацию движений, быстроту реакций движений, скорость, ловкость, силу меткость.
  8. -Воспитывать у детей эмоционально-волевые качества.
  9. -Создать радостную, веселую атмосферу праздника в совместном сотрудничестве с родителями.
  10. Предварительная работа:  (совместно с воспитателями,  инструктором по физ. культуре и  родителями)
  11. -Знакомство с жизнью народов, проживающих на территории Поволжья.
  12. -Беседы с детьми.
  13. -Рассматривание иллюстративного материала.
  14. -Подготовка мини-презентации национальных костюмов.
  15. -Изготовление атрибутов к играм.
  16. -Разучивание подвижных игр разных народов.
  17. -Сюжетные занятия по физкультуре
  18. Ход праздника:
  19. Звучит торжественная музыка, выходит Русская красавица.
  20. Русская красавица:- «Волга! Большая русская река,
  21.  (ведущая)                   Волга! Как красивы твои берега!
  22.                                      Волга! Я люблю тебя всей душой,
  23.                                      Ведь ты украшаешь край мой родной.
  24.                                      Волга! Ты нас кормишь и поишь века,
  25.                                      Волга! Ты балуешь и развлекаешь меня.
  26.                                      Волга! Я так благодарна судьбе,
  27.                                      Что мы повстречались на поволжской земле!»
  28. -Здесь на берегу  красивой и щедрой реки Волги издавна живут народы разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, калмыки. Все они имеют свой язык, свои обычаи, свои игры и сегодня  нам их представят.
  29. «Необычный день начинается,
  30. Фестиваль игры приближается.
  31. Миллион друзей соберет игра
  32. Миллион друзей, да из края нашего
  33. Каждый едет к нам со своей игрой необычною, знаменитою!»
  34. «Уважаемые, гости мы рады приветствовать Вас на открытии фестиваля  подвижных игр народов Поволжья!!!!!»
  35. -«Для детей все открыты дороги
  36.  Нет преград на их светлом пути.
  37. Шустрые, спортивные
    Сообразительные, любознательные,
  38. В общем,  привлекательные!
  39. Все-то умные, красивые,
  40. Лукавые, счастливые!
  41. Фестиваль мы начинаем,
  42. И с поклоном приглашаем,
  43. Всех кто любит поиграть,
  44. И себя испытать!»
  45. -Итак, я представляю вашему вниманию наших гостей из Калмыкии.
  46. (команда первой младшей группы вместе с родителями)
  47. Родители рассказывают об обычаях калмыцкого народа, демонстрируют свой национальный костюм,  показывают вместе с детьми  игру:
  48. «Заведи овцу в кошару»
  49. (дети  вместе с родителями с помощью гимнастических палок закатывают мячики  в обручи, лежащие на полу)
  50. Игру проводят 2-3 раза со всеми желающими
  51. Для всех присутствующих был приготовлен калмыцкий чай и вкусное печенье .
  52. Р.к:  - «Поблагодарим  команду Калмыкии и встречаем команду Удмуртии (вторая младшая группа)
  53. - Очень интересное выступление вместе с угощением подготовила команда из Удмуртии.
  54. -Наши гости привезли  удмуртскую игру «Собачки и зайцы»
  55. (девочки-зайчики, перепрыгивают на двух ногах через веревку  после слов ведущего: «Зайчики, зачем капусту съели?» и убегают от мальчиков-собачек)
  56.  (дети играют несколько раз, затем угощаются национальным блюдом)
  57. -Спасибо команде из Удмуртии за веселую игру.
  58.                                
  59.                                 «Если хочешь ловким быть,
  60.                                   Если хочешь быстрым быть
  61.                                   Познакомься  с татарской игрой
  62.                                   Даже очень, беговой!»
  63. -Мы приветствуем нового участника фестиваля команду Татарстана. (Дети  средней группы заходят в зал под музыку, родители в  национальных костюмах представляют свою команду, рассказывая об истории своего народа, особенностях костюма, обычаях).

  1. -Команда Татарстана представляет нам игру «Серый волк»
  2.  
  3.  (игру проводят несколько раз со всеми желающими, а в заключении угощают  сладким «Чак-Чаком»)
  4. Ребенок: - «Мы представители Мордовии
  5.                    И покажем вам игру:
  6.                   «Раю- Раю» - всех друзей в круг созываю!»
  7. Свою команду из Мордовии представляет  старшая – подготовительная группа. Дети и взрослые в национальных костюмах рассказывают о своем народе. Показывают обычаи мордовского народа и играют в игру «Раю-раю»

  1. Русская красавица:
  2. -Вот и подошел к концу наш первый фестиваль подвижных игр народов Поволжья.
  3. -Спасибо,  командам за активное участие.
  4. - Благодаря  им, мы сегодня много нового узнали о людях,
  5. живущих рядом с нами, но говорящих на других языках, в интересные игры поиграли,   вкусные угощения попробовали.
  6. - Все мы и русские и  мордва,  чуваши, татары, удмурты – одна большая дружная семья!!!
  7.                                  
  8.                                   «Зеленеет лес и луг,
  9.                                   Так красиво все вокруг.
  10.                                   И зовет тепло лучей,
  11.                                   На игру всех друзей!»
  12. -Всех гостей и участников фестиваля мы приглашаем в дружеский хоровод.
  13. (звучит музыка «Мы снова вместе»)
  14. Русская красавица:  «Ну, вот пришла пора
  15.                                     Сказать всем на прощанье,
  16.                                     До новой встречи – До свиданья!»
  17. Награждение всех команд и родителей, принимавших активное участие в работе фестиваля благодарственными письмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "С любовью к малой Родине"

Детский проект воспитателя круглосуточной группы Наумовой Екатерины Владимировны содержит: этапы работы над проектом, паспорт проекта, портфолио....

Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы

Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...

Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"

Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...

Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"

Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...

Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном  возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием  у детей любви к " малой Родине", ...

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...

конспект физкультурного занятия в доу по патриотическому воспитанию "Малая Родина"

Обучающие задачи*совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения;*совершенствовать умения и навыки выполнения основных движений;Развивающие задачи*развивать физиче...